Российское село должно стать важной точкой роста отечественной экономики

2110
Александр Николаевич Митин - человек достаточно известный в муниципальном сообществе. Он является президентом Ассоциации сельских поселений Российской Федерации, возглавляет Палату сельских поселений Общероссийского конгресса муниципальных образований, является членом Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы.

Александр Николаевич Митин - человек достаточно известный в муниципальном сообществе. Он является президентом Ассоциации сельских поселений Российской Федерации, возглавляет Палату сельских поселений Общероссийского конгресса муниципальных образований, является членом Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы. Часто выступает в защиту своих коллег на высоких собраниях в федеральных органах власти, принимает участие в выработке важных для муниципалов документов. При этом А.Н. Митин - опытный глава сельского поселения "Чернореченский сельсовет" Оренбургского района Оренбургской области, которое возглавляет 14лет. В выборах 1996,2000, 2004 гг. А.Н. Митин получил поддержку более 80% чернореченцев.

В 2001 г. закончил Уральскую академию государственной службы по специальности "менеджер государственного и муниципального управления", является членом-корреспондентом Муниципальной академии Российской Федерации. В 2003 г. был назван лауреатом Всероссийского конкурса "Лучший муниципальный служащий" в номинации "Социальное развитие".

Награжден орденом первой степени "За обустройство земли российской", Почетной грамотой Министерства экономического развития и торговли РФ, серебряным крестом «За заслуги перед казачеством», юбилейной медалью в честь 15-летия возрождения казачества в Оренбургской области.

Александр Николаевич, что, на Ваш взгляд, особенно тормозит развитие местного само­управления в сельских поселениях?

Однозначно трудно ответить - слишком много факторов. Сельские поселения занимают значительную часть территории нашей страны. Обладая серьезным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, сельские тер­ритории способны внести серьезный вклад в решение задач экономического роста и социального развития страны. Я говорил об этом, выступая на Всероссийском форуме сельских поселений, который проходил в начале этого года в Орле и где впервые так серьезно, на государственном уровне обсуждались проблемы сельских муниципалитетов.

Читайте также:

Функционирование жилищно-коммунального хозяйства в сложных экономических условиях

В результате кризисной экономической ситуации в России в целом ухудшится и состояние организаций коммунального комплекса.

Российское село, как совершенно правильно сказал Президент РФ Д.А. Медведев, - это "способ жизни трети населения нашей страны". В сельских поселениях проживает более 40 млн человек. Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены немногим более 19 тыс. сельских поселений и почти 1,9 тыс. муниципальных районов. На современном этапе местное самоуправление может и должно выступать не только в качестве самостоятельной единицы управления, но и главное - полноценным эко­номическим субъектом. Российское село должно стать одной из основных точек роста отечественной экономики.

Однако в настоящее время этот процесс сдерживается целым рядом материально-технических и организационных проблем. Первая и самая больная - это, конечно, слабая финансовая база. В условиях экономического кризиса эта проблема еще более обострилась: сокращаются объемы капитальных вложений, растет кредиторская задолженность по первоочередным бюджетным обязательствам, многие сельхозпредприятия, являющиеся основой экономики села, становятся банкротами. В последнее время усилились процессы сокращения количества сельских населенных пунктов и деградации ценных земельных угодий. Ежегодно до 3 тыс. сел и деревень исчезает с карты страны, 700 тыс. человек покидают свои села и деревни, выбывает из оборота более 3 млн га сельскохозяйственных земель. Разрушается уклад жизни сельского населения, его история, культура и нравственность. Российская деревня пере­живает сегодня затяжной, системный социально-экономический кризис, который обусловлен историческими причинами и ходом современных рыночных преобразований.

И это притом что базовый Федеральный закон о местном самоуправлении дал именно этому уровню власти огромные полномочия. Почему же на селе не воспользовались ими, чтобы коренным образом изменить жизнь односельчан?

Недостаток собственных доходов привел к тому, что администрации сельских поселений стали отказываться от полномочий, делегируя их на уровень муниципального района. Это сделало уже более 80% поселений. А сами сельские поселения сохранили за собой решение вопросов, не предполагающих наделение их полномочиями: организация освещения улиц, благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора, оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Сегодня существует высокая за­висимость сельских бюджетов от межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней, поскольку подавляющее большинство сельских муниципальных образований имеет низкий уровень собственных доходов и слабо развитую социально-экономическую инфраструктуру. В целом по плановым показателям 2009 г. в среднем по Российской Федерации межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составляют 46,1% собственных доходов местных бюджетов. При этом основной объем дотаций (57,5%, или 167,4 млрд руб.) планируется передать в бюджеты муниципальных районов. Данные средства необходимы органам местного самоуправления муниципальных районов для выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений, в первую очередь сельских, поскольку по­давляющее большинство таких муниципальных образований имеет низкий уровень собственных доходов и слабо развитую социально-экономическую инфраструктуру.

На Форуме сельских поселений прозвучали такие цифры: в бюджетах городских округов сосредоточено 63,8% (468,1 млрд руб.) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - 26,8% (196,6 млрд руб.) и лишь 9,4% (69,5 млрд руб.) - в бюджетах поселений. Основная доля расходов большинства бюджетов сельских поселений состоит из расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу, а это значит, что селяне недополучают необходимые муниципальные услуги.

Какие есть возможности, чтобы изменить такое положение, сложившееся не в пользу сельских муниципалитетов?

Конечно, это неправильно и ненормально, что самая многочисленная категория муниципальных образований (поселения) имеет самый незначительный объем налоговых доходов в составе доходов всех муниципальных образований. Такая ситуация свиде­тельствует о заметной дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований в зависимости от их типа, а также о низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе большинства городских и сельских посе­лений. В этой связи необходимы разработка и реализация мер, направленных на смягчение негативного влияния экономического кризиса, а также улучшение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.

Основное условие стабильного функционирования муниципальных образований - обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований. Для этого необходимо проводить мониторинг финансового положения муниципальных образований не только в целом, но и отдельно по их основным типам: сельские поселения, городские поселения, городские округа и муниципальные районы.

Решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов является одним из основных условий комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ по­ступления от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов в размере 20% доходов от данного налога и в бюджеты поселений - 10%. Помимо этого субъекты РФ обязаны передать в местные бюджеты по единым или дополнительным нормативам отчислений еще 10% доходов от налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем данный налог зачисляется в бюджетную систему Российской Федерации не по месту жительства граждан, а по месту их работы. В связи с этим отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных промышленно развитых городов, в которых работает значительная часть жителей сельских поселений и малых городов. При этом предоставление указанным гражданам необходимых медицинских, социальных, образовательных и иных жизненно важных общественных услуг осуществляется по месту их жительства.

Одной из причин сложившегося положения является то, что в ряде регионов территориальная организация сельских поселений установлена без учета социально-экономического потенциала соответствующих территорий. В настоящее время существуют поселения, которые практически не имеют какой-либо собственной доходной базы. В связи с этим в ряде случаев субъектам РФ следует оптимизировать границы и размеры территорий сельских поселений таким образом, чтобы они располагали какими-либо финансовыми, организационными, кадровыми и материально-техническими ресурсами для исполнения закрепленных за ними вопросов местного значения.

За счет чего может быть увеличена доходная часть бюджетов сельских поселений?

Один из главных резервов - расширение налогооблагаемой базы. Сегодня удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет 3,8%. Имея такую низкую долю налогов, местные органы власти просто не могут рассматривать этот механизм в качестве серьезного инструмента влияния на экономику муниципального образования. По существующим местным налогам можно оптимизировать процедуры их взимания, например передать сбор того же земельного налога местным администрациям, что уже сделано в некоторых регионах и дает положительный результат.

Большой резерв заложен в монетизации федеральных льгот по налогам. В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг. предлагается рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством. Обсуждая поправки в Федеральный закон от 06.19.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации"(далее - Феде­ральный закон № 131-ФЗ), мы предлагали налог на доходы физических лиц зачислять не по месту работу, а по месту жительства граждан. Сегодня, как уже отмечалось, все отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных промышленных городов.

Увеличение налогооблагаемой базы возможно за счет: включения в состав объектов налогообложения налога на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, по которым истек нормативный срок строительства; совершенствования методики кадастровой оценки земельных участков, порядка инвентаризации и межевания земельных участков, находящихся в общедолевой собственности; проведения работ по закреплению всех бесхозяйных земель в пользование или собственность. За последние годы почти 11 млн га сельскохозяйственных угодий были застроены или заросли лесом и выведены из хозяйственного оборота, к ним нужно прибавить еще почти 30 млн га, которые по разным причинам не используются.

До сих пор не решена проблема определения компетенции органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Парадоксально, но поселения, обладая комплексом полномочий в градостроительной сфере, не имеют права распоряжаться указанными земельными участками. Это также может отрицательно сказываться и на социально-экономическом развитии поселений, и на сфере жилищного строительства.

Нормами Федерального закона № 131-ФЗ установлен принцип целевого назначения муниципального имущества. До 1 января 2012 г. все оставшееся муниципальное имущество должно быть приватизировано, отчуждено или перепрофилировано, в т. ч. и необходимое для решения всех вопросов местного значения. В то же время практика показывает, что в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития, особым географическим положением и климатическими факторами предостав­ление населению общественных услуг в отдельных отраслях экономики и социальной сферы не всегда может быть обеспечено частным бизнесом. В большинстве сельских поселений объекты муниципальной собственности - единственно возможный экономиче­ский механизм, за счет которого органы местного самоуправления могут обеспечивать решение социальных и иных жизненно важных проблем населения соответствующих муниципальных образований.

Несмотря на декларируемые усилия государства по возрождению села, оно еще не стало тем местом, куда бы люди стремились. Это совсем беспросветная ситуация?

Еще в прошлом веке выдающийся государственный деятель России П.А. Столыпин говорил, что "наши крупные села, наши железнодорожные поселки представляют из себя нечто хаотическое - какое-то накопление человеческого жилья без всяких признаков порядка и благоустройства". К сожалению, в отношении значительной части сельских поселений эти слова актуальны до сих пор. Условия жизни на селе по-прежнему малопривлекательны. Жилья на селе в расчете на одного человека строится в пять раз меньше, чем в городе. Необходимо отметить, что уровень и качество жизни большинства селян остаются на низком уровне. Продолжается дифференциация уровня и качества жизни горожан и селян, нарастает депопуляция российских сельских территорий, остается неблагоприятной медико-демографическая ситуация в сельском населении. Показатели смертности и инвалидности превышают городские показатели на 25-30%, а если сравнивать со странами Западной Европы - в 2,5-3 раза.

Причины сельского кризиса кроются как в исторически накопившемся отставании социально-экономического развития деревни, так и в несовершенстве современных аграрных отношений и форм сельской жизни. Одним из важнейших факторов, определяющих успешность решения задачи комплексного и устойчивого развития сельских территорий, является обеспечение активного участия молодежи в процессах социально-экономических преобразований на селе. Сегодня только треть выпускников аграрных вузов, получивших образование за счет средств федерального бюджета, едет работать в деревню. В сельских муниципалитетах растет дефицит профессиональных кадров. Решить эту проблему можно только в том случае, если заработает комплексный набор стимулов для притока молодежи и молодых специалистов в сельские районы. Это жилье, материально-стимулирующие надбавки к заработной плате специалистам. Необходима государственная поддержка подготовки и закрепления кадров на селе.

Вполне очевидно, что именно вовлеченность молодежи в процесс комплексного развития сельских территорий во многом будет определять будущее российской деревни. Для выхода из такого социально-экономического кризиса необходимы приемлемые условия хозяйствования, обеспечивающие эффективное функционирование сельскохозяйственного бизнеса, а также наличие дееспособного института местного самоуправления.

Если говорить в целом, то сельские поселения объединяют следующие проблемы:

  • недостаточность экономической базы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития; в низкий уровень собственных доходов местных бюджетов;
  • нехватка квалифицированных кадров для эффективного муниципального управления;
  • отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии территорий;
  • демографические проблемы.

Александр Николаевич, как Ассоциация сельских поселений Российской Федерации может реально влиять на сложившуюся ситуацию?

Осенью 2003 г. в с. Черноречье Оренбургской области собрались представители сел из Челябинской, Астраханской, Оренбургской областей на учредительное собрание и создали Ассоциацию сельских поселений Российской Федерации. По уставу ассоциация осуществляет свою деятельность на всей территории России, по роду своей деятельности она может вступать в международные организации. Сегодня в ее состав входят сельские поселения Хабаровского, Пермского краев, Астраханской, Ивановской, Оренбургской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской и Челябинской областей. Мы полноправно участвуем в слушаниях, которые проводят комитеты по местному самоуправлению Государственной Думы, Совета Федерации, направляем свои предложения при разработке и экспертизе федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Прежде всего мы всерьез занялись программой подготовки кадров для сельских администраций. Такой опыт обучения уже есть у Ассоциации сельских муниципальных образований Челябинской области и др. Самая близкая к человеку власть должна быть грамотной и профессиональной, чтобы отстаивать интересы своей территории и ее жителей, хотя некоторые чиновники боятся, что подготовленный глава муниципального образования потребует четкого исполнения закона, а это очередная головная боль для них.

Что скрывать, отдельные государственные чиновники порой безответственно относятся к исполнению базового закона о местном самоуправлении, трактуют и применяют его так, как более целесообразно и удобно с их точки зрения. За последнее время в Федеральный закон № 131-ФЗ внесена масса поправок. Большая их часть действительно была необходима. А вот некоторые выхолащивают саму суть закона. Мы, как правило, основываясь на опыте и мнениях членов нашей ассоциации, выступаем против, чтобы такие поправки не вызывали в обществе негативное отношение к власти. Считаю, что необходимо пресечь всяческие попытки региональных чиновников выстроить жесткую вертикаль власти, неправомерно уменьшить число сельских поселений. Надо дать населению право, как записано в Конституции РФ, самому определять порядок избрания главы и структуру органов местного самоуправления. Муниципальная реформа затевалась для народа и улучшения качества его жизни, поэтому никто не имеет права строить местное самоуправление без участия народа.

Много в решении сегодняшних и будущих проблем будет зависеть от того, как быстро Правительство РФ примет порядок разграничения имущества между всеми уровнями власти, а в ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ расширит перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, сделав его открытым. Также необходимо: закрепить на федеральном уровне за муниципальными образованиями единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов на долгосрочной основе и формировать реальные бюджеты, не допуская искусственной дотационности; определить норматив и порядок финансирования исполнения государственных полномочий; осуществлять бюджетное софинансирование развития инфраструктуры на сельских территориях, включая социальное жилье, водо- и газоснабжение, строительство и ремонт дорог.

Более 19 тыс. сельских поселений ждут действенной и в первую очередь финансовой помощи от государства. Расходные полномочия многих сельских муниципалитетов намного больше, чем их доходы. Нельзя держать селян на голодном пайке, надо дать им возможность развиваться и уверенно смотреть в будущее. Только сильное местное самоуправление на селе приведет его к прогрессу.

Несколько слов о том, как Вы претворяете свои идеи о сильной местной власти в своем муниципальном образовании"Чернореченский сельсовет".

В рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ Чернореченский сельсовет вошел территориально в состав Оренбургского района Оренбургской области, но остается самостоятельным муниципальным образованием со своим бюджетом, имуществом, землей, депутатским корпусом. Реализация программы возрождения Черноречья была бы невозможна без грамотной, сплоченной команды, работающей в местной администрации по обеспечению жизнедеятельности села. На первом этапе завершили газификацию жилого сектора, тем самым значительно облегчив крестьянский быт, затем занялись водопроводом, пробурили дополнительные скважины, смонтировали водонапорную башню, заменили трубы. Следующий шаг - ремонт детского сада, школы, Дома культуры, фельдшерско-акушерского пункта, строительство спортивного зала, АТС, которые сегодня работают на благо селян.

Важной вехой в жизни Черноречья стало строительство жилья. Несколько лет назад появилась целая улица добротных домов с подворьями. Однако чтобы вернуть в село молодежь, предстоит построить не одну улицу. Вот почему в апреле 2001 г. мы создали муниципальное унитарное предприятие "Черноречьестройматериалы". Первым делом оно дало сельчанам 50 рабочих мест, а затем взяло на себя всю деятельность по обустройству обширного муниципального хозяйства. Мы хорошо знаем свои проблемы, у нас очень большие планы на будущее, так что и дальше будем делать все, чтобы создать для своих односельчан условия для комфортного проживания на своей малой родине.

Подготовила Галина Каширина

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль