Реформа ЖКХ: что стоит на повестке дня?

4877
В последнее время во всех средствах массовой информации и Интернете, на митингах и собраниях задается один и тот же вопрос: когда же мы увидим положительные результаты реформы ЖКХ? И деньги выделяются немалые, и усилия всех ветвей власти прилагаются, и население подключено, но практической пользы пока нет.

В последнее время во всех средствах массовой информации и Интернете, на митингах и собраниях задается один и тот же вопрос: когда же мы увидим положительные результаты реформы ЖКХ? И деньги выделяются немалые, и усилия всех ветвей власти прилагаются, и население подключено, но практической пользы пока нет.

По-видимому, основная причина всех бед системы ЖКХ в том, что подавляющая часть граждан, получая в собственность квартиры, так и не осознает наступление своей полной ответственности за ее содержание.

На самом деле, процесс реформирования ЖКХ еще только начинается, и от всех нас зависит то, чем он закончится. Нагрузка на управляющие организации постоянно растет. Для выполнения всех возложенных на них обязанностей требуется большое количество сотрудников, что влечет за собой увеличение стоимости обслуживания. При этом качество предоставляемых управляющими компаниями услуг не становится лучше. Значительной части населения уже сейчас не под силу тарифы естественных монополий, содержание и текущий ремонт жилья.

Что необходимо сделать для улучшения качества обслуживания в ЖКХ

Ряд мер может реально улучшить качество обслуживания в ЖКХ, рассмотрим их подробнее.

Внедрение единой стандартной формы отчетности. В настоящее времяотчетность перед органами государственной власти, статистики, проверяющими органами достигла такого объема, что большая часть времени тратится именно на создание бюрократических перлов, в конечном итоге никому не нужных. Минрегиону России следует разработать и внедрить единую систему отчетности и получения информации, позволяющую получать гарантированные, проверенные (не на тысячах листочках об одном и том же!) данные, которые можно анализировать, и на их основании принимать взвешенные решения. Невозможно постоянно оперативно представлять достоверные сведения на сотни запросов, а ведь именно на таких сведениях (часто противоречащих друг другу или подобранных под определенные цели) строится государственная политика в области ЖКХ. Таким образом, необходима единая стандартная форма отчетности.

Предоставление права подачи информации о деятельности ЖКХ исключительно специалистам. Поступление информации из сомнительных источников приводит к увеличению количества жалоб. Сведения о деятельности ЖКХ должны представлять только компетентные в данной области люди.

Проведение законодательных и нормативных актов в сфере ЖКХ через экспертизу экспертного совета. Бессистемные и локальные изменения в действующем законодательстве только усугубляют существующие проблемы. Принятия действительно нужных отрасли законов приходится ждать годами, а те, что принимаются, часто не соответствуют реалиям. Создание экспертного совета в отрасли ЖКХ из практиков на местах представляется весьма целесообразным. Отраслевые законодательные акты должны приниматься после экспертизы специалистов, реально исполняющих на местах действующие нормы.

ПРИМЕР

Ограничение лимита средств предприятия ЖКХ, действующего по упрощенной системе налогообложения, служит примером того, как одно локальное решение, не прошедшее экспертизу практиков, порождает целый комплекс проблем.

Как известно, в обороте каждого предприятия ЖКХ 75–85% собранных средств составляют платежи ресурсоснабжающим предприятиям. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер предъявленных к платежу коммунальных услуг должен соответствовать стоимости коммунальных ресурсов. Фактически же в оборот предприятия ЖКХ включаются суммы, не участвующие в процессе получения прибыли, которые, по-видимому, должны учитываться на забалансовых счетах.

Принятием данного положения Жилищного кодекса РФ государство фактически дискриминировало предприятия ЖКХ, ограничив оборот до 25–15% по сравнению с предприятиями других отраслей народного хозяйства, что приводит к следующим последствиям:

увеличению количества малых предприятий в ЖКХ. Традиционный способ решения данной проблемы – клонирование предприятия (создание новой организации с похожим названием по тому же или иному адресу). Это влечет за собой рост тарифа за счет увеличения количества персонала (бухгалтер, кассир и др.); наращивания объема отчетности; дополнительного обучения сотрудников; повышения стоимости аренды офиса, увеличения транспортных расходов, закупки компьютерной техники (в случае открытия нового офиса).

Кроме того, увеличение количества предприятий ЖКХ усложняет работу контролирующих органов, органов статистики, пенсионного фонда, налоговых органов. Разрастается штат данных государственных органов, увеличиваются затраты государства на их содержание;

ограничению объема и качества предоставляемых населению услуг. В связи с ограничением лимита предприятие не может увеличить объем и повысить качество предоставляемых услуг, поскольку это повлечет за собой превышение лимита оборота и, как следствие, перевод на общую систему налогообложения, а также потерю конкурентноспособности среди предприятий ЖКХ;

аффилированности внутри группы компаний. Перекрестное финансирование одного предприятия другим приводит к серьезным нарушениям и злоупотреблениям, а также к уклонению от уплаты налогов;

умышленному банкротству и уклонению от уплаты задолженностей РСО, партнерам. Создание нескольких предприятий позволяет быстро перезаключать договоры с собственниками домов, фактически переводя их из одной компании в другую и уклоняясь от уплаты долгов. Действующее законодательно позволяет, выплачивая 100 руб. в месяц на погашение задолженности, не гасить основную сумму долга, чем и пользуются недобросовестные компании;

дополнительным затратам на содержание нового персонала, офиса, техники и транспорта, препятствующим развитию предприятия. Вместо того чтобы направить средства на развитие материально-технической базы, приходится содержать штат персонала и нести дополнительные затраты.

Определение статуса предприятий ЖКХ на рынке. В неравных условиях находятся управляющие и обслуживающие предприятия, по факту выполняющие одну и ту же работу.

· Управляющая компания (управляющая организация по Жилищному кодексу РФ) имеет лимит оборота 60 млн руб. в год (куда входит и некоммерческий оборот по ресурсоснабжающим организациям); аккумулирует денежные средства граждан, отвечает за коммунальные платежи.

Компетенции управляющей компании:

· несет полную ответственность за выполнение условий договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО), выплачивает штрафы, пени за несвоевременную и неполную оплату при условии неоплаты задолженности собственниками;

· обязана раскрывать информацию согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010. № 731. “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами” (далее – постановление Правительства РФ № 731);

· несет расходы по содержанию и обслуживанию сайта;

· несет полную прямую материальную и уголовную ответственность за целостность конструкций и систем дома;

· несет материальную ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг;

· взыскивает убытки с РСО в случае предоставления некачественного ресурса (что практически невыполнимо в рамках действующего законодательства)

· прямо заинтересована в проведении своевременного текущего и капитального ремонта. Управляющая организация является исполнителем услуг, и отсутствие аварийных случаев снимает напряженность в ее работе с собственниками;

· крайне заинтересована в модернизации жилых домов. Уменьшение стоимости ресурса влечет за собой снижение задолженности собственников, повышение качества обслуживания и конкурентоспособности, сокращение затрат предприятия;

· вступает в саморегулируемую организацию на добровольной основе;

· представляет в полном объеме отчетность по обслуживанию домов органам государственной власти и иным организациям.

Обслуживающая организация (подрядная организация согласно Гражданскому кодексу РФ) имеет лимит оборота 60 млн руб. в год.

Компетенции обслуживающей (подрядной) организации:

· оборот по РСО проводит по балансу ТСЖ, ЖСК, а не включает в свой оборот (в отличие от управляющей организации). Налицо конкурентное преимущество;

· аккумулирует денежные средства граждан, не отвечает за коммунальные платежи. В случае банкротства обслуживающей организации, собственники помещений ТСЖ, ЖСК, погашают задолженность перед РСО;

· не обязана раскрывать информацию. Не подпадает под действие постановления Правительства РФ № 731, поэтому раскрытие информации не является ее обязанностью;

· не несет ответственность за целостность конструкций и систем дома. Такая ответственность возложена на ТСЖ, ЖСК как на управляющую организацию;

· не несет ответственности за качество предоставляемых коммунальных услуг. Эта ответственность наступает у ТСЖ, ЖСК как у управляющих организаций. Возможность регрессивного иска в случае обоснованной претензии управляющей организации невелика;

· не заинтересована в проведении текущего и капитального ремонта.

· не является исполнителем услуг;

· не заинтересована в модернизации жилых домов;

· договор подряда расторгается по инициативе заказчика в любой момент времени;

· по обязана вступать в СРО;

· не обязана представлять статистическую отчетность по обслуживанию домов.

В рамках действующего законодательства при правовой неграмотности населения появление управляющих компаний, готовых взять на себя ответственность за управление жилым фондом, его содержание, текущий и капитальный ремонт, а также за предоставление коммунальных услуг, – чаще случайность, нежели закономерность.

Что необходимо сделать для создания действующей системы ЖКХ

Для создания реально работающей системы ЖКХ необходимо принять ряд мер. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июльском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль