Аукцион по капитальному ремонту: нюансы составления технического задания

2567
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Техническое задание — основной раздел аукционной документации. В нем необходимо как можно более подробно изложить задачи, стоящие перед исполнителем, и обрисовать объем предстоящих работ. Правильная детализация поможет участнику закупки наметить план выполнения задания и сориентироваться по стоимости.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как составить техническое задание для аукциона по капитальному ремонту
  • Что обязательно учесть при выборе подрядчика по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома
  • Нюансы электронного аукциона на капитальный ремонт

Аукционы по капитальному ремонту становятся привычной практикой. Несмотря на то, что Федеральный закон о госзакупках действует уже почти два года, вопросов по его требованиям меньше не становится. А за несоблюдение его положений ответственность предусмотрена как для поставщиков, так и для заказчиков работ.

Составление технического задания для осуществления закупки по капитальному ремонту является важной задачей для заказчика. Допущенные неточности могут инициировать жалобы со стороны участников закупки на неправомерный недопуск к участию в закупке или на утверждение документации с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом и от умения участника закупки правильно заполнить заявку, которая будет соответствовать положениям документации упомянутого Федерального закона, во многом зависит его дальнейшее участие в закупке, возможность стать победителем.

Читайте также: Региональных операторов капитального ремонта
призвали повысить прозрачность

Рассмотрим судебную практику и практику контрольных органов в сфере закупок на выполнение работ по капитальному ремонту по некоторым случаям составления технического задания для заказчика и в части заполнения заявки для участника закупки.

Невнимательность участника закупки при изучении технического задания документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту и последующем заполнении заявки на участие в нем.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Начнем с классического примера, когда участник закупки ошибается просто потому, что невнимательно прочитал техническое задание документации об электронном аукционе или неправильно понял его содержание.

Итак, администрацией муниципального района Алексеевский Самарской области 22 апреля 2014 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru, далее — Официальный сайт) был опубликован электронный аукцион на выполнение работ по усилению фундамента здания.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в документацию об электронном аукционе, помимо информации, приведенной в извещении о проведении данного аукциона, положеновключить требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3–6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Когда заключается контракт на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в силу положений п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ в первую часть заявки на участие в электронном аукционе необходимо включить следующую информацию:

  • согласие по требованию п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в т. ч. согласие на использование товара, для которого в аукционной документации указаны товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, полезные модели, патенты, промышленные образцы, фирменное наименование (если таковые наличествуют), наименование страны происхождения товара, либо согласие в соответствии с положениями п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, указание на перечисленные ранее позиции и, если участником этого аукциона предлагается к использованию товар, эквивалентный содержащемуся в аукционной документации, конкретные показатели этого товара, соответствующие установленным этой документацией значениям эквивалентности, при условии содержания в ней указания на все те же обязательные позиции (товарный знак и т. п.), а также требование о необходимости присутствия в заявке на участие в таком аукционе указания на перечисленные позиции — товарный знак, знак обслуживания и т. п.;
  • согласие в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, конкретные показатели используемого товара, которые соответствуют установленным в аукционной документации значениям, и указание на все те же перечисленные ранее позиции — товарный знак, фирменное наименование (при наличии) и пр.

Участника электронного аукциона могут не допустить к участию в установленных ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ случаях:

  • при непредоставлении указанной в ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ информации или предоставлении недостоверной информации;
  • если предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ информация не соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Компания «…» получила отказ в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что не представила конкретные показатели: «РС-977: п. 1 гвоздей строительных; досок хвойных пород; п. 5 щебня; п. 6 пропана-бутана технического; электродов».

При этом, например, по показателю «гвозди строительные» участнику необходимо было в составе первой части заявки представить «гвозди строительные с конической головкой круглые (с плоской головкой, трефовые с перемычками, трефовые) П1,2–2,0×8–60 (К1,8–3,0×32–80, Т1,8–3,0×32–80, ТП1,8–3,0×32–80) длина гвоздя, мм от 8 менее 90, диаметр стержня, мм свыше 1 менее 3,5, масса 100 круглых гвоздей не более 4,33 кг».

Также важно отметить положение, указанное в техническом задании документации об электронном аукционе: «если в документации об электронном аукционе значение показателей технического или функционального параметра является минимальным, максимальным, сопровождается словами “не менее”, “от”, “до”, “более”, “свыше”, “не более”, “менее”, “ниже”, “не выше”, “типа”, “не ниже”, “или”, отклонение “+/-”, то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры предлагаемых им для применения товаров без слов “не менее”, “от”, “до”, “более”, “свыше”, “не более”, “менее”, “ниже”, “не выше”, “типа”, “не ниже”, “или”, “отклонение”. Если в документации об электронном аукционе значения показателя технического или функционального параметра имеют интервал (диапазон), указанный через словесное обозначение, перечислены через запятую, а также с применением одновременно слов „от и до“, то данное значение является точным и не подлежит изменению. В случае если заказчик при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т. п.), указал два показателя (значения) или более, причем второй и последующие показатели (значения) заключены в скобки, перечислены через дробь или через тире, то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного), а в своей заявке участник закупки указывает один такой показатель (значение) без скобок, дроби, тире».

При этом в решении Самарского УФАС России от 23.05.2014 № 374-8568-14/4, 375-8568-14/4 установлено, что данной компании отказано в допуске ввиду непредоставления конкретных показателей (извещение № 0142300040014000044 — гвозди строительные, доски хвойных пород, щебень, пропан-бутан технический, электроды) товара, используемого при выполнении работ. Заявка компании содержала согласие без указания конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ.

Указанное решение Самарского УФАС России признано недействительным решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2014 по делу № А55-13486/2014, которое было отменено постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014. Последнее было оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2015.

Таким образом, например, в рассмотренном случае участнику закупки необходимо было указать в заявке конкретные значения таких показателей гвоздей строительных с конической головкой круглых, как длина, например 10 мм, диаметр стержня 2 мм, масса 100 круглых гвоздей 4,33 кг (следуя указанной инструкции). Также в случае наличия необходимо указать товарный знак и обязательно страну происхождения товара (например, Россия).

Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

 Учебный центр для специалистов по управлению МКД

 Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

 Форма обучения: заочная.

 Продолжительность: 72 часа.

 Выдается удостоверение установленного образца.

 Получить бесплатный доступ >>

Исходя из изложенного, участнику закупки следует внимательно изучать техническое задание документации об электронном аукционе, внимательно заполнять заявку на участие в электронном аукционе, а в случае обнаружения нарушений (например, каких-либо неточностей, отсутствия конкретной инструкции по заполнению заявки) пользоваться своим правом, предусмотренным гл. 6 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» Закона № 44-ФЗ, обжалования положений документации об электронном аукционе (в данном случае в части технического задания).

Указание в техническом задании документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту ссылок на технические стандарты (например, ГОСТ).

Рассмотрим еще один вопрос, актуальный как для участников закупок, так и для заказчиков, касающийся указания в техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту ссылок на технические стандарты, в частности государственные стандарты (ГОСТ).

Аукцион по капитальному ремонту: нюансы составления технического задания

Напомним, что наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, в силу требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об этом аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в т. ч. обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Описывая объект закупки в документации о закупке, заказчик должен следовать правилам, установленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в частности:

  • описание объекта закупки должно быть объективным, с указанием его функциональных, технических, качественных и эксплуатационных (если необходимо) характеристик. Не допускается включение в описание объекта закупки требований или указаний в отношении товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара (производителя), а также требований к товарам, информации, работам, услугам, если они ограничивают количество участников закупки. Исключение составляет невозможность каким-либо иным способом точно и четко описать характеристики объекта закупки. В документацию о закупке можно включить указание на товарные знаки тех товаров, которые предположительно будут использоваться при выполнении работ, оказании услуг, но поставки их не являются предметом контракта. При этом в описании объекта закупки должны присутствовать слова «или эквивалент». Исключения: несовместимость товаров с другими товарными знаками и необходимость обеспечить их взаимодействие с товарами, которые использует заказчик; при закупке запчастей и расходных материалов к используемым заказчиком машинам и оборудованию на основании технической документации на эти машины и оборудование;
  • следует при описании объекта закупки по возможности использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и термины, определяя технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии с техническими стандартами и регламентами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В противном случае необходимость использования других требований, обозначений, показателей и терминологии требуется обосновать в составе документации о закупке.

Закон № 44-ФЗ предусматривает (ч. 2 ст. 33) обязательное включение в документацию о закупке показателей, с помощью которых можно определить, соответствуют ли установленным заказчиком требованиям закупаемые товар, услуга, работа (ч. 1 ст. 33). При этом приводятся максимум (или) минимум значений данных показателей и неизменные значения (не изменяемых показателей).

На практике возникают случаи, когда заказчиком в техническом задании нечетко устанавливаются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также ссылки на ГОСТ в отношении таких показателей.

Например, организация на Официальном сайте опубликовала электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту наружных ограждений (№ 0358100010014001530). В протоколе рассмотрения первых частей заявок № 0358100010014001530–1 указано, что ООО «N» отказали в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: «в заявке не представлена информация о конкретных показателях, соответствующая требованиям, установленным в Документации об электронном аукционе (не указаны ГОСТ, ОСТ, ТУ на применяемые материалы в пп.: 10, 11, 19, 22 по ЮВБХР и пп. 17, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 31, 35 по СКБХР согласно ТЗ (приложение 2 к документации об электронном аукционе))».

ООО «N» подала жалобу в Ростовское УФАС России на действия аукционной комиссии. На заседании комиссии антимонопольного органа установлено, что в техническом задании не приведены конкретные ГОСТы, в т. ч. по позициям 10, 11, 19, 17, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 31, 35 технического задания документации об электронном аукционе.

Иными словами, заказчик, не установив в техническом задании документации об электронном аукционе ссылки на конкретные ГОСТы, отказывает в допуске участнику закупки на том основании, что тот не указал их в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Поэтому Ростовское УФАС России посчитало, что описание объекта закупки в документации об аукционе не соответствует ст. 33 Закона №  44-ФЗ, что, учитывая требование заказчика к участникам об указании в заявке ГОСТ, ОСТ, ТУ по всем товарам, предлагаемым к использованию при выполнении работ, является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Также антимонопольный орган признал, что ООО «N» «исполнил требования ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, дал конкретное предложение, в т. ч. в отношении обжалуемых позиций, а именно: указал технические и качественные характеристики предлагаемых к использованию товаров при описании позиций». Таким образом, аукционная комиссия, неправомерно не допустив ООО «N» к участию в электронном аукционе, нарушила положения ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

Указанное решение Ростовского УФАС России от 25.09.2014 по делу № 1902/03 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов осталось в силе согласно решению Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2015 по делу № А53-30795/14, постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015, постановлению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2015.

Кроме того, Арбитражный суд Северо- Кавказского округа в постановлении от 07.07.2015 отметил, что обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью довести до участников аукциона понятные и доступные требования к составу и содержанию заявки. Соблюдать указанные положения Закона № 44-ФЗ необходимо в целях обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции.

В продолжении темы технических стандартов рассмотрим еще один характерный случай.

Организацией опубликован на официальном сайте электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (№ 033310000251400002). В результате рассмотрения заявок на участие ООО «К» не было допущено к участию в данном аукционе на основании того, что им в составе первой части заявки «не предложены конкретные показатели в отношении части товаров, установленных Техническим заданием. В частности, не выбраны конкретные показатели, установленные ГОСТ 1412–85 „Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки“, ГОСТ Р 55375–2012 „Алюминий первичный и сплавы на его основе. Марки“».

В Информационной карте документации об электронном аукционе (п. 4 разд. 1.3) по общим (функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным) характеристикам работ (услуг), основным требованиям, объему работ (услуг) и иным требованиям, установленным заказчиком к работам, в т. ч. к результату работ, содержится отсыл в Технической части (Техническому заданию) — ч. II настоящей документации.

В пункте 17 ч. II Технического задания документации об электронной форме установлено, что участнику закупки необходимо поставить «воронку водосточную чугунную. ВР- А-100-00 Назначение: предназначение должно быть для удаления дождевых и талых вод с кровель жилых, общественных и промышленных зданий. Среда рабочая: вода. Материал (основной): чугун. Длина строительная L, мм: 600. Масса, кг: 17. Диаметр условный DN, мм: 100. Из чугуна по  ГОСТ 1412–85 «Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки».

В заявке ООО «К» указано: «воронка водосточная чугунная. Место происхождения „Россия“. ВР- А-100-00 Назначение: предназначение для удаления дождевых и талых вод с кровель жилых, общественных и промышленных зданий. Среда рабочая: вода. Материал (основной): чугун. Длина строительная L, мм: 600. Масса, кг: 17. Диаметр условный DN, мм: 100. Из чугуна по  ГОСТ 1412–85 „Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки“».

Кроме того, в п. 20 ч. II Технического задания документации об электронном аукционе установлено, что участнику закупки необходимо поставить «Панели потолочные с комплектующими „Армстронг“. Размеры, мм, не менее: 600×600×8. Гладкие или с перфорацией или с микроперфорацией. Материал: металл. (Алюминий по ГОСТ Р 55375–2012 „Алюминий первичный и сплавы на его основе. Марки“)».

В заявке ООО «К» указаны следующие сведения: панели потолочные с комплектующими «Армстронг». Место происхождения «Россия». Размеры, мм, 600×600×8. Гладкие. Материал: металл. (Алюминий соответствует ГОСТ Р 55375–2012 «Алюминий первичный и сплавы на его основе. Марки».)

Комиссией Ивановского УФАС России было признано, что первая часть заявки ООО «К» по указанным позициям содержит конкретные показатели используемого товара, которые соответствуют значениям, установленным документацией об электронном аукционе.

Также в подп. 3.2.2 п. 3 «Подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме» разд. 1.2 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе установлено: «в случае указания в составе технической части требования соответствия используемого товара ГОСТу (иному действующему нормативному акту) с полными реквизитами (Приложение — прилагается отдельным файлом) участник закупки обязан указать все конкретные показатели данного товара с использованием не только технической части документации об аукционе в электронной форме, но и соответствующего ГОСТа (нормативного акта). Таким образом, в составе первой части заявки указание конкретного показателя, выраженного в соответствующем ГОСТе (нормативном акте) альтернативными величинами, является обязательным, а отсутствие подобного указания означает, что участник не выражает своего полного и безоговорочного согласия с условиями настоящей документации об аукционе». 

Комиссия Ивановского УФАС России признала данное требование неправомерным, а именно нарушающим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона №  44-ФЗ.

Учитывая изложенное, заказчику при составлении технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту необходимо четко (определенно) его формировать, в т. ч. в части установления ссылок на технически стандарты. Вывод из рассмотренной судебной практики: неправомерно устанавливать в техническом задании документации об электронном аукционе требование о том, что участники закупки должны указывать все конкретные показатели товара по тому или иному ГОСТу, а необходимо согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ прописать, какие именно это показатели, указав их максимумы и (или) минимумы, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Напомним, что за неправомерный отказ в допуске участнику закупки существует административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ: при отклонении заявки на участие в конкурсе; отказе в допуске к участию в аукционе; признании заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе; отстранении участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее — отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; признании заявки на участие в конкурсе (аукционе) надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации (документации об аукционе), когда по условиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок участнику, подавшему данную заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке; при нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытии доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушении порядка рассмотрения и оценки указанных заявок, окончательных предложений участников закупки, который установлен конкурсной документацией, должностные лица могут быть оштрафованы в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта (размер штрафа должен находиться в границах от 5 тыс. до 30 тыс. руб.).

П.В. Карташков, руководитель информационно-аналитической службы ОАО «Объединенная редакция изданий мэра и правительства Москвы»

Аукцион по капитальному ремонту: нюансы составления технического задания

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль