Восстановить местное самоуправление как реальный институт власти

2400
На международной конференции “Местное самоуправление и развитие территорий”, организаторами которой стали Европейский клуб экспертов местного самоуправления, Комитет по местному самоуправлению Совета Федерации ФС РФ, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) при поддержке КО OST-EURO GmbH, Германский фонд международного правового сотрудничества, была обсуждена ситуация, сложившаяся к середине 2011 г. в российском местном самоуправлении.

На международной конференции “Местное самоуправление и развитие территорий”, организаторами которой стали Европейский клуб экспертов местного самоуправления, Комитет по местному самоуправлению Совета Федерации ФС РФ, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) при поддержке КО OST-EURO GmbH, Германский фонд международного правового сотрудничества, была обсуждена ситуация, сложившаяся к середине 2011 г. в российском местном самоуправлении.

Проблемы системного характера

Опираясь на нормы Конституции РФ, положения Европейской хартии местного самоуправления, участники конференции констатировали наличие в российском местном самоуправлении проблемы системного характера, среди них:

- непоследовательность федеральной власти в отношении к институту местного самоуправления, непонимание его места в поступательном развитии государства и общества и роли в социально-экономическом развитии страны;

Это отражается в постоянном и бессистемном изменении законодательной базы местного самоуправления. В результате текущие результаты реформирования местного самоуправления вступили в противоречие с целями, заявленными при принятии Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Подтверждением тому служит создание очередной комиссии по разграничению полномочий и финансовых ресурсов между уровнями власти.

- стойкое и по своей сути антиконституционное сопротивление региональных элит формированию реального, политически самостоятельного местного самоуправления, облеченного властными полномочиями и наделенного финансовыми ресурсами, соответствующими уровню вопросов местного значения, решение которых возложено законодателем на органы местного самоуправления;

- массированное внедрение федеральными и региональными органами власти на муниципальных выборах избирательных систем, не соответствующих природе местной демократии, ведущих к искажению волеизъявления избирателей. Отказ от мажоритарной системы выборов депутатов местного уровня и насильственное внедрение выборов по пропорциональной системе, отказ от прямых выборов населением глав муниципальных образований ведут к отстранению граждан от местной власти, снижению активности избирателей и нарастанию политической апатии среди населения.

- искусственно сформированное федеральной властью несоответствие местных бюджетов расходным обязательствам, необходимым для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования;

Сознательное повышение дотационности муниципальных образований ведет к росту иждивенческих настроений органов местного самоуправления.

- централизация бюджетообразующих налогов на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы, неуклонный рост доли целевых трансфертов при выделении финансовой помощи из бюджетов других уровней;

Это приводит к неуклонному росту финансовой, организационной и политической зависимости местного самоуправления от государства, последовательному снижению стимулов к расширению собственной доходной базы у органов местного самоуправления, фактическому отказу прилагать усилия к социально-экономическому развитию территорий.

- не отражающее реальных потребностей и мнения населения, по своей сути принудительное, укрупнение муниципальных образований, приобретающее все более массовый характер в ряде субъектов Федерации;

Это приводит не к повышению эффективности и экономичности управления территориями, а к замалчиванию реальных проблем сельских жителей, отказу от их решения, результатом чего в среднесрочной перспективе станет повсеместное обезлюживание российских территорий, вывод из пользования миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, лесных и водных угодий и их социально-экономическая деградация.

- повсеместное насильственное внедрение схемы управления с нанимаемым по контракту главой администрации (сити-менеджером), не подкрепленное критериями и механизмами обеспечения профессионального уровня управления, оценки эффективности управления, вступающее в противоречие с менталитетом населения, что влечет за собой деградацию управления и рост коррупции;

Вместо руководителей, ответственных за состояние подведомственной территории перед проживающими там гражданами, должности глав администраций муниципальных образований занимают ставленники определенных локальных кланов, победивших в данное время и в данном месте в результате внутренних договоренностей между губернатором, представителями крупного и среднего бизнеса и большинством депутатского корпуса. Это приводит к появлению на руководящих административных постах несамостоятельных и подверженных внешнему влиянию фигур, не зависящих от населения, а следовательно, неподотчетных ему, к постоянной смене наемных глав администраций и культивированию у них психологии временщиков.

- отсутствие у органов государственной власти и местного самоуправления, представителей СМИ и населения общего понимания роли местного самоуправления в экономическом и социальном развитии государства и общества.

Отсюда – отсутствие внятной информационной политики государства в отношении местного самоуправления, зачастую подменяемой конъюнктурными кампаниями в СМИ по его дискредитации как некомпетентного и наиболее коррумпированного уровня публичной власти в целях “поиска стрелочника – громоотвода” в глазах населения.

Необходима новая концепция развития местного самоуправления в России

Учитывая особую роль местного самоуправления в обеспечении стабильного и поступательного развития российского государства и общества и отдавая себе отчет в том, что перечень проблем местного самоуправления не ограничивается вышеперечисленным, участники конференции считают необходимым поставить вопрос о разработке и принятии на федеральном уровне Концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе, поскольку Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.10.1999 № 1370, уже не соответствуют реалиям современной жизни и состоянию местной демократии в Российской Федерации. Целями разработки концепции должны стать четкое формулирование государством места и роли местного самоуправления в развитии российского государства и общества на этапе модернизации страны, а также определение ключевых направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и граждан по развитию местного самоуправления на ближайшую и среднесрочную перспективу.

К числу ключевых необходимо отнести следующие направления:

1. Восстановление местного самоуправления как реального института власти – на подведомственной территории и с четко определенными пределами действия – с присущими власти атрибутами, такими как:

- правом принятия общеобязательных норм и установления санкций за их несоблюдение;

- правом создания и содержания органов охраны общественного порядка (муниципальной милиции);

- наделением муниципальных образований земельными участками, необходимыми для решения местных задач и правом распоряжения неразграниченными землями;

- гарантиями государственной защиты принятых в пределах компетенции общеобязательных решений (включая судебную защиту и прокурорский надзор);

- обязанностью выстраивать систему взаимодействия, широкого и гарантированного участия граждан в принятии решений.

2. Ориентация местного самоуправления на социально-экономическое развитие подведомственных территорий с обеспечением экономической основы для соответствующей деятельности органов местного самоуправления и граждан:

- право планирования развития всей территории муниципального образования

- право на занятие хозяйственной деятельностью с использованием муниципального имущества при соблюдении принципа специальной правоспособности и прозрачности этой деятельности для населения и контролирующих органов;

- расширение перечня находящихся в муниципальной собственности водных объектов за счет включения в него озер, родников, гейзеров, ручьев и рек, расположенных или протекающих в границах территории муниципального образования, при наличии разумных ограничений на их использование и отчуждение;

- передача в муниципальную собственность находящихся на территории муниципальных образований общераспространенных полезных ископаемых – песка, глины, известняка, гранита и т.п., лесов третьей категории защищенности;

- предоставление органам местного самоуправления права выдачи разрешений на охоту и рыбную ловлю, а также права определения доли общедоступных охотничьих и рыбных угодий на территории муниципального образования;

- передача органам местного самоуправления (по их желанию) права администрирования местных налогов и предоставление права создания муниципальной налоговой службы в качестве самостоятельного органа местного самоуправления;

- создание органов муниципальной статистики (преимущественно - в городских округах и муниципальных районах) на условиях совместного (с государством) финансирования;

обеспечение широкого участия граждан в формировании программ социально-экономического развития территорий муниципальных образований

3. Обеспечение местного самоуправления необходимыми и достаточными финансами на основе:

- установления соответствия доходной части местных бюджетов расходным обязательствам, которые необходимы для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования;

- исключения практики передачи органам местного самоуправления государственных полномочий, не подкрепленных необходимыми финансовыми средствами;

- закрепления за местными бюджетами долей ставок налогов на прибыль предприятий, НДС, транспортного налога и др. с целью включения заинтересованности органов местного самоуправления в развитие налоговой базы;

- внесения изменений в налоговое законодательство в части введения уплаты налогов юридическими лицами по месту нахождения предприятий и организаций, а НДФЛ – по месту жительства гражданина;

- отмены всех льгот юридическим лицам по уплате земельного налога, а в последующем налога на недвижимость как основных налогов, формирующих доходную часть местных бюджетов;

- закрепления за муниципальным уровнем власти всех налогов с малого и среднего бизнеса (платы за патенты) в объеме 100%.  . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль