Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных учреждений

9853
Все муниципальные учреждения создаются для осуществления своей основной деятельности, т. е. для выполнения функций (казенные учреждения), выполнения работ и оказания услуг (все типы учреждений, но в первую очередь бюджетные и автономные учреждения).

Все муниципальные учреждения создаются для осуществления своей основной деятельности, т. е. для выполнения функций (казенные учреждения), выполнения работ и оказания услуг (все типы учреждений, но в первую очередь бюджетные и автономные учреждения).

Кроме того, учреждения могут осуществлять иные виды деятельности, если это соответствует целям, для достижения которых создано соответствующее учреждение.

Таким образом, всю деятельность учреждения можно разделить на основные и иные виды деятельности. Разумеется, для казенного учреждения иные виды деятельности не имеют такой актуальности, как для бюджетных и автономных, поскольку для последних иные виды деятельности должны являться источником доходов, а казенное учреждение претендовать на полученные средства не может. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) в новой редакции казенное учреждение не лишено права осуществлять деятельность, приносящую доход, однако ст. 41 БК РФ предусматривает, что все полученные средства от платных услуг будут являться доходами не самого казенного учреждения, а соответствующего муниципального бюджета. При этом возможность осуществления деятельности, приносящей доход, должна быть предоставлена учреждению учредителем, что обязательно необходимо отразить в уставе учреждения.

Основные и дополнительные (иные) виды деятельности учреждения должны быть отражены в уставе, причем оба перечня должны носить закрытый, исчерпывающий характер и не подлежать расширительному толкованию. Таким образом, не следует составлять перечни видов деятельности, используя выражения “и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством”, “и др.”, “и пр.”, при этом как основные, так и дополнительные виды деятельности должны быть предназначены для достижения целей, для которых создано учреждение.

Также не следует включать в перечень дополнительных видов деятельности все мыслимые варианты осуществления учреждением какой-либо приносящей доход деятельности “на всякий случай”, практически дублируя весь ОКВЭД или ОКУН, с расчетом на то, что в дальнейшем это может пригодиться учреждению и не потребует внесения изменений в учредительные документы. Подобный подход не будет корреспондировать требованию законодательства о соответствии дополнительных видов деятельности целям создания учреждения, как то установлено, например, в ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, в соответствии с которой автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Следовательно, не предусматривается возможности оказания учреждением услуг, не связанных с основной деятельностью учреждения. В связи с этим следует быть готовыми к необходимости доказать связь основных видов деятельности и дополнительных видов деятельности в тех случаях, когда она не очевидна (например, предоставление услуг детской комнаты в учреждениях культуры на время проведения концерта позволит расширить круг потребителей услуги за счет людей с маленькими детьми, что не всегда понятно контролирующим органам).

Поскольку различные формы учета и отчетности, в т. ч. предназначенные для учета юридических лиц и для статистики, требуют отражения видов экономической деятельности в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст “О принятии и введении в действие ОКВЭД” (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности")[1], желательно в уставах учреждений отражать основные виды деятельности юридического лица в соответствии с нормами указанного документа, хотя данный акт, исходя из его буквального толкования, используется при решении задач, связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако подавляющее большинство учреждений осуществляют свою деятельность в непроизводственной сфере, нюансы которой недостаточно отражены в ОКВЭД. Например, деятельность учреждения культуры, осуществляющего концертно-театральную деятельность, с использованием ОКВЭД можно описать практически лишь в двух направлениях (деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений, деятельность концертных и театральных залов), но ограничиться в уставе лишь этими двумя пунктами невозможно. В этом случае рекомендуется включить в устав описание основных видов деятельности по ОКВЭД, расшифровав их (например, использовав выражение “в том числе”, “а именно” после названия собственно вида деятельности), что позволит соответствовать требованиям статистики и учета юридических лиц, при этом описав конкретные виды деятельности в уставе.

Для уточнения формулировок можно также использовать ОК 002-93 (Общероссийский классификатор услуг населению), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, однако следует учесть, что данный документ в описании видов услуг ориентирован скорее на потребителя услуги, чем на учреждения, оказывающее такие услуги.

. . .


[1] Кроме того, до 1 января 2013 г. применяется также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль