О ситуации в отраслях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

537
К концу текущего года, когда коммунальная отрасль переживает достаточно сложные времена,в т. ч. связанные с непростой экономической ситуацией в стране, ей (отрасли) предлагается ряд довольно серьезных законодательных инициатив, последствия реализации которых крайне непредсказуемы. Среди таких инициатив — подготовленный Минстроем России проект федерального закона, предусматривающий переход к «прямым» договорам поставки коммунальных ресурсов, т. е. переход к новой модели отношений по поставке в многоквартирные и жилые дома коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг.

О ситуации в отраслях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения М.Э.Разумов, советник Аппарата Государственной Думы


К концу текущего года, когда коммунальная отрасль переживает достаточно сложные времена,в т. ч. связанные с непростой экономической ситуацией в стране, ей (отрасли) предлагается ряд довольно серьезных законодательных инициатив, последствия реализации которых крайне непредсказуемы.
Среди таких инициатив — подготовленный Минстроем России проект федерального закона, предусматривающий переход к «прямым» договорам поставки коммунальных ресурсов, т. е. переход к новой модели отношений по поставке в многоквартирные и жилые дома коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг.

Интересно прочитать дальше? Читайте тут полную версию статьи!


Также по инициативе Минстроя России подготовлен и активно обсуждается законопроект, предусматривающий создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров, осуществляющих расчеты в сфере жилищно-коммунального хозяйства (начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формирование и предоставление платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги), не являющихся управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.


Также серьезные опасения для отрасли вызывает принятие федерального закона, подготовленного Минэнерго России, касающегося укрепления платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов, которым в т. ч. предусмотрены обязанность по предоставлению финансовых гарантий оплаты потребителями (в частности, водоканалами и котельными) электроэнергии и газа, а также особый порядок заключения, исполнения и расторжения договоров аренды систем водоснабжения, водоотведения и котельных, находящихся в государственной или муниципальной собственности.


Все предложенные законодательные нововведения вынуждают провести анализ ситуации в коммунальном хозяйстве, а именно в самых его депрессивных и уязвимых сферах — отраслях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.


Теплоснабжение


Системный анализ состояния отрасли теплоснабжения в Российской Федерации показывает следующее.
По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Российской Федерации, по данным Минстроя России, утверждено в установленном порядке 10 212 схем теплоснабжения (88% от общего количества схем, необходимых к утверждению). Крайний срок утверждения схем теплоснабжения, установленный Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», — 31 декабря 2011 г.
Выработка тепловой энергии в Российской Федерации (по данным ЦДУ ТЭК) составляет более 500 млн Гкал в год. Ежегодно в отрасли теплоснабжения принимается более 15 тыс. тарифных решений, около 20% из них — долгосрочные (данные ФСТ России на 1 мая 2015 г.).


В соответствии с утвержденными инвестиционными программами теплоснабжающих организаций сумма инвестиций в отрасль составляет по итогам 2014 г. 69,3 млрд руб.
Ежегодно на замену тепловых сетей консолидированные бюджеты Российской Федерации тратят, по информации Росстата, до 15 млрд руб. На уровень износа тепловых сетей эти вложения кардинальным образом не влияют, так как носят несистемный характер «латания дыр». Износ тепловых сетей в среднем по Российской Федерации сохраняется на уровне 55–60%, местами до 80%. Уровень замены сетей от их общей протяженности составляет в течение 2000—2015 гг. не более 1–3% при необходимом минимуме для поддержания надлежащего состояния инфраструктуры теплоснабжения 4,5–5% от общей протяженности.
Ежегодно на подготовку к отопительному периоду субъектами РФ расходуется до 250 млрд руб. (по данным Минстроя России).


В результате проведенного анализа выявлены следующие ключевые проблемы отрасли.


Проблема первая — размытая ответственность на уровне Российской Федерации.
Отсутствует единый центр ответственности за отрасль теплоснабжения. За регулирование комбинированной выработки тепловой энергии, так же как и за электроэнергетику в целом, отвечает Минэнерго России, котельные — зона ответственности Минстроя России. Следовательно, в отрасли не работает принцип «одного окна» для потенциальных инвесторов. Качество работы региональных и местных властей при утверждении инвестиционных программ в теплоснабжении, при разработке схем теплоснабжения на федеральном уровне должным образом не контролируется.


Ввиду этого остается нереализованным инвестиционный потенциал отрасли теплоснабжения, которая при должном подходе является реальным драйвером отечественного промышленного производства.


Проблема вторая — отсутствие синхронизации решений, принимаемых на оптовом рынке электроэнергии и мощности и в отрасли теплоснабжения.
Следует отметить, что по итогам конкурентного отбора мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности, сформировавшемся в 2015 г., не прошли соответствующий отбор и получили статус вынужденного генератора электрические станции общей мощностью 14 ГВт, при этом поданная на конец 2014 г. общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 232,4 ГВт. Необходимо отметить, что большая часть выводимых с оптового рынка электроэнергии объектов генерации являются объектами комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (ТЭЦ). Такая схема, очевидно, является самым дешевым и эффективным способом выработки тепловой энергии, исключая нетрадиционные способы. То есть в т. ч. за счет структуры и принципов работы оптового рынка электроэнергии и мощности цена тепловой энергии для потребителей с каждым годом растет (тепловая энергия подорожала за последние 10 лет в два раза, притом что надежность теплоснабжения снизилась, а качество как минимум осталось на прежнем уровне).


Необходимо на федеральном уровне вести жесткую политику по синхронизации решений, принимаемых на оптовом рынке электроэнергии и мощности и в регулировании отрасли теплоснабжения. Вместе с тем такой работы не наблюдается.


Проблема третья — на федеральном уровне отсутствуют документы долгосрочного стратегического планирования развития отрасли теплоснабжения, «правила игры» меняются каждый год.
В таких условиях в отрасль течет спекулятивный краткосрочный капитал. Государство ввиду отсутствия системного подхода к развитию отрасли теплоснабжения, как правило, формирует неправильные сигналы для экономических агентов.


При этом на федеральном уровне данный вопрос должным образом не полемизируется. Каждая отрасль ЖКХ должна иметь свои четкие ориентиры. Задача федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в данном случае состоит не в навязывании экономическим агентам неэффективных и ситуативных решений, а в поиске баланса интересов между различными отраслями коммунального хозяйства по принципу максимизации общественного блага.


Проблема четвертая — снижение инвестиций в теплоснабжение.
* По отношению к 1 ноября 2014 г. задолженность теплоснабжающих организаций за потребленный газ выросла на 26,446 млрд руб., или на 36,44%, а долг за газ соответственно превысил объем инвестиций в отрасль.
В 2012 г. инвестиции в теплоснабжение, согласно утвержденным инвестиционным программам теплоснабжающих организаций, составили 87,9 млрд руб., в 2013 г. — 83,5 млрд, в 2014 г. — 69,3 млрд руб., т. е. за два года произошло снижение инвестиций в теплоснабжение на 20%.
По данным Росстата, задолженность теплоснабжающих организаций за потребленный газ составила: на 1 ноября 2013 г. — 33,348 млрд руб., по состоянию на 1 ноября 2014 г. — 46,126 млрд, по состоянию на 1 марта 2015 г. — 72,572 млрд. руб. По итогам 2015 г. задолженность за газ у теплоснабжающих организаций может превысить 100 млрд руб. При этом в себестоимости 1 Гкал тепловой энергии доля топливной составляющей в среднем 60–70%.


Приведенные тренды свидетельствуют о системных проблемах в государственном регулировании отрасли теплоснабжения. Ненормально для экономики отрасли, когда теплоснабжающие организации в условиях имеющихся ограничений по росту платы граждан за коммунальные услуги вынуждены снижать инвестиции, необходимые для обновления фондов, с целью приобретения дорожающего с каждым годом топлива.
Планируемый переход на долгосрочные способы тарифного регулирования с 1 января 2016 г. проблему не решает ввиду эффекта «низкой базы» у большинства организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (для большинства теплоснабжающих организаций на текущий момент тарифы установлены ниже экономически обоснованных). Подобный необдуманный подход со стороны государства к отрасли теплоснабжения на практике может привести к «долгосрочному регулированию убытков», а не к росту инвестиций.

В конечном итоге ошибки в государственной политике будут покрыты из бюджета и карманов потребителей. Несистемная государственная политика привела к тому, что в экономике отрасли формируется замкнутый круг: «недорегулировка» отрасли, отсюда — увеличение затрат и убытков теплоснабжающих организаций, отсюда — рост тарифов, не позволяющий покрыть рост затрат даже без повышения качества теплоснабжения, отсюда — отказ потребителей от централизованного теплоснабжения, снижение объемов реализации тепловой энергии, и как следствие — отрасль «недорегулирована», что выражено в увеличении затрат и убытков теплоснабжающих организаций и росте тарифов на тепло, не позволяющем покрыть рост затрат даже без повышения качества теплоснабжения.


Для реализации перехода на долгосрочное тарифное регулирование необходимо устранить имеющиеся в основах ценообразования ограничения по объему инвестиций в отрасль, повысить прозрачность тарифных решений, проанализировать качество принятых схем теплоснабжения и инвестиционных программ. Целесообразно также рассмотреть возможность создания государственных институтов поддержки отрасли ЖКХ. Такие институты поддержки должны в первую очередь предоставлять квалифицированную помощь по сопровождению инвестиционных проектов в регионах и муниципалитетах, помощь по устранению административных барьеров, а также предлагать оптимальные модели финансирования инвестиционных проектов по ставкам ниже рыночных на, безусловно, возвратной основе.


Пятая проблема — подходы к тарифному регулированию.
Текущие подходы к тарифному регулированию ситуативны и неэффективны и не позволяют осуществить модернизацию отрасли за счет ее внутреннего потенциала, в т. ч. потенциала повышения энергетической эффективности при производстве тепловой энергии.
Отсутствие тарифных источников на поддержание (замену) оборудования (сетей), невозможность привлечения заемных средств для большинства теплоснабжающих организаций в текущих экономических условиях (при этом возврат банковских кредитов учитывается в тарифах на тепловую энергию не в полном объеме) также препятствуют притоку средств в отрасль.
Формирование тарифов осуществляется по методам, учитывающим затраты теплоснабжающих организаций, а не методами, предусматривающими стимулирование инвестиций.


Экономия средств, достигнутая за счет снижения себестоимости тепловой энергии, не остается в распоряжении теплоснабжающих организаций для использования по их усмотрению, а изымается органами регулирования в последующих периодах регулирования. В результате — отсутствие стимулов снижать издержки, при этом есть стимул их наращивать.
Предлагаемый в отрасли способ владения имуществом — концессия — не стимулирует приход инвесторов, так как не создает возможности наращивания активов, находящихся в собственности потенциальных инвесторов. При этом у бизнеса возникает большое количество дополнительных обязательств в случае применения концессионных соглашений.


Наличие компаний-однодневок «перепродавцов» тепловой энергии — следствие отсутствия в законодательстве каких-либо квалификационных и технологических требований к лицам, собирающимся осуществлять или осуществляющим теплоснабжение. По существу (за исключением ряда деталей), требования к открытию овощной палатки и требования к теплоснабжению потребителей идентичные.


Шестая проблема — убыточность подключения к системам теплоснабжения.
Основными причинами указанной проблемы являются:
•    конфликты с заявителями по составу мероприятий ввиду неоднозначности положений нормативных правовых актов;
•    не покрываемые тарифом убытки, особенно при осуществлении льготного подключения к системам теплоснабжения;
•    отсутствие утвержденных схем теплоснабжения и (или) их низкое качество;
•    несоответствие заявляемой потребителем нагрузки при подаче заявки на первоначальном этапе фактически подключаемой нагрузке.
Для решения имеющихся проблем с подключением к системам теплоснабжения представляется необходимым:
•    однозначно определить, что подлежит включению в состав расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя (в т. ч. застройщика);
•    определить максимальное расстояние до объекта заявителя при льготном подключении (стоимость льготного подключения к системам теплоснабжения составляет 550 руб., при этом на рынке стоимость 1 т труб варьируется и в среднем за трубу диаметром 530 мм составляет 45 тыс. руб. за тонну, за трубу диаметром 325 мм — от 25 тыс. руб. за тонну);
•    определить состав расходов исполнителя подключения при установлении индивидуальной платы за подключение;
•    рассмотреть возможность установления принципа «take or pay» при осуществлении подключения к системам теплоснабжения (оплата заявленной потребителем при подключении мощности вне зависимости от объема ее потребления).

Интересно прочитать дальше? Читайте тут полную версию статьи!



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль