Реформа и оплата жилищно-коммунальных услуг

3699
Одним из направлений реформирования российского ЖКХ является обновление системы оплаты услуг, оказываемых предприятиями и организациями в жилищной и коммунальной сфере. В первую очередь это касается населения – основного потребителя таких услуг.

Одним из направлений реформирования российского ЖКХ является обновление системы оплаты услуг, оказываемых предприятиями и организациями в жилищной и коммунальной сфере. В первую очередь это касается населения – основного потребителя таких услуг.

К середине 1990-х гг. в стране сложилась ситуация, крайне негативная в плане отсутствия финансирования жилищно-коммунального комплекса. Неустойчивое финансовое состояние предприятий, поставляющих воду, тепло, электроэнергию, газ, выполняющих работы и услуги по содержанию и ремонту жилья в многоквартирных домах, не позволяло поддерживать на должном уровне и развивать систему жизнеобеспечения, а тем более создавать необходимые условия для модернизации отраслевых предприятий и перевода их на современный технологический уровень производства и оказания жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ).

В среднем по регионам России в 1997 г. население оплачивало не более 35% стоимости комплекса услуг по содержанию и ремонту жилья, холодную и горячую воду, отопление, электроэнергию и газ. Возмещение расходов отраслевых предприятий на предоставление услуг населению, проживающему в многоквартирных домах, за счет средств граждан в среднем по регионам составляло порядка 2,9 руб. в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. С учетом фактических платежей и задолженности населения по оплате ЖКУ реальное покрытие затрат предприятий на производство услуг не превышало 25–30%, а по отдельным регионам – 10% (0,8 руб. на 1 кв. м общей площади жилья).

В условиях перехода к рыночной экономике, массовой приватизации жилья, преобразований в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда доминирующей задачей реформы стало бесперебойное и качественное обеспечение граждан ЖКУ на основе полного возмещения расходов организаций отрасли на их производство и предоставление.

Принцип установления оплаты с точки зрения соответствия объема и качества предоставляемых населению услуг экономически обоснованным расходам организаций-поставщиков составляет основу системы взаимоотношений потребителя (населения) и исполнителя (организаций, оказывающих данные виды услуг). Конечная цель преобразований в отрасли – создание условий, обеспечивающих возможность предоставления населению услуг надлежащего качества в необходимом объеме при условии полной оплаты их стоимости потребителями. В то же время государственная политика в сфере ЖКХ, направленная на достижение полной (100-процентной) оплаты потребителями ЖКУ, предполагает обязательный учет платежеспособности граждан с одновременным обеспечением социальной защиты населения с ограниченными доходами.

Согласно системе ценообразования, сложившейся до 1990-х гг., основную нагрузку при возмещении затрат предприятиям и организациям ЖКХ нес бюджет. При этом практически единственной формой собственности жилья (многоквартирных домов, жилых и нежилых помещений), а также предприятий водоканала, тепловых, электрических, газовых сетей была муниципальная (государственная) собственность. Стремительный рост жилищного фонда частной формы собственности, появление управляющих организаций, необходимость контролировать качество оказываемых населению услуг предопределили создание системы оплаты ЖКУ, в которой потребители будут полностью возмещать предоставляемые им услуги и при этом иметь возможность контролировать их объем и качество.

В то же время для снижения социальной напряженности в связи с резким увеличением расходов граждан на оплату ЖКУ, адаптации семей к новым условиям взаимоотношений с организациями жилищно-коммунального комплекса, учета динамики доходов населения и соотношения среднемесячных совокупных семейных доходов и прожиточного минимума с расходами государственная политика ценообразования в сфере ЖКХ предусматривала постепенный (поэтапный) переход на полную оплату ЖКУ населением.

С началом реформы в 1997 г. разницу между установленной платой за жилье и коммунальные услуги и полной их стоимостью предполагалось покрывать за счет средств консолидированного бюджета: федерального (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ), регионального и местного. Возмещение расходов на производство и поставку ЖКУ на период реформирования системы их оплаты предусматривалось за счет двух источников финансирования: средств граждан и бюджетных средств. Необходимо было определить механизм и принципы расчета и установления их пропорционального соотношения в разрезе каждого субъекта РФ.

С этой целью Правительством РФ были приняты Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 24.12.1992 № 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики”), предусматривающие стратегию поэтапного перехода на 100-процентную оплату услуг населением, основанную на ежегодно рассчитываемых параметрах – федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг (далее – федеральные стандарты).

Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 № 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг” были установлены следующие федеральные стандарты:

· стандарт социальной нормы площади жилья: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м – на семью из двух человек и 33 кв. м – на одиноко проживающего человека;

· стандарт уровня платежей граждан, определяемый в процентах от стоимости предоставляемых ЖКУ (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг;

· стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе;

· стандарт предельной стоимости предоставляемых ЖКУ: включает стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, а также стоимость услуг водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, отопления, электро- и газоснабжения в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. Этот стандарт устанавливается дифференцированно по субъектам РФ с учетом географического расположения региона, технологических особенностей производства и поставки энергоресурсов, наличия сетевого газа на территории и т. п.

Федеральные стандарты, устанавливаемые Правительством РФ конкретно по каждому субъекту РФ, использовались для расчета объемов бюджетных дотаций из средств федерального бюджета регионам на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами на ЖКУ и установленной на местах платой граждан за них.

Органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ежегодно определяемыми федеральными стандартами с учетом социально-экономической ситуации на местах могли устанавливаться региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Динамика основных показателей (параметров) перехода на новую систему оплаты ЖКУ в целом по России по ряду лет приведена в табл. 1.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль