Многоквартирный дом как объект налога на недвижимость

3193
В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

Переход к налогу на недвижимость актуализировал Президент России Д. Медведев в своем послании в 2009 г. Обозначены временные рамки начала его действия – в 2013 г. с проведением предварительного эксперимента в нескольких субъектах РФ в 2012 г. Данный вид налога для России является политической, социально-экономической и правовой новацией по реализации фискальных механизмов, в том или ином виде работающих в “развитых экономиках”.

Всякая социально-экономическая новация в процессе внедрения несет определенные риски, которые могут негативно отразиться на экономике страны и ее гражданах. Поэтому важно, чтобы переход к налогу на недвижимость в нашей стране сопровождался публичным обсуждением политического значения, экономического потенциала и социальных последствий от действия нового фискального продукта не только представителями администраций, но и экспертными, предпринимательскими, общественными группами.

Несмотря на то, что обсуждение и даже региональные эксперименты введения налога на недвижимость в России ведутся с 1996 г., комплексные исследования и квалифицированные экспертные оценки его применения в отношении сложных в правовом, экономическом и техническом аспектах объектов – многоквартирных домов, в экономической практике отсутствуют в связи с особенностями российской специфики происхождения частного жилья в многоквартирных домах (МКД).

Открытие дискуссии о налоге на недвижимость применительно к субъектам и объектам налогообложения в многоквартирных домовладениях в специализированном издании “Управление многоквартирным домом” представляется актуальной и своевременной в связи с тем, что данный налог в России затрагивает интересы более 50 млн собственников жилья и их семей.

В настоящее время действует межведомственная экономическая рабочая группа по подготовке налоговых изменений, поэтому важно понимать – какие принципы и нормативы закладываются в проекты законодательных актов.

Политэкономические предпосылки перехода к налогу на недвижимость.

Объекты и субъекты налогообложения в МКД

На чем основываются социально-экономические и институциональные предпосылки введения нового налога для государства и граждан? Насколько они отвечают целям развития общества? Какие трудности ожидают экономических и социальных субъектов в процессе применения налога на недвижимость? – вопросы, требующие ответа до официального принятия изменений в налоговое и гражданское законодательство.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57). Как видно, в Конституции РФ отражены лишь нормы, устанавливающие общие принципы налогообложения, которые, в свою очередь, предопределяют развитие правовых принципов налогообложения недвижимости в России.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Иными словами, в данном контексте основного закона страны, а применительно к жилью – еще и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ – “каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища” – право частной собственности на жилье в России, с точки зрения гражданских прав, незыблемо и непоколебимо. Это означает, что государству остается лишь обеспечить такие правовые, административные и экономические условия, при которых право гражданина России на жилье, в том числе при введении налога на недвижимость, должно быть реализовано и надежно защищено без расширительных толкований конституционного постулата “никто не может быть произвольно лишен жилища”. И не только лишен, но и ограничен в правах, в т. ч. само государство. Введение налога на недвижимость при определенных правовых допущениях и внешних обстоятельствах может создать условия, при которых наступят ограничения вещных прав в отношении жилищной собственности (как это происходило, например, при принятии непопулярного 122-го закона, получившего народное наименование “о монетизации льгот”) и это может ущемить имущественные права собственников. Поэтому следовало бы деликатно отнестись к экономическим и правовым санкциям, неизбежно возникающим в силу принудительной природы налога. Всем участникам имущественных отношений необходимо понимать, насколько далеко готовы пойти федеральная и региональные администрации в отношении владельцев жилой недвижимости, несвоевременно или не в полном объеме исполняющих налоговое бремя.

Определение

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Экспертное обсуждение должно затронуть, кроме того, экономическую оценку оправданности применения налога на недвижимость в отношении приобретенных на свободном рынке жилых объектов, на которые уже уплачен налог в момент совершения сделки купли-продажи (с учетом налоговых вычетов), в отличие от права собственности на жилье, возникшего в результате всеобщей безвозмездной приватизации. Экспертной оценке должна быть подвергнута возможность льготной отсрочки уплаты налога на недвижимость для жилья, приобретенного по ипотечным программам.

Для обеспечения эффективного сбора налога на недвижимость законодателю и администрациям предстоит пройти нелегкий путь убеждения налогоплательщиков в необходимости добросовестной уплаты налога на недвижимость путем:

а) последовательной реализации принципов объективности и социальной справедливости (публичный учет социального статуса налогоплательщика и интегральных характеристик жилой недвижимости);

б) направления налога на недвижимость на общественно полезные цели (развитие муниципальной инфраструктуры);

в) создания прозрачного и эффективного механизма контроля расходования налоговых поступлений;

г) экономического стимулирования и морального поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Объект налогообложения – находящиеся в собственности земельные участки, жилые дома, в том числе многоквартирные, квартиры и нежилые помещения в них, дачи, коттеджи и иные жилые строения и помещения (недвижимость).

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налог на недвижимость.

Налоговая база – усредненная за определенный период времени стоимость (рыночная оценка) недвижимости, признаваемой объектом налогообложения.

Налоговая ставка – расчетное, утверждаемое органами власти значение числа, определяющее размер налога на недвижимость.

Налоговый агент – лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Корреляция налога на недвижимость – величина уменьшения или увеличения исчисленного налога на недвижимость, учитывающая характеристики и пределы пользования объектом налогообложения, имущественное и социальное положение налогоплательщика.

Пределы пользования объектом налогообложения – формы (правила) извлечения из жилого многоквартирного дома потребительских свойств (доходов), включающие эксплуатацию и текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизацию элементов ОДИ, реконструкцию (реставрацию), подготовку к введению (выведению) в эксплуатацию, а также дифференцирующие пользование на личное и доходное.

Цели введения налога на недвижимость

В существующей практике налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% от их инвентаризационной стоимости (устанавливает бюро технической инвентаризации), а если таковая не определялась – от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Земельный налог в отличие от имущественного начисляется исходя из кадастровой стоимости участка, ориентировочно приближенной к рыночной. В настоящее время ставки на земли, предназначенные для ИЖС, не превышают 0,3%. На прочие участки установлен лимит в 1,5%.

Очевидно, что действующие фискальные механизмы по имущественному и земельному налогам ограничивают поступления в государственную казну и муниципальные бюджеты, не отвечают конституционным принципам социального государства, создают неравные экономические условия для владельцев с различным имущественным положением и социальным статусом. Оценка недвижимости БТИ во много раз ниже рыночной. Поэтому суть предлагаемых правительственных изменений заключается в переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из рыночной оценки объектов налогообложения (налоговой базы) по единым налоговым ставкам, утверждаемым субъектами РФ. Сегодня обсуждаются размеры ставок налога на недвижимость от 0,01. до 0,1%.

Цели, которые могут обуславливать переход к налогу на недвижимость:

. . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль