Об увеличении уставного капитала организации за счет муниципального имущества

4065
О положениях законодательства, позволяющих передать муниципальное имущество организациям коммунального комплекса без проведения конкурса (аукциона)

В результате изменений, внесенных в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), передача хозяйствующим субъектам объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в аренду без проведения конкурса или аукциона возможна, лишь когда хозяйствующий субъект обладает сетью инженерно-технического обеспечения, а передаваемый ему объект является частью соответствующей сети, причем данная часть и сама сеть технологически связаны согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Такое условие позволяет передать организациям коммунального комплекса в аренду без проведения торгов сети тепло-, водоснабжения и водоотведения, присоединенные к соответствующим сетям, находящимся во владении (аренде или безвозмездном пользовании) ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО).

В смысле возможности воспользоваться данной нормой в худшем положении оказались РСО, созданные органом местного самоуправления или преобразованные в ОАО путем приватизации имущественных комплексов МУП без включения в состав приватизируемого имущества сетевых объектов и заключившие договоры аренды муниципальных сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения сроком на 11 месяцев. У указанных РСО, осуществляющих деятельность по тепло-, водоснабжению и водоотведению, возможность приобрести право пользования муниципальными объектами сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса (аукциона) возникает лишь в случае передачи в их уставный капитал путем его увеличения всех сетей соответствующего инженерно-технического назначения либо какой-то их части.

Возможность пользоваться муниципальными объектами сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса (аукциона) возникает у РСО лишь при условии передачи в их уставный капитал всех сетей соответствующего инженерно-технического назначения либо какой-то их части.

Порядок передачи муниципального имущества указанным способом в уставный капитал ОАО регламентируется положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ). Подпунктом 9 п. 1 ст. 13 и ст. 25 этого Закона предусмотрена возможность внесения муниципального имущества в оплату дополнительных акций ОАО, размещаемых при принятии решения об увеличении его уставного капитала.

Прежде чем приступить к рассмотрению мероприятий, сопровождающих процедуру увеличения уставного капитала ОАО за счет муниципального имущества, необходимо отметить, что передача в оплату дополнительных акций муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоканализационного хозяйства и т. п.) не противоречит Федеральному закону № 178-ФЗ, что подтверждается выводами Высшего Арбитражного Суда РФ.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 № 111 в части применения пп. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ приведены следующие разъяснения: «…В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон) при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

По смыслу данных норм, включенных в главу V Закона, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия…».

Из приведенных положений можно сделать вывод, что п. 1 ст. 30 Федерального закона № 178-ФЗ устанавливает запрет на приватизацию объектов коммунально-бытового назначения только в составе имущественного комплекса неспециализированного унитарного предприятия, но не запрещает приватизацию указанных объектов муниципальной собственности вообще в любых случаях, что позволяет осуществить передачу указанных объектов в оплату дополнительных акций, размещаемых ОАО, с условием соблюдения требований Федерального закона № 178-ФЗ и Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ).

Что касается антимонопольного законодательства, то Федеральный закон № 135-ФЗ регулирует вопросы заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, но не вопросы отчуждения объектов муниципального имущества из муниципальной собственности для передачи в частную собственность ОАО на основании ст. 25 Федерального закона № 178-ФЗ путем внесения имущества в оплату дополнительных акций, что предполагает переход к такому обществу прав не только владения и пользования объектами муниципального имущества, но и распоряжения ими. Поэтому на отношения, возникающие при отчуждении объектов муниципальной собственности в частную собственность ОАО с условием увеличения его уставного капитала, распространяются нормы Федерального закона № 178-ФЗ, и не распространяются требования ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. . . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в июньском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль