Может ли территориальное общественное самоуправление в России быть ресурсом развития местных инициатив?

5832
Самоорганизация граждан по месту жительства для решения тех или иных проблем совместного проживания – явление не новое. Но история институционального оформления такой самоорганизации в России – “в территориальное общественное самоуправление” – достаточна молода и отражает перипетии развития концепции местного самоуправления – формы народовластия, которая в современной России все никак не может укорениться, претерпевая третью реформу, начиная с Закона РФ от 06.06.1991 № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.
Самоорганизация граждан по месту жительства для решения тех или иных проблем совместного проживания – явление не новое. Но история институционального оформления такой самоорганизации в России – “в территориальное общественное самоуправление” – достаточна молода и отражает перипетии развития концепции местного самоуправления – формы народовластия, которая в современной России все никак не может укорениться, претерпевая третью реформу, начиная с Закона РФ от 06.06.1991 № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Территориальное общественное самоуправление в России: немного истории

Динамику развития тосовского движения раннего периода муниципальных реформ установить невозможно из-за отсутствия достоверной муниципальной статистики. Данные мониторинга реформы местного самоуправления Минрегиона России фиксируют численность ТОС лишь на 2007 г.: общая численность зарегистрированных в муниципальных образованиях органов ТОС в целом по Российской Федерации составила 8084 единицы.

Хотя бы по одному органу территориального общественного самоуправления было зарегистрировано в 54 субъектах РФ. По отношению к 2007 г. численность органов ТОС в 2009 г. почти удвоилась. Более чем в два раза выросла также численность органов ТОС – юридических лиц , и, таким образом, у большего числа ТОС появились дополнительные возможности для поиска ресурсов развития. Однако факт стремительного роста численности ТОС в течение 2007–2009 гг. является не отражением реального роста активности граждан по месту жительства, а скорее констатацией технических трудностей, с которыми столкнулись ранее созданные ТОС в ходе введения в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ), требующего регистрации уставов ТОС органами местного самоуправления, которые в свою очередь должны были прежде зарегистрировать свои уставы.
Хочется напомнить, что концепция территориального общественного самоуправления прежде чем получить современную трактовку в Федеральных законах о местном самоуправлении в редакции 1995 г. (Федеральный закон № 154-ФЗ) и 2003 г. (Федеральный закон № 131-ФЗ) достаточно долго обсуждалась экспертами и муниципалами и варьировала от представлений о территориальном самоуправлении как форме общественной самодеятельности, свободной и полностью независимой от органов власти, до представлений о ТОС как низовых формах местной власти.
В Законе РФ от 1991 г. № 1550-1 территориальное общественное самоуправление – это система различных форм самоорганизации граждан по месту жительства (сходы, конференции, местный референдум, советы и комитеты микрорайонов, советы и комитеты улиц домов и т. п.). Подобный широкий подход к определению данного института дал серьезный толчок к его возникновению и развитию.
Первые организации территориального общественного самоуправления (ТОС ) зародились в ряде крупных городов уже в начале 1990-х гг. Процесс закономерный, ибо в начале 1990-х гг. на волне ожиданий демократических преобразований очаги общественной активности возникали достаточно часто. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах на реализацию полномочий в условиях жесточайшего кризиса экономики страны начала 1990-х гг. использование ресурсов местных сообществ для решения проблем благоустройства, социальной взаимопомощи и иных вопросов обустройства территории муниципальных образований стало подспорьем для глав городов и находило у них естественную поддержку.

Пример
Комитеты территориального общественного самоуправления во многих крупных и средних городах, помимо вопросов коммунального обслуживания, по договоренности с муниципальными администрациями брали на себя функции, касающиеся приема населения по тем или иным общественно значимым вопросам, например: общественные приемные граждан по месту жительства (куда граждане могли подать жалобу); прием документов на предоставление тех или иных мер социальной поддержки и социальных услуг; выявление нуждающихся граждан для предоставления мер социального обслуживания и другие услуги (Арзамас, Бор и Борский район Нижегородской области, Уссурийск Приморского края, Томск и др.).

Вместе с тем отсутствие навыков политического диалога и понимания роли и места ТОС в развитии местного самоуправления породило множество конфликтов на местах между активными лидерами ТОС и органами местного самоуправления. Это стало одной из причин изменения концепции ТОС в Федеральном законе № 131-ФЗ. В нем была осуществлена попытка найти компромисс между двумя указанными выше противоположными позициями: с одной стороны, территориальное общественное самоуправление было определено как самоорганизация граждан по месту жительства (т. е. общественная самодеятельность); с другой – ТОС поставлены в прямую зависимость от органов местного самоуправления, которые утверждают границы и устав ТОС, имеют возможность привлекать ТОС к оказанию ряда муниципальных услуг (работ), поручать ТОС осуществление ряда своих функций, т. е. по факту в значительной мере влияют на организацию и содержание их деятельности.
Стало ли это благом для органов ТОС, сделало ли их ресурсом развития гражданской активности на местном уровне или, наоборот, привнесло больше негативного опыта – эти вопросы требуют осмысления и оценки, особенно сейчас, когда и экспертное, и муниципальное сообщество склоняется к мнению, что реформа местного самоуправления в России далеко отошла от своей первоначальной концепции: стало понятно, что органы местного самоуправления не являются, как задумывалось, мотором развития гражданской самодеятельности, скорее можно констатировать, что граждане часто видят в органах местного самоуправления противников в решении тех или иных вопросов, перестали им доверять.

Пример
Данный вывод подтверждают многие социологические опросы, проводимые в течение последних лет исследовательскими центрами ‒ Циркон, Левада-Центр, ФОМ и др. Последнее исследование, осуществленное по заказу ВСМС в 2008 г., наиболее выпукло показало противоречие, возникшее между органами местного самоуправления и населением, когда 80% респондентов при достаточно репрезентативной выборке по всей стране убеждены, что местные власти мало интересуются мнением населения, а 54% считают, что вертикаль власти усилилась и местные руководители чувствуют ответственность перед вышестоящим начальством, а не перед населением.

Получается, что органы местного самоуправления, встав на прогосударственную позицию, проиграли на своем собственном поле (в отношениях с гражданами) и в результате на данном этапе общественно-политического развития стали неинтересны не только гражданам, но и государству.
Не справившись с развитием института местного самоуправления, государство сегодня пытается найти прямые каналы взаимодействия с гражданским обществом, понимая, что никакие цели модернизации экономики недостижимы без социального включения.

Пример
Принята Федеральная программа поддержки социально-ориентированных НКО. Субъекты РФ и органы местного самоуправления стремятся не отстать от федерального центра и принимают аналогичные программы на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, созданы рабочие группы с целью широкого общественного обсуждения Стратегии развития России до 2020 г., высшее руководство страны на многих площадках заявляет о значимости для страны воспитания социально и экономически активных граждан.

Однако действительно ли исчерпаны ресурсы органов местного самоуправления в установлении взаимовыгодного сотрудничества с собственным населением? Может ли территориальное общественное самоуправление стать ресурсом развития местных инициатив и со временем приучить население к практике самоорганизации и самоуправления? Попробуем ответить на эти вопросы, понимая ограниченность наших возможностей рамками журнальной статьи.

Возможности и риски территориального общественного самоуправления в России

Возможности ТОС тесно связаны с отношением к этому институту со стороны населения и местной власти. Если учесть, что сегодня активность населения достаточно низкая, то отношение власти становится определяющим. Но, по нашему мнению, тесная связь с властью, с одной стороны, предоставляет ТОС гарантии материальной и финансовой поддержки, гарантии быть услышанным властью, а также возможность широкого общественного признания лидеров общественного самоуправления, а с другой ‒ приводит к политической ангажированности лидеров ТОС, которая не принимается населением и вызывает недоверие у граждан. Кроме того, у лидеров ТОС возникают трудности вступления в конфликт с властью, если этого требуют интересы развития территории. В долгосрочной перспективе ориентированность на гарантированный источник дохода приводит к снижению потребности в поиске дополнительных инвестиций, т. е. как раз к снижению собственной экономической активности, которую так ждут от общественных организаций органы власти всех уровней. Новациями последнего времени стали попытки полного встраивания ТОС в политические процессы, происходящие в регионах, – использование их в качестве дополнительного административного ресурса для организации предвыборных кампаний. Понятно, что этот административный ресурс сегодня используется для поддержки единственной партии – партии власти. В ряде регионов ТОС массово вступают в Народный фронт. Не случайно граждане все меньше и меньше желают активно участвовать в территориальном общественном самоуправлении. Так, на вопрос: “По чьей инициативе возникают сегодня общественные организации?”, заданный респондентам в ходе опроса общественного мнения Левада-Центром в 2010 г., большая часть ответила, что общественные инициативы в России возникают по инициативе власти, а не по инициативе населения . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль