Оператор коммерческого учета: предпосылки и условия

253
Сегодня созданы все нормативные и правовые условия для обеспечения 100-процентного приборного учета производимых, передаваемых и потребляемых энергоресурсов. Есть требования федерального законодательства, требования по организации приборного учета, прописанные в ряде постановлений Правительства РФ и т. д.
М.Э. Семенов,
эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете:

  • Почему появление оператора коммерческого учета было неизбежным событием
  • Как выполнить аудит договорных нагрузок
  • Какие цели преследует оператор коммерческого учета

Поскольку до настоящего времени проблема учета остается нерешенной, расматриваются возможности вывода на рынок потребления энергоресурсов нового игрока — оператора коммерческого учета.

Предпосылки появления оператора коммерческого учета

Рассмотрим ситуацию на примере учета тепловой энергии — как наиболее значимого с социальной точки зрения коммунального ресурса. В этой сфере уровень оприборенности в среднем по стране составляет менее 50%.

До настоящего времени тема приборного учета живет в парадигме двусторонних отношений «поставщик — потребитель». И в этой логике отношения, связанные с измерением поставленного энергоресурса и расчетов по этим показаниям, — исключительно внутреннее дело этих двух сторон. Однако в силу объективных причин там, где прибор учета выгоден потребителю, он невыгоден ресурсоснабжающей организации и наоборот — в зависимости от того, завышены или занижены нормативы потребления. Ситуация патовая. Каждая из сторон имеет необходимый ресурс и возможность не дать другой стороне обеспечить организацию приборного учета. К этому же добавляется необходимость достаточно значимых разовых вложений, что во многих случаях неприемлемо для указанных участников.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально переосмыслить подходы к организации приборного учета. Прежде всего необходимо понять, что бинарная логика отношений в процессе учета потребляемых энергоресурсов между потребителем и поставщиком устарела минимум на 20 лет.

Сегодня прибор учета — это не только средство измерения количества поставленного энергоресурса. Это и возможность контроля качества, возможность накопления архива и осуществления дистанционного управления. Современные приборы учета сегодня — это элементы сложнейших систем, позволяющих решать инженерные, диспетчерские, коммерческие задачи и предлагать потребителю и поставщику целый спектр дополнительных технических и коммерческих возможностей и решений. Эти же возможности могут и должны использоваться органами исполнительной власти муниципального образования для администрирования всего процесса ресурсоснабжения, в т. ч. и бюджетных объектов.

Кардинально изменить ситуацию с организацией приборного учета можно, введя во взаимоотношения, связанные с определением количества потребляемых ресурсов, третью — независимую и незаинтересованную — сторону. Так называемого оператора коммерческого учета.

Наличие такого субъекта в системе взаимоотношений «поставщик — потребитель» позволит вывести приборный учет из плоскости взаимного недоверия и обеспечить его непрерывность и достоверность.

Оператор коммерческого учета будет максимально заинтересован в непрерывности обеспечения учета — это его заработок, и в его достоверности — иначе он не сможет оказывать услуги по причине недоверия одной из (или обеих) сторон. Оператор коммерческого учета, аккумулируя всю информацию, фактически создает и для местных властей, и для ресурсоснабжающих организаций, и для потребителей инструментарий оперативного контроля потребления и повышения эффективности и рациональности процесса ресурсоснабжения.

Оператор коммерческого учета: предпосылки и условия

Решается и еще одна важнейшая задача. Имея полноценную бизнес-модель и прогнозируемый финансовый поток от оказания услуг коммерческого учета, оператор может формировать инвестиционные программы установки и развития систем коммерческого учета на территории муниципального образования и привлекать под них необходимое внебюджетное финансирование.

Наличие оператора коммерческого учета не приведет к росту тарифов и/или к дополнительным платежам потребителей. Затраты на эксплуатацию приборов учета уже сегодня находятся внутри тарифов, и их вычленение в отдельную статью не приведет к росту платежа в целом. При этом у оператора коммерческого учета за счет построения современных систем автоматизированного коммерческого учета появляется новый функционал и возможности, которые могут быть востребованы на рынке за отдельную плату и которые могут повышать эффективность бизнеса оператора в целом.

Обеспечение единства исходных данных, используемых в расчетах за потребляемые ресурсы

В ситуации, когда приборы учета отсутствуют, единственным выходом для формирования расчетов между поставщиком и потребителем является использования системы нормативов. Однако применение нормативов осложняется расхождениями в применяемых при расчетах исходных данных (площади отапливаемых помещений, количестве проживающих граждан, а также данных по временно отсутствующим гражданам, случаям недопоставки, некачественной поставки).

Учет и хранение исходных данных по площадям отапливаемых помещений осуществляют органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»; учет и хранение исходных данных по количеству проживающих (зарегистрированных) граждан — органы Федеральной миграционной службы, органы местного самоуправления (паспортные столы); данные по отключениям подачи энергии и воды — диспетчерские службы РСО; данные по временно отсутствующим — органы МВД России, правления дачных и садовых товариществ.

Правовой статус информации, составляющей исходные данные для расчета объема поставленного ресурса, в ряде случаев попадает под регулирование законодательства о защите персональных данных или под режим коммерческой тайны, что делает доступ к такой информации для заинтересованного лица (РСО, исполнителя коммунальных услуг, потребителя) невозможным. В случаях наличия данной информации в свободном доступе ее официальное предоставление зачастую осуществляется на платной основе.

Кроме того, сбор и хранение информации осуществляются указанными органами и организациями в целях, не связанных с обеспечением достоверности учета потребляемых коммунальных ресурсов, в связи с чем при возникновении спорных ситуаций в отношении объема поставленных ресурсов информация, используемая при расчетах, не признается судебными органами достоверной, что влечет за собой назначение судебных экспертиз или отказ в защите нарушенных имущественных прав участников.

Ярким примером, характеризующим степень важности вопроса обеспечения единства исходных данных при поставках тепловой энергии, является дело Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области № А56-66034/2012, в рамках которого установлено расхождение по объему оказанных услуг ГВС по данным выставлений исполнителем коммунальных услуг (ИКУ) в адрес жителей МКД и объемам поставки РСО в адрес ИКУ, установленным в рамках судебного спора. В результате данных расхождений ИКУ излишне начислил гражданам 141 119 425 руб.

Подобные ситуации влекут нарушение имущественных прав граждан (завышение платежных квитанций) в условиях, когда реальная защита нарушенных прав не представляется возможной в связи с множественностью потребителей и сложностью персонифицированного размера завышенного платежа в отношении каждой квартиры, что способствует злоупотреблениям со стороны ИКУ и РСО.

Важнейшим аспектом, влияющим на стоимость поставляемого коммунального ресурса, являются также прогнозные данные по балансам и полезному отпуску, используемые регулятором при определении тарифов и рассмотрению отчетов регулируемых организаций.

Учитывая важность вопроса сбора, хранения, достоверности исходных данных, количество спорных ситуаций и злоупотреблений в указанной сфере для обеспечения прозрачности расчетов, считаем целесообразным законодательно закрепить вопросы сбора, хранения, учета исходных данных, взаимосвязи данных учета и тарифного регулирования и досудебного разрешения спорных ситуаций, связанных с объемом поставленного коммунального ресурса.

Аудит договорных нагрузок

Аудит договорных нагрузок позволяет выявить потенциал избыточных мощностей.

Немаловажным фактором, определяющим необходимость наличия «третьего» в связке «поставщик — потребитель», является разбалансированность фактических и договорных нагрузок, сложившаяся исторически. В связи с отсутствием надлежащих экономических стимулов при заключении большинства действующих договоров ресурсоснабжения, а также в течение срока их действия фактические нагрузки объектов ресурсоснабжения значительно отличаются от присоединенных нагрузок.

Анализ данных разрабатываемых схем теплоснабжения и водоснабжения свидетельствует о повсеместном распространении указанных расхождений в нагрузках на всей территории Российской Федерации.

Оплата за тепловую энергию в плате гражданина за коммунальные ресурсы занимает 50% и более, и поэтому ее колебание очень чувствительно для граждан.

Пример

Согласно данным сравнительного анализа, суммы платежных квитанций жителя Хельсинки и Челябинска равны, при условии, что тариф на тепло в г. Хельсинки в три раза выше.

Вторым чувствительным фактором для жилищной застройки, а также для развития малого и среднего бизнеса является плата за технологическое присоединение.

Пример

Согласно открытым данным ОАО «Мытищинская теплосеть», проведенный аудит договорных нагрузок наряду с оснащением объектов теплоснабжения автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами (АИТП) позволил обеспечить присоединение потребителей в количестве 100% относительно присоединенных на момент проведения аудита без ввода дополнительных генерирующих мощностей за счет высвободившейся мощности и сетевого строительства.

Указанные примеры свидетельствуют, что реализация имеющегося потенциала энергоэффективности позволяет безболезненно для потребителя приводить плату за теплоснабжение в соответствие с реальными показателями экономической обоснованности, необходимыми для привлечения инвестиций в отрасль.

Следовательно, проведение аудита договорных нагрузок позволит выявить потенциал избыточных мощностей, перераспределив инвестиции в повышение надежности и снижение потерь в сетях. Проведение энергосберегающих мероприятий по итогам аудита нагрузок позволяет снизить платеж потребителя даже в условиях значительного роста тарифов в связи с уменьшением объема потребляемого ресурса.

Учитывая отсутствие надлежащих экономических стимулов для аудита нагрузок и дальнейших мероприятий по энергоэффективности и перераспределению инвестиций в сетевое строительство, представляется необходимым законодательно закрепить функцию по проведению аудита договорных нагрузок за оператором коммерческого учета (ОКУ) с включением соответствующих затрат в тарифы.

Данные аудита фактических нагрузок также необходимы в целях корректного определения балансов всех коммунальных ресурсов — от производства до полезного отпуска, являющихся базовыми при ценообразовании.

Оператор коммерческого учета для единства измерений

Обязательства по предоставлению информации о показаниях общедомовых приборов учета (ПУ) действующим законодательством Российской Федерации возложены на потребителей коммунальных ресурсов, а если точнее — на управляющие организации. Функции контроля работы приборов, а также достоверизации данных о потреблении ресурсов закреплены за ресурсоснабжающими организациями. А обработкой информации о потребленных энергоресурсах и соответствующими начислениями занимаются расчетно- информационные центры (РИЦ).

Резкое увеличение количества установленных приборов учета (стимулированное требованиями законодательства по энергосбережению) наряду с отсутствием в штате управляющих организаций квалифицированных специалистов в этой сфере спровоцировало повышенный спрос на выполнение работ по установке и обслуживанию приборов, результатом которого стало появление массы предлагающих сервисные услуги предприятий, зачастую неспециализированных.

Устанавливать рекомендуется только включенные в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации приборы учета. Если прибор учета не прошел поверку, его эксплуатация запрещается. Нарушение этого запрета поставщик ресурса вправе расценивать в качестве отсутствия прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Кроме того, правила пользования электрической, тепловой энергией, водой и газом устанавливают определенные требования к классу точности используемых приборов учета.

Однако даже факт включения прибора в Госреестр не может являться гарантией качества.

Поэтому возникла потребность в создании системы качества, которая будет способствовать применению ресурсоснабжающими организациями и потребителями передового опыта, прогрессивного оборудования и новых технологических решений в сфере коммерческого учета энергоресурсов.

Сегодняшнее положение, когда отсутствуют системы, регулирующие процессы установки и эксплуатации приборов учета, не налажена систематизация получаемых данных, не выработаны единые подходы к вопросам финансирования и контроля деятельности в этой сфере, может в дальнейшем усугубить проблему неконтролируемого приборного парка, создать препятствия к развитию рынка учета и снизить эффективность реализации региональных программ энергосбережения. А это может повлечь рост тарифов и, соответственно, увеличение социальной напряженности.

Создание единого информационного пространства

Чтобы рынок потребления энергоресурсов успешно функционировал, требуется создать систему, которая поместит всех участников рынка в единое информационное поле. Центром такой системы должен стать многофункциональный оператор коммерческого учета. Именно он будет аккумулировать всю информацию, поступающую со всего приборного парка. Участники рынка — ресурсоснабжающие организации, расчетно-информационные центры, организации, управляющие МКД, — получат доступ к этой информации (с определенными ограничениями). Система эта будет интегрирована в ГИС ЖКХ, что позволит органам власти (различных уровней) иметь представление обо всей картине производства и потребления энергоресурсов и на ее основе принимать оперативные и стратегические решения в сфере энергоснабжения и энергоэффективности в масштабах отдельного населенного пункта, района, региона или страны в целом.

Цель оператора коммерческого учета

Основные задачи, которые позволит решить реализация проекта ОКУ:

  • прозрачность расчетов между поставщиками и потребителями энергоресурсов на всех этапах;
  • снижение социальной напряженности вследствие контролируемости жителями расходов за предоставленные энергоресурсы;
  • повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной отрасли благодаря повышению прозрачности финансовых и энергетических потоков;
  • возможность анализа и планирования реализации политики энергоэффективности в регионе на основании достоверных и оперативных данных;
  • повсеместное внедрение полноценных, сертифицированных систем сбора и передачи достоверной информации о потреблении ресурсов;
  • обеспечение оперативности передачи данных в формируемые государственные информационные системы (ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК).


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль