Внесение изменений в закон о теплоснабжении обсуждаем с замминистра энергетики

5368
В Государственной Думе обсуждали проект Федерального закона № 1086603‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О теплоснабжении” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Вниманию читателей предлагаются извлечения из ответов заместителя министра энергетики Российской Федерации В.М. Кравченко на вопросы депутатов.

Назрела ли необходимость внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в части установления экономически обоснованных тарифов, которые будут включены в инвестиционную составляющую?

По мнению Министерства энергетики Российской Федерации, назрела необходимость радикально изменить систему взаимоотношений в теплоснабжении, поскольку в действующей модели отдельные изменения, проведенные в последние годы, не дали ощутимого положительного результата. С этой целью и был разработан обсуждаемый законопроект. Он направлен на создание экономических условий для повышения эффективности, преодоления технической отсталости и комплексного совершенствования систем теплоснабжения за счет введения новой модели отношений и ценообразования в сфере теплоснабжения (новой модели рынка тепловой энергии), стимулирующих рациональное хозяйствование и инвестиционную деятельность на принципах клиентоориентированности и ответственности перед потребителями и властью.

Какое влияние оказывает законопроект на развитие конкуренции? Не скажется ли его принятие отрицательно на малых населенных пунктах?

Новая модель основана на конкуренции между ЕТО и альтернативным теплоснабжением. У новых потребителей всегда есть выбор (централизованное теплоснабжение или альтернативные источники), а для существующих потребителей установлена предельная цена, соответствующая стоимости альтернативного теплоснабжения.

Конкуренция между теплоисточниками существенно ограничена возможностями передачи тепла на дальние расстояния и значительными капитальными затратами для снятия ограничений пропускной способности тепловой сети. Поэтому конкурентная модель, как в электроэнергетике, в сфере теплоснабжения не является оптимальной.

ЕТО как доминирующий субъект будет находиться под контролем ФАС России. За злоупотребление своим доминирующим положением ЕТО будет нести ответственность в виде серьезных оборотных штрафов.

Законопроект прошел процедуру общественных обсуждений и оценки регулирующего воздействия, а также согласование с федеральными органами исполнительной власти, включая ФАС России.

По мнению Минэнерго России, реализация законопроекта не зависит от размера муниципального образования. Предлагаемая модель ценообразования и отношений направлена на создание правильной мотивации у ответственного поставщика услуг по теплоснабжению (ЕТО) к оптимизации и развитию своей деятельности. В действующей модели рынка тепловой энергии теплоснабжающие организации часто не заинтересованы в том, чтобы производить технологические улучшения, поскольку существующие методы ценообразования в отрасли позволяют включать в тарифы все издержки производства тепловой энергии при должном их обосновании. В соответствии с законопроектом предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничивает ЕТО в установлении завышенных тарифов на тепловую энергию и одновременно заставляет ЕТО прорабатывать возможные варианты оптимизации своей деятельности, включая внедрение технологических инноваций, для снижения издержек на поставку тепловой энергии конечным потребителям и максимизации своей прибыли.

С учетом изложенного отнесение населенного пункта к малым поселениям не должно являться препятствием для внедрения новой модели. Возможные последствия в конкретном населенном пункте должны быть проанализированы органами местного самоуправления. Если их не устроят возможные ценовые и бюджетные последствия, то перехода к новой модели в этом муниципальном образовании не будет.

При этом Минэнерго России провело предварительные расчеты ценовых последствий по 512 муниципальным образованиям.

Не вызовет ли внесение изменений в закон о теплоснабжении и переход к новым отношениям дальнейшее повышение стоимости тепловой энергии для конечного потребителя?

Законопроект не предполагает безусловного роста цен на тепловую энергию. В новой модели тарифное регулирование ограничивается только установлением по методу «альтернативной котельной» предельного уровня цены на тепловую энергию для потребителей в каждой системе теплоснабжения. При этом цены на тепловую энергию для потребителей в рамках этого уровня определяются ЕТО, которая вправе сделать их ниже указанного предельного уровня исходя из своих затрат, связанных со снабжением потребителя, и политики клиентоориентированности. В частности, никто не мешает ЕТО и органам местного самоуправления договориться о ценах поставки тепловой энергии потребителям ниже предельного уровня, равного цене «альтернативной котельной», например, в рамках соглашения о реализации схемы теплоснабжения. При таком подходе предельный уровень не меняется, но ЕТО добровольно принимает на себя обязательство (в рамках соглашения) определять цены для потребителей ниже предельного уровня на определенный процент.

Кроме того, законопроект содержит механизмы сглаживания возможных ценовых последствий. В частности, предельный уровень цены для конечных потребителей может быть утвержден ниже уровня цены «альтернативной котельной». В этом случае предельный уровень доводится до цены «альтернативной котельной» в срок до десяти лет. Для региональных властей возможный рост цен будет контролируемым, так как именно они утверждают графики доведения предельного уровня цены до цены «альтернативной котельной».

Сейчас речь должна идти не об отсутствии вероятности отрицательных последствий, а о том, что:

1) реализация законопроекта позволит избежать дальнейшего ухудшения ситуации с надежностью и качеством теплоснабжения на фоне происходящего в настоящее время ежегодного роста тарифов;

2) законопроект предусматривает механизмы минимизации возможных последствий;

3) добровольный переход к новой модели рынка тепловой энергии по согласованию с региональной и местной властью с оценкой всех последствий в конкретном муниципальном образовании позволит учесть специфику ситуации и сделать оптимальный выбор.

Почему стандарты обслуживания потребителей будет разрабатывать сама ЕТО?

Стандарты обслуживания потребителей ЕТО – это, по сути, торговая политика ЕТО, в которой будут отражены принципы взаимодействия с потребителями, организационное обеспечение, организация очного, заочного и интерактивного обслуживания потребителей, организация обратной связи, принципы дифференциации цен для потребителей, возможные формы оплаты, формы договоров и т. д.

Предполагается, что стандарты должны отражать специфику теплоснабжения потребителей для совершенствования системы теплоснабжения. Поэтому в законопроекте на федеральном уровне устанавливаются только требования к стандартам, а уже сами хозяйствующие субъекты в соответствии с этими требованиями разрабатывают свои стандарты самостоятельно, отражая в них специфические вопросы. Стандарты направляются в территориальные антимонопольные органы.

Внесение изменений в закон о теплоснабжении обсуждаем с замминистра энергетики

Если стандарты будут устанавливаться на федеральном уровне, то это будет только рамочный документ, который не поможет улучшить на местах качество обслуживания субъектов теплоснабжения.

В качестве аналога для определения стандартов деятельности ЕТО могут рассматриваться стандарты качества обслуживания потребителей (покупателей) для гарантирующих поставщиков, которые осуществляют снабжение электрической энергией потребителей. Такие стандарты разрабатывают сами гарантирующие поставщики в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Правительством РФ.

Помимо требований к стандартам, деятельность ЕТО также регламентируется на уровне закона (устанавливаются существенные условия договора теплоснабжения, критерии загрузки теплоисточников, основные положения о заключении договоров и подключении к сетям центрального теплоснабжения) и на уровне актов Правительства РФ (Правила организации теплоснабжения, Правила подключения и др.).



Вопросы по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!