Реализация Федерального закона «О добровольной пожарной охране» – курс на добровольчество

6791
Профессиональная пожарная охрана, которую создают органы государственной власти, существует во всех областных и районных центрах, городах и крупных сельских населенных пунктах. Однако ряд сельских населенных пунктов до сих пор остаются “неприкрытыми”: подразделениям пожарной охраны не всегда удается вовремя туда добраться.

Профессиональная пожарная охрана, которую создают органы государственной власти, существует во всех областных и районных центрах, городах и крупных сельских населенных пунктах. Однако ряд сельских населенных пунктов до сих пор остаются “неприкрытыми”: подразделениям пожарной охраны не всегда удается вовремя туда добраться.

Исторический опыт России по борьбе с пожарами, а также опыт зарубежных стран говорит о том, что проблема пожарной безопасности может быть решена только посредством участия самого населения ‒ за счет развития добровольной пожарной охраны. Создать профессиональную пожарную охрану (построить пожарную часть и организовать ее работу) за счет средств федерального или регионального бюджета во всех сельских населенных пунктах – задача нереальная, даже бюджет самой богатой страны мира вряд ли сможет себе это позволить.

Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы.

Развитие пожарного добровольчества позволяет консолидировать финансовые, трудовые и материально-технические ресурсы в сфере обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, лесного фонда, исключает дополнительные затраты на создание параллельных структур по профилактике и тушению пожаров.

Добровольная пожарная охрана в России имеет свои исторические корни, национальные особенности и традиции: история пожарного добровольчества насчитывает более 150 лет. Так, еще в 1843 г. в Тверской губернии было создано первое в России добровольное пожарное общество. В Саратовской губернии Вольское пожарное общество также входит в перечень старейших обществ. Оно было организовано в 1861 г.[1]

Федеральный закон № 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране”

Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране” (далее – Федеральный закон № 100-ФЗ) предполагает широкое вовлечение общественности в организацию деятельности добровольной пожарной охраны, участие в данной деятельности представителей публичной власти всех уровней, представителей учреждений и организаций.

Для справки

В соответствии с положениями Федерального закона № 100-ФЗ добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

§ осуществление профилактики пожаров;

§ спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

§ участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Подразделения добровольной пожарной охраны делятся на два вида:

§ дружины – не имеют на вооружении мобильных средств пожаротушения;

§ команды – имеют мобильные средства пожаротушения.

При этом определено, что руководитель команды, бухгалтер, водители мобильных средств пожаротушения должны быть работниками, назначенными на условиях трудового договора.

Для того чтобы стать добровольцем, необходимо обратиться в любое подразделение МЧС, к руководителям органов местного самоуправления. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. При этом добровольцы в обязательном порядке должны пройти обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных. Только после этого они будут допущены к работе.

Федеральным законом № 100-ФЗ определено, что органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности, а именно:

§ финансовую и имущественную помощь;

§ материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных;

§ страхование добровольных пожарных;

§ установление гарантий правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в т. ч. в случае гибели в период исполнения им своих обязанностей.

Первым этапом реализации Федерального закона № 100-ФЗ является принятие закона субъектов РФ, регламентирующего оказание мер государственной поддержки добровольной пожарной охране. Здесь стоит обратить внимание на определенные проблемы. К сожалению, не у всех органов власти субъектов РФ имеется полное понимание проблематики, выражающееся в нежелании устанавливать дополнительные меры государственной поддержки добровольной пожарной охраны.

Общественные объединения пожарной охраны

Как уже говорилось выше, добровольная пожарная охрана – это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических и (или) юридических лиц – общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

Необходимо отметить, что законодатель впервые придал добровольчеству вполне понятный правовой статус. До выхода в свет Федерального закона № 100-ФЗ такого статуса у нее не было.

Общественные объединения пожарной охраны создаются в форме общественной организации или общественного учреждения. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности. Также они представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и организациями.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или дружины).

Именно с создания общественных объединений пожарной охраны и необходимо начинать реализацию Федерального закона № 100-ФЗ на местах. В этом вопросе необходимо активное участие как самого населения, так и органов местного самоуправления, к полномочиям которых относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в ее деятельности.

В муниципальных образованиях (на территориях городских и сельских поселений) добровольная пожарная охрана создается в форме общественного учреждения.

При этом наиболее оптимальным вариантом является создание на начальном этапе по одному общественному учреждению пожарной охраны на каждый район субъекта РФ. Количество общественных объединений никем не может быть ограничено.

После создания общественных учреждений и их государственной регистрации необходимо создать подразделения данных общественных учреждений в населенных пунктах района, муниципальных образованиях.

Начинать работу необходимо именно с этих противопожарных формирований. В данном случае, по сути, им нужно просто придать организационно-правовой статус в соответствии с Федеральным законом № 100-ФЗ.

Оснащение добровольных пожарных команд может производиться пожарными автомобилями и переоборудованной для целей пожаротушения техникой. Для организации добровольных пожарных команд по всей стране из Минобороны России передаются автомобили АРС-14 (авторазливочная станция), также можно использовать имеющиеся пожарные мотопомпы.

Безусловно, одним из важнейших и одновременно проблемных аспектов успешной реализации Федерального закона № 100-ФЗ является финансовое обеспечение данной деятельности.

Как уже говорилось, добровольная пожарная охрана – это социально ориентированные общественные объединения. В соответствии со ст. 31, 31.1 гл. VI Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (в т. ч. экономическую).

Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

§ финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

§ предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

§ размещение в указанных организациях заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном законодательством;

§ предоставление юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций ‒ получателей такой поддержки.

Таким образом, после регистрации общественных объединений пожарной охраны необходимо провести работы по включению их в соответствующий реестр для признания социально ориентированной организацией с последующей поддержкой. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"


[1] Противопожарная служба России: Документы и материалы. Т. 1. М.: Трио, 2002. С. 326‒327.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!