Кому выгодно внедрение энергосберегающего оборудования?

4360
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” призван улучшить энергетическую ситуацию в стране. На первый взгляд все понятно: устанавливается оборудование в жилом доме, возникает экономия ресурсов, и в результате сумма в квитанции существенно ниже, чем месяц назад. Однако на закупку и установку оборудования нужно затратить средства. И даже если их найти, то окупится такая рационализация в течение нескольких лет.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) призван улучшить энергетическую ситуацию в стране. На первый взгляд все понятно: устанавливается оборудование в жилом доме, возникает экономия ресурсов, и в результате сумма в квитанции существенно ниже, чем месяц назад. Однако на закупку и установку оборудования нужно затратить средства. И даже если их найти, то окупится такая рационализация в течение нескольких лет.

Модной темой стало привлечение инвесторов в сферу ЖКХ. Но взглянем на проблему с точки зрения инвестора:

  •  экономия по коммунальным платежам для граждан после внедрения автоматизации и диспетчеризации, осуществленных за счет кредита под 18% годовых, возникнет лет через 8–12, когда оборудование морально устареет и потребуется его замена;
  •  энергосервисные контракты при условии введения в 2012 г. двухставочного тарифа тепловой энергии никто из инвесторов не рискнет подписать ввиду того, что срок окупаемости вложений составит 15–20 лет. При этом платежи граждан до погашения выплат по лизингу не уменьшатся и граждане никакой экономии не почувствуют;
  •  ресурсоснабжающим компаниям внедрение энергосберегающих технологий и оборудования создаст лишние проблемы.

Не заинтересованы в установке приборов учета, автоматизации и диспетчеризации собственники помещений в многоквартирных домах. Реальная экономия (прибыль) от внедрения новых технологий за счет собственных средств, лизинговых схем, банковского кредита возникнет не ранее, чем через 8–20 лет. С учетом расходов на капитальный и текущий ремонт дома дополнительные расходы (даже при получении значительных государственных компенсаций на капитальный ремонт в виде жилищных субсидий для малоимущих) превысят реальные возможности населения. Установка приборов учета на все дома не избавит от значительного ежегодного роста тарифов на коммунальные ресурсы.

Управляющие организации получают некоторые конкурентные преимущества. Доля коммунальных платежей в оплате за содержание жилого помещения составляет 75–87%. Сокращение платежей за тепловую энергию на 40% уменьшает совокупные платежи собственников на 23–25%. Соответственно сокращается число собственников, которые имеют задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества. Уменьшается задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), растет рейтинг предприятия. В связи с ростом платежей пополняется фонд текущего ремонта, увеличивается объем проводимых работ, что увеличивает авторитет предприятия. Увеличивается количество обслуживаемых домов, растет "условная" прибыль предприятия.

Автоматизация тепловых узлов позволяет уменьшить потери тепловой энергии, сократить, а иногда прекратить аварийные утечки, устанавливать экономный режим отопления в ночное время и отключение подогрева ГВС с 00 до 05 часов. Кроме того, внедрение зависимых от температуры наружного воздуха систем регулирования, а также управления тепловыми узлами через сети Интернет позволяют значительно снизить потребление тепловой энергии.

Диспетчеризация индивидуальных электро- и водосчетчиков позволяет экономить время сотрудников на снятие показаний счетчиков (особенно если счетчики находятся в квартирах), устанавливать многорежимное потребление электроэнергии, контролировать наличие пломб, дистанционно отключать должников. Управляющая компания получает возможность оплачивать потребляемый ресурс по факту (сейчас ¾ с опережением примерно на 1,5 месяца). Комплексная диспетчеризация позволяет выявлять факты хищения ресурсов в режиме онлайн, направлять инспектора на конкретный адрес для составления акта (к сожалению меры воздействия на махинаторов законом не предусмотрены).

Полная автоматизация передачи показаний приборов учета дома позволяет выявлять пиковые нагрузки, контролировать и своевременно устранять аварийные ситуации, выявлять необходимость замены устаревшего оборудования. Поступившая информация является доказательной базой в суде в случае споров с РСО по вопросу предоставления некачественного ресурса, что также снижает затраты собственников.

С другой стороны, внедрение автоматизации и диспетчеризации для управляющей компании влечет постоянные затраты: обучение сотрудников работе с современной техникой, прием персонала по ремонту и настройке оборудования, закупка дополнительного компьютерного оборудования (сервера, монитора), подключение и ежемесячная оплата услуг провайдера (сколько домов, столько и точек), убеждение собственников и сбор дополнительных платежей на установку оборудования. Все эти минусы перекрывают плюсы. Поэтому большинство управляющих компаний не заинтересованы в реализации Федерального закона № 261-ФЗ.

Есть несколько вариантов заинтересовать управляющие компании в участии в программе энергосбережения . . .


ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль