Проблемы финансирования объектов ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности

6222
Полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере достаточно четко разделены законодательно.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере достаточно четко разделены законодательно.

Так, органы исполнительной власти регионов, например, должны не только разработать и реализовать на своей территории региональную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), но и координировать работу всех организаций в указанной сфере, а также деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, субъект РФ должен контролировать обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использование и сохранность жилищного фонда независимо от его принадлежности.

В муниципальных образованиях области функции и полномочия в управлении ЖКХ осуществляют соответствующие структурные подразделения местных администраций, занимающиеся учетом и распределением жилой площади; организующие в установленном объеме содержание жилищного фонда; предоставляющие услуги по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, занимающиеся организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также благоустройством территории муниципального образования, освещением улиц, содержанием мест захоронения и т .д.

Если проанализировать положения действующего законодательства, в первую очередь Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), можно сделать вывод, что основная финансовая нагрузка в сфере ЖКХ ложится на бюджеты муниципальных образований.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ установлен целый ряд вопросов местного значения в сфере ЖКХ, финансирование которых должно осуществляться за счет местных бюджетов, поскольку принятая схема финансирования предполагает следование общему правилу “чьи полномочия – того и средства”. В результате бюджет муниципального образования может не выдержать финансовой нагрузки в полном объеме.

Например, ст. 14, 15 и 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, а также организацию в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (для районов – электро- и газоснабжения поселений). Однако содержание в должном состоянии жилищно-коммунальной инфраструктуры влечет весьма значительные по объему траты за счет бюджета, особенно осуществление капитального ремонта соответствующих сетей.

Если муниципальное имущество, входящее в комплекс ЖКХ, сдается в аренду (например, предприятию, осуществляющему поставки соответствующих услуг), то по общему правилу, исходя из положений ст. 616 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), арендодатель (муниципальное образование) обязан производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества за свой счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. При этом капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Если арендодатель нарушает эту обязанность, то арендатор имеет право по своему выбору:

§ произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

§ потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

§ потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор же обязан производить за свой счет только текущий ремонт, поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, если муниципальное образование не внесет в договор аренды муниципального имущества условие о возложении обязанности осуществления капитального ремонта на арендатора, соответствующее финансовое бремя остается на плечах муниципалитета, кроме случая, предусмотренного в ст. 661 ГК РФ, когда в аренду сдается предприятие в целом как имущественный комплекс. В этом случае арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, в т. ч. осуществлять его текущий и капитальный ремонт.

Поскольку муниципальные образования обычно не включают подобный пункт в договоры аренды муниципального имущества в сфере ЖКХ, обязанность осуществлять капитальный ремонт в разумный срок, как на то указывается в ст. 616 ГК РФ, практически во всех случаях остается на самом муниципальном образовании, что совпадает и с обязанностью содержания муниципального имущества, вытекающей из законодательства о местном самоуправлении.

Поскольку объекты инфраструктуры ЖКХ чаще всего связаны с обеспечением населения какими-либо жизненно необходимыми благами, а их ненадлежащее состояние или разрушение может повлечь опасность для жизни граждан, особенное внимание состоянию таких объектов (электро-,, теплосетей и т. п.) уделяют и контролирующие, и правоохранительные органы. Известна практика предъявления органами прокуратуры исков в суды с понуждением администраций муниципальных образований провести капитальный ремонт соответствующих объектов.

При этом часто возникает спор о понятии разумности срока, в течение которого следует производить капитальный ремонт объектов ЖКХ, а следовательно, когда и в каком объеме планировать необходимые средства в местном бюджете. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июньском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль