Создание системы управления охраной труда – новая обязанность работодателя

951
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Обязанность по созданию в организации системы управления охраной труда была закреплена в Трудовом кодексе РФ почти два года назад, но до сих пор многие специалисты по охране труда не знакомы даже с основными принципами ее построения.
В.А. Солдунов, нач. отд. политики охраны труда
Департамента условий и охраны труда Минтруда России

В этой статье вы прочитаете: 

  • Трудности создания и функционирования системы управления охраной труда
  • Структура системы управления охраной труда

Несмотря на то что изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее – Закон № 421-ФЗ) в ст. 209 ТК РФ, содержащие определение понятия «создание системы управления охраной труда» (далее – СУОТ), и в ст. 212 ТК РФ, предусматривающие обязанность по созданию в организациях, действуют уже достаточно долго (с 1 января 2014 г.), новизна данной обязанности не притупилась, и новые требования продолжают вызывать немало вопросов.

Трудности связаны в т. ч. с отсутствием принятого в установленном порядке Типового положения о системе управления охраной труда (далее – Типовое положение), которое согласно новой редакции ст. 209 ТК РФ должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По этому поводу следует отметить, что проект приказа по созданию системы управления охраной труда Минтруда России о Типовом положении был подготовлен и опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения больше года назад, однако процесс утверждения документа пришлось приостановить из-за продолжающегося активного внесения изменений в трудовое законодательство: как представляется, было бы неправильно принять приказ и тут же начать делать в нем поправки.

В этой связи планируется, что (ориентировочно в декабре 2015 г.) Минтруд России внесет в Правительство РФ законопроект, содержащий изменения в Трудовой кодекс РФ (в частности, касающиеся введения в полном объеме процедуры оценки профессиональных рисков, которая в ст. 209 ТК РФ уже тоже упоминается), и либо в текущем году, либо в следующем Типовое положение будет утверждено.

В определении СУОТ, которым была дополнена ст. 209 ТК РФ, указано, что структура системы управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Целью разработки и внедрения СУОТ в организации является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Структура создания и функционирования системы управления охраной труда

Структура СУОТ должна включать следующие обязательные элементы:

  • политику в области охраны труда;
  • цели в области охраны труда;
  • задачи и программы по достижению поставленных целей;
  • планирование и организацию работ по охране труда;
  • процедуры СУОТ;
  • механизмы контроля функционирования СУОТ;
  • анализ эффективности СУОТ со стороны работодателя.

Рассмотрим некоторые из перечисленных элементов подробнее.

Политика в области охраны труда

К политике в области охраны труда предъявляются следующие три основных требования:

  • краткость;
  • четкость изложения;
  • документальное оформление (утверждение руководителем организации или иным уполномоченным им лицом).

Политика в области охраны труда должна разрабатываться на основании специальной оценки условий труда (в конце 2015 г., после принятия упомянутых изменений в Трудовой кодекс РФ, сюда, скорее всего, уже можно будет добавить и оценку профессиональных рисков) и соответствовать специфике деятельности работодателя. Понятно, что у организаций из разных отраслей хозяйственной деятельности политика в области охраны труда будет различаться.

Создание системы управления охраной труда – новая обязанность работодателя

Политика в области охраны труда включает обязательства:

  • по предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обеспечению соответствия деятельности предприятия законодательству РФ в области охраны труда;
  • постоянному улучшению и совершенствованию СУОТ;
  • улучшению условий труда.

Политику в области охраны труда рекомендуется актуализировать не реже чем один раз в три года либо по усмотрению работодателя. Пока этот вопрос решает сам работодатель.

Создание и функционирование системы управления охраной труда: цели

Цели в области охраны труда должны:

  • быть измеримы;
  • обеспечены реальными и необходимыми ресурсами;
  • соответствовать политике в области охраны труда;
  • быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления работодателя;
  • выражены количественно.

Например, в целях в области охраны труда может быть указано, на сколько процентов предприятие намерено сократить долю работников, занятых во вредных условиях труда, или улучшить их обеспечение высокоэффективными средствами индивидуаль­ной защиты (далее – СИЗ), т. е. должны присутст­вовать конкретные цифры.

В заключение следует отметить, что в рамках государственной политики в сфере охраны труда поставлена задача внедрения в структуру охраны труда системного подхода. Обеспечить выполнение этой задачи позволит создание системы упрваления охраноц труда на каждом предприятии, в т. ч. посредством предоставления работодателю такого типового инструмента, как Типовое положение, с тем, чтобы вся деятельность по охране труда в организациях строилась на единой основе.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

 
«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль