Тарифное регулирование водоснабжения: о негативных тенденциях

473
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В последнее время на фоне политических деклараций о необходимости привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения серьезно нарастают негативные тенденции в тарифном регулировании отрасли, усиливающиеся общим кризисом экономики страны.
М.Э. Разумов, 
советник Аппарата Государственной Думы ФС РФ

В этой статье вы прочитаете: 

  • О негативных тенденциях тарифного регулирования водоснабжения
  • Нюансы установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Тарифное регулирование водоснабжения и водоотведения продолжает производиться по остаточному принципу в условиях опережающего роста цен на электрическую энергию, что способствует только дальнейшему наращиванию убытков организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ).

По официальным данным Росстата, убытки от основной деятельности в отрасли в 2014 г. составили 20,36 млрд руб., убытки только за I квартал 2015 г. — 6,18 млрд руб., что вдвое превышает аналогичный показатель прошлого года. С учетом темпов прироста убытков (около 5 млрд в год) их общий объем по результатам 2015 г. прогнозируется уже на уровне 25 млрд руб. Дебиторская задолженность в водоснабжении и водоотведении составляет 111,8 млрд руб. — 34% от выручки всех организаций ВКХ. Более 80% организаций убыточны и находятся в процедуре банкротства или предбанкротном состоянии.

Для сравнения: за тот же период 2014 г. организации электроэнергетики получили совокупную прибыль в 37,58 млрд руб. (рис. 1), дебиторская задолженность в электроэнергетике составляет лишь 12% от выручки (148 млрд руб.).

Тарифное регулирование водоснабжения: о негативных тенденциях

Рис. 1. Прибыль/убытки по отраслям электроснабжения и водоснабжения и водоотведения

Основная причина этой катастрофической ситуации — многолетнее недофинансирование. Расходы на электроэнергию занимают в себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения до 40%, а в отдельных случаях и до 80%. Однако при постоянном увеличении цен на электрическую энергию рост тарифов на холодную воду и водоотведение искусственно сдерживался, чтобы не допустить рост платы граждан за коммунальные услуги.

Установленные для организаций ВКХ тарифы не позволяли осуществлять даже текущие и капитальные ремонты, не говоря уже об инвестиционных расходах на строительство и реконструкцию. В результате степень износа основных фондов в отрасли к настоящему времени достигла 70–80%.

Для восстановления изношенных основных фондов, поддержания надежности и качества водоснабжения и водоотведения, соблюдения природоохранных нормативов отрасль остро нуждается в инвестициях. Обеспечить их в условиях жесткого ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги и продолжающейся политики «тарифных перекосов» практически невозможно.

В 2016 г. все негативные факторы, влияющие на развитие отрасли, только усилятся.

Запланирован крайне низкий индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. Цены на электрическую энергию будут расти опережающими темпами. Вступят в силу дискриминационные нормы о предоставлении организациями ВКХ гарантирующим поставщикам банковских гарантий по оплате электроэнергии.

Эти обязательства повлекут новые расходы, однако их в тариф не закладывают. К тому же у абонентов водоканалов не появится симметричной обязанности, обеспеченной мерами ответственности.

К СВЕДЕНИЮ

В 2016 г. запланировано:

— индекс роста платы граждан за коммунальные услуги — 4%;

— рост цен на электрическую энергию в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации — 107,8–108,7%.

Схемы расчетов за коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирные дома, сохранятся существующие. Поскольку посредники — управляющие организации и ТСЖ — слабо заинтересованы в своевременной и полной оплате потребленных ресурсов, ожидается также снижение уровня собираемости ими платежей с жителей.

Инвестиционная привлекательность сектора холодного водоснабжения и водоотведения останется крайне низкой из-за:

  • устоявшейся практики тарифного регулирования отрасли по остаточному принципу;
  • высокой капиталоемкости инвестиционных проектов в этой сфере наряду с длительным сроком их окупаемости;
  • сохраняющихся природоохранных рисков.

Многолетняя тарифная дискриминация не позволит привлечь новых инвесторов на условиях концессии и вызовет отток уже вложенного частного капитала. Возникает угроза срыва исполнения поручения Президента РФ о передаче в 2016 г. частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, признанных неэффективными (перечень поручений от 09.07.2013 № Пр-1479).

Как показывает опыт, после принятия частным оператором решения о прекращении деятельности по эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения они передаются муниципальным унитарным предприятиям. Специфика деятельности таких предприятий не предполагает не только инвестирования, но и эффективной эксплуатации на основе передовых современных технологий:

  • нет мотивации для повышения эффективности деятельности. В случае убытков можно получить деньги из бюджетa;
  • слабо используются возможности по привлечению внебюджетного финансирования. Финансирование ведется за счет тарифа и из бюджетных источников;
  • муниципалитет является и заказчиком, и исполнителем. Следовательно, нет контроля за деятельностью предприятия. Директор подотчетен местным властям и зависит только от них;
  • невысокий уровень технической экспертизы, почти не используются инновационные технологии в силу их дороговизны;
  • не прописаны обязательства МУП по улучшению деятельности предприятия.

Усугубление кризисной ситуации в отрасли можно предотвратить путем выравнивания тарифного дисбаланса с обеспечением роста тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в 2016 г. на уровне не ниже 20%. Такой пугающе высокий процент роста в денежном выражении в среднем означает рост тарифов на воду всего на 4 руб. за 1000 л, или на 30 руб. в месяц в платежной квитанции на одного гражданина.

Индексация совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2016 г. действительно ограничена приростом в размере 4%. В то же время с учетом прекращения действия с 2016 г. отраслевых предельных индексов органы регулирования субъектов РФ вправе самостоятельно в рамках установленных индексов определять процент роста тарифов на отдельные ресурсы, поставляемые для оказания коммунальных услуг. Приоритетность роста тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в 2016 г. перед тарифами на иные виды ресурсов определяется объективными факторами:

1. Значительным снижением объема поданной холодной воды и принятых сточных вод.

Проблема падения полезного отпуска характерна именно для отрасли водоснабжения и водоотведения вследствие продолжающейся установки приборов учета — как индивидуальных, так и общедомовых. Сферы теплоснабжения это касается в меньшей степени в силу объективных технических ограничений по установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии, сферы электроснабжения — в силу практически полной оприборенности.

Пример

Общий объем полезного отпуска по водоснабжению и водоотведению сократился с 2010 по 2015 г. на 19%.

2. Переходом организаций ВКХ на долгосрочное тарифное регулирование в 2016 г.

В соответствии с поручением Президента РФ по итогам совещания 24 июля 2015 г. с членами Правительства РФ с 1 января 2016 г. в сфере водоснабжения и водоотведения вводятся долгосрочные тарифные решения. 2016 г. — базовый год для первого долгосрочного периода регулирования.

Установление тарифов методом индексации без учета в составе базового уровня операционных расходов всех необходимых эксплуатационных и ремонтных затрат приведет к фиксации убытков организации ВКХ и их дальнейшему неконтролируемому росту в течение как первого, так и всех последующих долгосрочных периодов регулирования.

Рост тарифов на холодную воду и водоотведение в 2016 г. на уровне не менее 20% позволит:

  • обеспечить экономически обоснованную базу для тарифного регулирования на долгосрочный период;
  • решить проблему ежегодной корректировки долгосрочных тарифов;
  • учесть в тарифах 2016 г. накопленные за предыдущие периоды регулирования выпадающие расходы и недополученные доходы.

Практика перехода отдельных компаний ГК «РКС» на долгосрочное тарифное регулирование в Петрозаводске и Самаре показала, что органы регулирования не имеют возможности проводить ежегодную корректировку необходимой валовой выручки организаций в соответствии с действующим тарифным законодательством по фактическим показателям полезного отпуска и значениям индекса потребительских цен. Такая корректировка, так же как и учет выпадающих расходов и недополученных доходов прошлых периодов регулирования, влечет рост тарифов и не позволяет обеспечить соблюдение установленных предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги.

3. Особенностями структуры платы граждан за коммунальные услуги.

Сумма платы граждан за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в среднем не превышает 15% от общего размера платы за коммунальные услуги. Для сравнения: размер платы за отопление в среднем составляет 35,2% в общей структуре платы, за электроснабжение — 20,5% (рис. 2).

Тарифное регулирование водоснабжения: о негативных тенденциях

Рис. 2. Структура платы граждан за коммунальные услуги

Следовательно, с учетом малой доли в общей структуре платы граждан рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на уровне 20% и выше позволит обеспечить как соблюдение в целом индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, так и экономически обоснованный уровень роста тарифов на тепло, электрическую энергию и горячую воду. И наоборот, в силу значительности доли расходов граждан на оплату тепловой и электрической энергии в общей структуре платы опережающие темпы роста тарифов на них в 2016 г. приведут к минимальному (2–4%) росту тарифов на холодную воду и водоотведение, их замораживанию на существующем уровне или даже снижению. Такие действия с учетом особого статуса 2016 г. как первого года долгосрочного периода регулирования для большинства организаций ВКХ повлекут для отрасли необратимые экономические последствия в виде накопления убытков, долгов, невозмещенных выпадающих расходов и недополученных доходов.

ФАС России разработаны приказы об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки. Установление предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию по субъектам РФ в отсутствие такой нормативной базы для ВКХ фактически будет означать продолжение политики «тарифных перекосов» в пользу тепла и электрики, узаконивание остаточного принципа регулирования водоснабжения и водоотведения с учетом уже заданных на федеральном уровне параметров тарифного регулирования в сфере электро- и теплоснабжения.

Следует отметить, что на состояние дел в отрасли водоснабжения и водоотведения значительное влияние оказывает и структура договорных отношений с потребителями. В отличие от отрасли электроснабжения, где 80% потребителей — собственников помещений в многоквартирных домах состоят в прямых договорных отношениях с гарантирующими поставщиками, вносят непосредственно им плату за коммунальную услугу электроснабжения, основными потребителями холодной воды и услуг водоотведения являются управляющие организации и ТСЖ. Именно эти организации год от года наращивают свою дебиторскую задолженность перед организациями ВКХ.

Пример

В общей структуре задолженности потребителей перед ГК «РКС» по оплате холодной воды и услуг водоотведения задолженность управляющих организаций составляет 64%.

Минстрой России подготовил проект изменений в Жилищный кодекс РФ, создающий правовые условия для перехода на прямые договоры между потребителями в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Документ проходит согласование в министерствах и ведомствах. Ожидается, что в ближайшее время он будет одобрен Правительством РФ и внесен для рассмотрения в Государственную Думу. Скорейшее принятие этого законопроекта позволит организациям ВКХ начиная уже с 2016 г. получать плату за услуги водоснабжения и водоотведения напрямую от граждан, минуя посредников в лице управляющих организаций и ТСЖ. Это должно благоприятно сказаться на собираемости платежей и финансовом состоянии организаций ВКХ — прогнозируется рост собираемости до 98%.

Подводя итог, для улучшения ситуации в отрасли полагаем необходимым:

1. Рекомендовать субъектам РФ в целях выравнивания тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период в приоритетном порядке обеспечить прирост тарифов на холодную воду и водоотведение на уровне не ниже 20%. При этом совокупный платеж гражданина за коммунальные услуги увеличится в среднем всего на 30 руб.

2. Рекомендовать ФАС России:

  • не устанавливать минимальные предельные тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию, предоставив право субъектам РФ самостоятельно распределять рост тарифов на ресурсы с учетом ограничений индексом роста совокупного платежа граждан за коммунальные ресурсы;

  • либо устанавливать предельные минимальные и максимальные тарифы на электрическую и тепловую энергию лишь при условии проведения расчета резерва роста тарифов иных ресурсов внутри совокупного платежа граждан за коммунальные ресурсы на уровне не ниже 20%.

3. Обеспечить скорейшее внесение в Государственную Думу и принятие ею изменений в Жилищный кодекс РФ с целью перехода на прямые договоры между гражданами-потребителями и ресурсоснабжающими организациями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль