Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении: проблемы и решения

443
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В последнее время экспертным сообществом активно обсуждаются вопросы сброса сточных вод организациями водопроводно-канализационного хозяйства. Они напрямую связаны с экологической безопасностью населения и качеством жизни в населенных пунктах страны. Требуется корректировка государственных и рыночных механизмов регулирования в этой сфере. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нуждается в изменении.
М.Э. Семенов, 
советник генерального директора АО «Экономресурс»

В этой статье вы прочитаете:

  • Что не учитывает Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении
  • Проблемы и решения сброса сточных вод в водные объекты

Потребность в изменении положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обусловлена необходимостью законодательно включить:

в процесс водоснабжения — этап забора воды;

в процесс водоотведения — сброс сточных вод в водные и в антропогенные объекты, а также очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения и обращения с осадком сточных вод и водоподготовки (при осуществлении таких видов деятельности).

Во многих случаях организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) сбрасывают сточные воды в пруды-накопители, пруды-испарители и т. д. Это не водные объекты, а антропогенные — в понимании Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды». Деятельность таких организаций ВКХ также должна считаться водоотведением и регулироваться нормами Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

Кроме того, необходимо учитывать, что разные организации могут осуществлять различные этапы процесса водоотведения и использовать не всю систему в целом, а ее отдельные объекты.

Следует законодательно закрепить понятие «нецентрализованная система водоотведения». Федеральный Закон о водоснабжении и водоотведении должен регулировать отношения, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а сточные воды сбрасываются в выгребные ямы, септики и иные подобные устройства (сооружения). Такие сточные воды в конечном итоге также должны сбрасываться в централизованную систему водоотведения, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Чтобы избежать коллизии с законодательством Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, понятие «жидкие бытовые отходы» лучше заменить формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».

>> Сточные воды попадают в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и с территорий общего пользования.

Необходимо законодательно ввести определения понятий «осадок сточных вод и водоподготовки» (далее — осадок), «обращение с осадком», «транспортирование осадка», «обработка осадка», «хранение осадка» и «утилизация осадка». Так можно разграничить терминологию Закона о водоснабжении и водоотведении и законодательства Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления.

Требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления должны применяться в отношении осадка — по завершении обращения с осадком, а в отношении продукции, полученной в результате утилизации осадка, — по истечении срока годности, установленного в технической документации на такую продукцию. До указанного времени осадок не является отходом производства и потребления. Организация ВКХ или третьи лица используют его с целью извлечения полезных свойств, производства продукции или осуществляют предварительную обработку осадка с целью дальнейшего обращения с ним как с отходом.

Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды также принимаются от абонентов в централизованную систему водоотведения. Поэтому некорректно противопоставлять их иным «водам» путем употребления слов «а также». Уместнее использовать словосочетание «в том числе». Фразу «если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод» следует исключить из Закона. Даже если централизованная система водоотведения не предназначена для приема каких-либо сточных вод, но они в нее фактически попадают (по тем или иным причинам), эти воды все равно должны считаться сточными водами. И на такие правоотношения должны распространяться все нормы Закона о водоснабжении и водоотведении, касающиеся сброса сточных вод в водоемы. При этом необходимо учитывать, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру с территорий общего пользования — площадей, улиц, парков, скверов и т. д.; с осадками; из почвы.

При переходе права собственности или иного права на объект новый собственник (владелец) длительное время может не заключать договор, но при этом уже потреблять воду (отводить сточные воды). Соответственно, условия заключенных впоследствии договоров водоснабжения и водоотведения должны распространяться на эти правоотношения с даты возникновения права абонента на объект.

Во многих случаях собственник сдает свои объекты арендаторам. Они не вносят плату за водоснабжение и водоотведение, накапливают задолженность, а потом расторгают договор (банкротятся и т. д.). Введение субсидиарной ответственности собственника позволит повысить стимул к заключению договоров с добросовестными арендаторами, а также гарантировать оплату воды и сточных вод.

Законодательство должно учитывать, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса в централизованные системы канализации приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально. Действующая формулировка нормы о компенсации расходов организации, осуществляющей водоотведение, дает возможность трактовать ее таким образом, что организации ВКХ каждый раз требуется доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т. д.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения. При этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям.

Дополнительно следует предусмотреть возможность довнести технологически и функционально связанное имущество в уставный капитал акционерных обществ, являющихся гарантирующими организациями, если они уже обладают на праве собственности основной частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Это позволит сохранить целостность системы.

В противном случае не исключена ситуация, когда вся система будет находиться в собственности организации, а некоторая часть сетей — в собственности муниципального образования. В результате возникнет необходимость либо создать отдельную организацию для управления такими сетями, либо провести конкурс на их управление. А наиболее эффективным решением проблемы является передача этих сетей собственнику централизованной системы водоснабжения и водоотведения — акционерному обществу.

>> Технологическое и организационное единство и целостность централизованных систем водоснабжения и водоотведения — принцип государственной политики.

При этом нужна дополнительная оговорка о том, что увеличение уставного капитала акционерного общества, связанное с довнесением, осуществляется путем выпуска дополнительных акций акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общая номинальная стоимость всех таких дополнительно выпускаемых акций не должна превышать 30% от размера уставного капитала, определенного в договоре о создании акционерного общества.

Указанное дополнение согласуется с таким закрепленным в Законе о водоснабжении и водоотведении общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Изменения в Федеральном законе о водоснабжении и водоотведении обусловлены необходимостью разрешить абонентам и организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Аналогичные варанты в отношении отходов предусматриваются Федеральным законом от 29.12.2014 № 458‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Также в Законе о водоснабжении и водоотведении следует учесть особенности подключения (технологического присоединения) объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Договором о подключении (технологическом присоединении) по соглашению сторон может быть определено иное место расположения точки подключения (технологического присоединения).

Действующая редакция пп. 1–3 ч. 10 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении не охватывает все необходимые случаи и не регулирует должным образом осуществление коммерческого учета расчетным способом. Так, применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев. А это лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока (п. 3 ч. 10 ст. 20).

В централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения, а не только из централизованного. У абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т. д. Сведения об объемах воды из этих источников представляются самим абонентом и учитываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Для этих случаев требуется корректировка ч. 11 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении. Также нужно учесть возможность подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776. А это ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Статью 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении необходимо уточнить: если организация, эксплуатирующая отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (в т. ч. гарантирующая организация), осуществляет только отдельные виды деятельности, входящие в состав процессов водоснабжения или водоотведения (за исключением организаций, осуществляющих только транспортировку воды или сточных вод), для нее тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) или на техническую воду, тариф на водоотведение устанавливаются с учетом расходов на осуществление данных видов деятельности.

Статья 36 Закона о водоснабжении и водоотведении нуждается в дополнении: Правительство РФ утверждает примерные соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а заключение таких соглашений является обязательным для субъектов РФ или муниципальных образований. При этом плановые показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и долгосрочные параметры регулирования тарифов могут быть установлены на весь срок действия соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности.

>> Стороны могут договориться о месте расположения точки подключения.

Также в Федеральном законе о водоснабжении и водоотведении следует закрепить возможность обеспечения финансирования мероприятий инвестиционной программы, не относящихся к основным мероприятиям, представляемым концессионером в своем конкурсном предложении (например, по закупке движимого имущества, автотранспорта) в необходимом объеме.

Требуется устранить правовую неопределенность, связанную с применением организациями ВКХ надбавок к тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения и тарифов на подключение, установленных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до вступления в силу Закона о водоснабжении и водоотведении. Аналогичная норма в части действия надбавок к тарифам в сфере теплоснабжения предусмотрена ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении».

Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении: проблемы и решения

Кодекс РФ об административных правонарушениях также нуждается в дополнениях. Должна быть возможность привлекать к административной ответственности за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения. В отношении других видов ресурсов это установлено законодательно.

Все изменения жизненно необходимы. Серьезная переработка положений закона будет содействовать развитию и модернизации водопроводно-канализационного комплекса Российской Федерации.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль