Стандарты раскрытия информации – подспорье или тормоз в деятельности управляющих организаций?

5107
Целью недавно утвержденного Правительством РФ стандарта раскрытия информации управляющими организациями являлось сдерживание роста тарифов на ЖКУ. Однако специалисты отмечают его непроработанность, и даже прямое противоречие действующему законодательству. В таком виде стандарт может нести угрозу экономической стабильности управляющих организаций.

Читайте в журнале "Управление многоквартирным домом":


Оценка современного состояния рынков жилищных и коммунальных услуг позволяет констатировать достижение предельной способности потребителей к оплате этих услуг. Сдерживание темпов роста жилищных и коммунальных платежей граждан и организаций в России, частично выражающееся в стремлении к долгосрочным и прогнозируемым тарифам на жилищные и коммунальные услуги с одновременной реализацией мероприятий энергосбережения, декларируется федеральным правительством в качестве одного из основных приоритетов и источников социально-экономического развития страны. Однако этого недостаточно. Дальнейшие качественные улучшения в жилищной и коммунальной отраслях возможны только в условиях существенного повышения темпов их профессионализации.

Новые стандарты

Для жилищных и коммунальных предприятий как производителей услуг это означает, что дальнейшее развитие отраслей с опорой лишь на экстенсивные способы и методы развития становится невозможным. Основные резервы развития предприятий жилищной и коммунальной сфер скрыты в выявлении новых источников роста, характеризуемых в экономике как интенсивные (за счет, например, научно-технических достижений и повышения квалификации сотрудников), и включении их в традиционные способы хозяйствования.

В последнее время в обществе возникли и тиражируются не всегда компетентными комментариями СМИ опасные тенденции в отношении управляющих многоквартирными домами организаций как исполнителей жилищных и коммунальных услуг. Эти тенденции связаны с искажением роли, целей и задач управляющих организаций и выражаются в непрекращающихся попытках возложить на управляющие многоквартирными домами организации ответственность, не соответствующую их правовому статусу, экономическим и организационным возможностям. Усиливаются попытки перенести меры правовой и материальной ответственности с ресурсоснабжающих организаций, органов местного самоуправления (РЭК) и даже частично с потребителей жилищных и коммунальных услуг на управляющие жилой недвижимостью организации, которые выступают в таких отношениях вынужденными посредниками и коммуникаторами между перечисленными участниками отношений. Эти же тенденции можно отнести и к ТСЖ, ЖК, ЖСК, самостоятельно управляющим многоквартирными домами (МКД).

В целях сдерживания роста тарифов необходим обстоятельный анализ деятельности коммунальных и жилищных предприятий, к которому, кроме законодательного и нормативного блока в сфере энергосбережения, мотивируют также два принятых в последнее время правительственных документа:

  • постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» (Стандарт ККЕМ),
  • постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (Стандарт УО).

При поверхностном тождестве целей и задач, декларируемых данными нормативными актами, их детальное сравнение приводит к выявлению ряда противоречий, которые в процессе их реализации способны стать причиной возникновения споров хозяйствующих субъектов между собой и с потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и могут служить очередным барьером при решении задач повышения качества и сдерживания роста стоимости ЖКУ.

Основное отличие данных правовых актов состоит в принципиальной разнице качественного состояния их адресатов – субъектов региональных экономик. В первом случае в большинстве являющихся доминирующими* (в электроэнергетике и опосредованно в тепло, водоснабжении и водоотведении – еще и гарантирующими) поставщиками на рынке энергетических и коммунальных ресурсов, обладающих существенной долей общественного (государственного) капитала и функционирующих в условиях фактического отсутствия конкуренции на рынках производства и доставки коммунальных ресурсов. Во втором случае – управляющих организаций, более чем на 80% являющихся частными, и функционирующих в условиях ужесточающейся региональной конкуренции на рынках жилищных услуг.

Эти базовые отличия нельзя не учитывать в процессе реализации правительственных нормативных актов. Специалисты отмечают позитивное влияние использования западного опыта при разработке и в результате своевременного принятия Стандарта ККЕМ.

В соответствии с данным стандартом ресурсоснабжающие организации в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также в сфере водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов обязаны размещать в открытом доступе информацию о своей деятельности. И, если строго следовать «букве закона», то опубликование перечисленных в Стандарте ККЕМ сведений.

Публикуемые сведения:

  • тарифы и надбавки к ним;
  • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности РСО;
  • инвестиционные программы и отчеты об их реализации;
  • себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг), в т. ч. на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • расходы на ремонт основных производственных средств;
  • расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), потребляемую оборудованием в технологическом процессе с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт/ч и объеме приобретения электрической энергии;
  • условия публичных договоров поставок регулируемых товаров и другой важной информации, действительно станет основой принятия региональными энергетическими комиссиями (РЭК) экономически обоснованных и публично контролируемых решений о процедурах и размерах региональных тарифов на соответствующие коммунальные и энергетические ресурсы.

И речь в данном случае идет исключительно о влиянии на регулирование товарных рынков производства и продажи коммунальных ресурсов, реализуемых региональными локальными (с участием естественных) монополиями и являющимися на основании сложившихся технологических и административно-правовых традиций монопольными (гарантирующими) поставщиками коммунальных услуг. В данном контексте постановление правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 имеет безусловное позитивное значение.

С другой стороны, анализируя Стандарт УО, специалисты отмечают, что его разработчики не учли существенных содержательных особенностей деятельности управляющих жилой недвижимостью организаций на весьма специфичных региональных товарных рынках обеспечения жилищными услугами, констатируют отсутствие в правительственном нормативном акте мотиваций к развитию рынка жилищных услуг, и даже усматривают прямое противоречие с нормами ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ранее уже была представлена точка зрения предпринимателей и специалистов в сфере управления недвижимостью в отношении главной цели управления объектом жилой недвижимости, которая заключается в обеспечении реализации воли собственников жилых и нежилых помещений МКД по сохранению размера рыночной стоимости (при высокопрофессиональном управлении – увеличении капитализации) находящегося в управлении объекта недвижимого имущества.

В обеспечение этой главной цели управляющая жилой недвижимостью организация в соответствии с уровнем своей профессиональной компетентности и в силу других факторов организует процесс принятия управленческих решений по выполнению необходимых задач и самостоятельно может не выполнять ни одной из перечисленных в п. 3 Стандарта УО, в т. ч. задач, связанных с функцией управления эксплуатацией МКД, что в принципе допускается документом, а выступать от имени собственников генеральным профессиональным распорядителем в отношениях с неограниченным множеством других специализированных аутсорсеров**, далеко не полный перечень которых перечислен в п.10 Стандарта.

Пункт 3 Стандарта УО:

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

Пункт е) ст. 3 Стандарта УО – «сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы» дублирует требования сведений, публикуемых РСО в соответствии со Стандартом ККЕМ, которые к тому же являются предметом деятельности и содержанием информации РЭК, и управляющие организации, никоим образом не влияющие на их ценообразование, выступают в данном случае лишь ретрансляторами чужой информации.

Условия применения Стандарта УО

Управляющие организации обязаны размещать в открытом доступе информацию о своей деятельности, содержании договора управления МКД и сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Данная формулировка вступает в противоречие с подп. п) п. 49 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", где речь ведется о коммунальных услугах, а не о коммунальных ресурсах. Управляющая организация в соответствии с данным правовым актом является исполнителем коммунальных услуг и обязана предоставлять потребителю информацию о размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов).

В соответствии со ст. 2 Стандарта УО идентификация хозяйствующего субъекта, в отношении которого должны применяться требования документа, осуществляется на основании заключенного договора управления МКД (ст. 162 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что договор управления является публичным, он заключается с каждым собственником и одновременно является предметом интеллектуальной собственности двух договаривающихся правовых субъектов и сторон договора – коммерческой управляющей организации, действующей в интересах ее собственников, и другой коллективной стороны гражданско-правового договора – фиксированного круга собственников жилых и нежилых помещений. И одна, и другая сторона обладают правом ограниченного распространения сведений, составляющих коммерческую тайну***.

Основным предметом предпринимательской (коммерческой) и содержательной деятельности управляющей организации является совокупность уникальных управленческих решений, технологий, инноваций, иных квалифицирующих признаков, позволяющих удовлетворять потребности собственников. Качество и количество оказываемых жилищных услуг, а также коммунальных и дополнительных услуг собственно и формируют уникальные конкурентные преимущества управляющей организации.

В данном случае никакие требования Стандарта раскрытия информации организациями в сфере управления МКД при выполнении условий п.1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» не принудят собственников и сотрудников этих предприятий к фактически безвозмездному отказу от уникальных достижений.

Именно специфичность функционирования региональных рынков оказания жилищных (и лишь затем коммунальных и дополнительных) услуг на объектах управления в виде многоквартирных домов предъявляет особые требования к Стандарту раскрытия информации управляющими организациями как к инструменту тонкой настройки многофакторных взаимоотношений между производителями, исполнителями и потребителями жилищных и коммунальных услуг.

Стандарт УО в действующей редакции является следствием недостаточно прогрессивного представления о предмете, содержании, целях и задачах деятельности управляющих многоквартирными домами организаций в современных рыночных условиях, в значительной мере транслируемых из системы взаимоотношений в советском ЖКХ. В таком виде данный стандарт может нести реальную угрозу экономической и организационно-правовой стабильности деятельности управляющих организаций.

В подпункте а) п. 14 Стандарта УО применено некорректное определение содержания деятельности управляющих организаций в отношениях с РСО: «перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций с указанием…объема и цен на такие ресурсы…». Разработчикам следовало бы учитывать, что управляющие организации в настоящее время не закупают у РСО коммунальные ресурсы. По тем же Правилам № 307 у исполнителей коммунальных услуг – управляющих организаций – нет таких прав, технологических и экономических возможностей.

И далее в подп. б) «тарифы (цены) для потребителей, установленные для РСО, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы» и в) «тарифы на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей».

Хотелось бы полюбопытствовать у разработчиков Стандарта УО: в соответствии с какими нормативными правовыми актами и экономическими законами происходит чудесная трансформация коммунального ресурса в коммунальную услугу с недвусмысленным допущением права управляющей организации закупить коммунальные ресурсы у РСО, произвести перерасчет их стоимости и продать теперь уже коммунальные услуги потребителю, т.е. выступить коммерческим посредником между производителем и потребителем коммунальной услуги?

Думается, что для прояснения данной ситуации и с целью гармонизации двух названных правительственных актов впору вмешаться Федеральной службе по тарифам, которая могла бы дать разъяснения региональным энергетическим комиссиям, чтобы в 2011 г. не повторилась ситуация 2010 г., когда лично Президенту РФ Д. Медведеву вместе с Д. Козаком пришлось в пожарном порядке выправлять ситуацию с тарифами на жилищные и коммунальные услуги.

Между тем, неустанно продолжаем утверждать, что ключевую роль в повышении качества оказания жилищных, коммунальных и дополнительных услуг (при реализации бесспорных положений Стандарта УО) должны сыграть саморегулируемые организации в сфере управления жилой недвижимостью. Именно им совместно с экспертным и научным сообществом предстоит разработать дополнительные квалификационные критерии к управляющим организациям, отражающие квалификацию специалистов, сертификацию жилищных услуг и работ, соответствие стандартам и правилам профессиональной деятельности, период функционирования УО на рынке, наличие страхования гражданской и имущественной ответственности, общие требования к договорам управления МКД, участие собственников жилых и нежилых помещений и их объединений (ТСЖ, ЖК, ЖСК) в процессе управления МКД.

Представляется крайне эффективным и важным при реализации целевых программ повышения квалификации и подготовки кадров в сфере управления и эксплуатации многоквартирных домов (по вопросам повышения эффективности бизнес-процессов и профессиональной подготовки в жилищной и коммунальной сферах) формировать объединенные образовательные группы из представителей управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления.

Реализация принципа объединенных групп повышения квалификации позволит усовершенствовать и значительно ускорить процесс профессионализации жилищной и коммунальной сфер, повысить уровень доверия и сформировать благоприятную ментальную среду между представителями данных групп интересов.


* в соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

** аутсорсинг - выполнение бизнес-задач компанией-партнером, которая специализируется на данных услугах (работах). Задачи могут быть как разовые, так и регулярные.

*** Статья 3. Основные понятия, используемые в ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»:

2) информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.


Читайте в журнале "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль