Закон о «прямых договорах» c ресурсоснабжающими организациями-2016

4185
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Минэкономразвития России рассмотрело проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями)», разработанный Минстроем России.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Изменения в законе о "прямых договорах" с ресурсоснабжающими организациями-2016
  • Комментарии к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями

Закон о «прямых договорах» c ресурсоснабжающими организациями-2016: предлагаемые изменения

Основная цель проекта акта — минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Проект изменений в законе о "прямых договорах" с ресурсоснабжающими организациями-2016 предусматривает изменение системы отношений по снабжению многоквартирных домов коммунальными ресурсами и обеспечению потребителей коммунальными услугами.

В новой модели отношений прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями-2016 будут заключаться непосредственно с собственниками помещений в МКД по типовой форме, утверждаемой Правительством РФ, а собственники и наниматели помещений в МКД будут вносить плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. При этом деятельность лица, управляющего МКД, связанная с обеспечением предоставления коммунальных услуг, будет финансироваться исключительно за счет платы за жилое помещение.

Сохраняется возможность заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и по существующей схеме, когда лицо, управляющее МКД, покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации и продает в виде коммунальных услуг потребителям в МКД.

Проектируемым регулированием будут затронуты интересы порядка 14,5 тыс. управляющих организаций и порядка 37,103 тыс. поставщиков коммунальных ресурсов.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.

Разработчик провел публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта: 02/04/08–15/00038981).

По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции министерства строительства и ЖКХ Тульской области, министерства строительства и ЖКХ Чеченской республики, министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, департамента экономического развития Курганской области, департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого АО, департамента финансов и экономики Ненецкого АО, НП «НАОЖКХ», департамента ЖКХ Тюменской области, департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору, Ассоциации ГП и ЭСК, Ассоциации жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Ассоциации «Национальный жилищный конгресс», ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия», ПАО «ТГК-14», ООО Домоуправление «Южное», содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Замечания по закону о "прямых договорах" с ресурсоснабжающими организациями

Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.

1. Исходя из концепции проектируемого регулирования при заключении ресурсоснабжающими организациями прямых договоров ресурсоснабжения с собственниками помещений в МКД у ресурсоснабжающих организаций могут значительно возрасти расходы:

  • на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей;
  • на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в МКД;
  • на ведение претензионной и исковой работы, в т. ч. при неразмещении (невозможности размещения) информации о показаниях приборов учета потребителями коммунальных услуг в информационной системе.

Вместе с тем учет расходов регулируемых организаций на истребование задолженности по оплате коммунальных услуг, снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату коммунальных услуг, в тарифе на оказываемые услуги холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в МКД не допускается (п. 21 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 № 47* и п. 27 приказа ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э**). При этом такие расходы нельзя не учитывать, так как они составляют в среднем 4–7% от выручки указанных организаций.

*Приказ Минрегиона России от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

**Приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Считаем целесообразным в редакции проекта акта предусмотреть механизм взаимодействия организаций, управляющих МКД, и ресурсоснабжающих организаций по компенсации последним затрат на расчетно-кассовое обслуживание либо снятие ограничений на включение таких затрат в тариф.

2. Частью 10 ст. 1 проекта акта вносятся изменения в ст. 155 ЖК РФ, определяющую порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обращаем внимание, что проектируемыми изменениями ст. 155 ЖК РФ не конкретизирован механизм взаимодействия между организацией, управляющей МКД, и ресурсоснабжающими организациями, а также порядок передачи показаний приборов учета, порядок действия гражданина в случаях, когда управляющая организация не передала такие показания ресурсоснабжающей организации в надлежащий срок.

Необходимо доработать проект акта либо обосновать разработку таких норм в подзаконных нормативных правовых актах.

3. Частью 13 ст. 1 проекта акта Жилищный кодекс РФ дополняется ст. 1572 , устанавливающей новый порядок снабжения МКД коммунальными ресурсами.

3.1. Согласно ч. 1 ст. 1572 проектируемого регулирования снабжение МКД коммунальным ресурсом осуществляется в соответствии с договором ресурсоснабжения, который заключается между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в МКД, от имени которых договор заключает организация, управляющая МКД.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 1572, условия приобретения коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД устанавливаются в договоре, заключаемом ресурсоснабжающей организацией и организацией, управляющей МКД.

Таким образом, соответствующее регулирование не предоставляет собственникам помещений в МКД права на рассмотрение условий договора ресурсоснабжения.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным предусмотреть в редакции проекта акта порядок взаимодействия организации, управляющей МКД, и собственников такого МКД в случаях, когда эта организация выступает от имени собственников МКД.

3.2. Согласно п. 8 ч. 13 ст. 1 проекта акта в случае обнаружения собственником или пользователем помещения в МКД факта подачи в помещение многоквартирного дома холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, а также водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, собственник или пользователь помещения обращается, в т. ч. с использованием системы, в организацию, управляющую МКД, с заявлением о проведении проверки по факту подачи указанных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Организация обязана в порядке и в сроки, установленные Правительством РФ, провести проверку такого факта.

Вместе с тем проектом акта не учитываются особенности предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется региональным оператором на основании договора, заключаемого с организацией, управляющей МКД* (п. «а» ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ). Кроме того, при предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответственность регионального оператора возникает не на границе МКД, а в месте накопления твердых коммунальных отходов** (п. «г» ч. 5 ст. 12 Закона № 458-ФЗ).

*В редакции ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ.

**В редакции ч. 15.1 ст. 161 ЖК РФ.

Также обращаем внимание разработчика на невозможность отнесения региональных операторов к ресурсоснабжающим организациям в соответствии с обоснованиями, представленными в позиции, направленной в Минстрой России письмом Минэкономразвития России от 26.05.2016 № 15343-НП/07и.

Таким образом, из редакции проекта акта целесообразно исключить такого субъекта правоотношений, как региональный оператор.

4. В соответствии с п. «ж» ч. 15 ст. 1 проекта акта организации, управляющие МКД, в порядке, установленном Правительством РФ, за счет платы за жилое помещение обязаны:

1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в т. ч. о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД;

2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи на границе МКД;

Закон о «прямых договорах» c ресурсоснабжающими организациями-2016

3) взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями по вопросам начисления потребителям платы за коммунальные услуги, представлять интересы собственников помещений в МКД при спорах о правильности начисления такой платы;

4) осуществлять ограничение или приостановление обеспечения потребителей коммунальными услугами, а также прекращать действие таких ограничений при устранении условий для их введения и оплате потребителями расходов, связанных с осуществлением таких ограничений и восстановлением обеспечения коммунальными услугами.

Подпункт 1 п. «ж» ч. 15 ст. 1 проекта акта нужно дополнить обязанностью передавать ресурсоснабжающим организациям информацию о количестве лиц, проживающих в жилых помещениях, ввиду того, что при определении объема потребления некоторых коммунальных услуг, исходя из норматива, учитывается количество лиц, проживающих в жилом помещении.

Кроме того, осуществление организацией, управляющей МКД, ограничения и приостановления обеспечения потребителей коммунальными услугами, а также возобновления их подачи, установленное подп. 4 п. «ж» ч. 15 ст. 1 проекта акта, ограничивает ресурсоснабжающие организации в осуществлении такого права, поскольку в соответствии с концепцией предлагаемого регулирования ресурсоснабжающие организации будут непосредственно осуществлять взыскания с должников, несвоевременно внесших плату за коммунальные ресурсы.

Целесообразно оформить допущение, позволяющее ресурсоснабжающим организациям собственными силами ограничивать подачу коммунального ресурса во взаимодействии с организацией, управляющей МКД.

Вместе с тем возложение на организации, управляющие МКД, дополнительных обязанностей должно сопровождаться соразмерной обязанностью по их оплате. При этом проект акта не устанавливает порядок оплаты деятельности организаций, управляющих МКД, по исполнению указанных обязанностей, что создает условия для произвольного увеличения платы за содержание жилого помещения.

Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

 Учебный центр для специалистов по управлению МКД

 Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

 Форма обучения: заочная.

 Продолжительность: 72 часа.

 Выдается удостоверение установленного образца.

 Получить бесплатный доступ >>

Выводы

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.

Решение проблемы предложенным способом регулирования обоснованно.

В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

По мнению директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, «перераспределение функций и составов финансовых потоков не должно сказаться на цене коммунальных ресурсов и качестве их поставки».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль