Подводя итоги 2011 года

201
Подводя итоги 2011 года
Подводя итоги прошлого года, приходится констатировать очевидное - ничего существенного изменившего сферу ЖКХ в целом и ее важнейший сектор управление жилой недвижимостью, не произошло. Положение дел осталось прежним. Проводимая в области управления жилой недвижимостью политика государства по-прежнему не опирается на мнение бизнеса, его ожидания и потребности. Имеющие место попытки воздействовать законодательно на сферу напоминают усмирение уголовников в местах заключения. Сектор управления жилой недвижимостью так же не привлекателен для добросовестных операторов рынка. Они предпочитают оставаться в традиционных сегментах, работая исключительно с коммерческой недвижимостью. В сектор управления жилой недвижимостью идут лишь некоторые альтруисты-первопроходцы, которых периодически подъедают аборигены из местных органов власти.
Подводя итоги прошлого года, приходится констатировать очевидное - ничего существенного изменившего сферу ЖКХ в целом и ее важнейший сектор управление жилой недвижимостью, не произошло. Положение дел осталось прежним. Проводимая в области управления жилой недвижимостью политика государства по-прежнему не опирается на мнение бизнеса, его ожидания и потребности. Имеющие место попытки воздействовать законодательно на сферу напоминают усмирение уголовников в местах заключения. Сектор управления жилой недвижимостью так же не привлекателен для добросовестных операторов рынка. Они предпочитают оставаться в традиционных сегментах, работая исключительно с коммерческой недвижимостью. В сектор управления жилой недвижимостью идут лишь некоторые альтруисты-первопроходцы, которых периодически подъедают аборигены из местных органов власти.

По нашему мнению необходимо взглянуть на проблему под другим углом зрения. Нужно не усмирять буйные и не очень честные управляющие организации, а создавать привлекательные условия для добросовестного бизнеса, а именно:1. Необходима систематическая работа по формированию положительного имиджа коммунального служащего и всей сферы ЖКХ в целом. В настоящий момент названный имидж примерно такой же, как у органов правопорядка (и еще не известно у кого хуже).

Хотелось бы пожелать всем, чьими усилиями создан отрицательный имидж ЖКХ и служащих в этой сфере, меньше ругать и критиковать, а больше просвещать потребителей, больше показывать примеров положительной работы и попробовать начать работу по формированию нового имиджа и самой сферы ЖКХ и ее служащих (пусть даже и авансом). Крайне негативный имидж ЖКХ ставит клеймо на каждого, кто в нем работает или собирается работать. Это касается и отдельных специалистов и организаций в целом. Любому предпринимателю хорошо известно, что любая деятельность должна приносить помимо дохода еще и удовлетворение от результата своего труда. Это Азбука. Не престижная деятельность не может приносить удовлетворение и нормальные люди ее избегают. Постоянная неквалифицированная ругань сферы с экранов телевизоров и из газет не дает возможности ей реабилитироваться и конечно отпугивает потенциальных предпринимателей, желающих попробовать свои силы в данной деятельности (аналогичная ситуация наблюдается в правоохранительных органах). До тех пор, пока будет слышна только ругань и призывы ужесточить административную и уголовную ответственность, порядочный предприниматель будет сторониться данной сферы, и в ней будут работать только проходимцы.2. Настало время утолить стабильный кадровый голод (нет, не только специалистов в сфере управления многоквартирными домами, но и самой профессии - управляющий жилой недвижимостью, нет).

Назрела острая необходимость в разработке государственных программ по обучению профильных специалистов в области управления жилой недвижимостью, желательно с привлечением для разработки таких программ практиков в этой области, в том числе иностранных экспертов. Нехватка квалифицированных инженеров – это наследие 90-х, когда престижно было учиться на экономических или юридических факультетах. Катастрофический дефицит специалистов в области функционального управления недвижимостью (разбирающихся в специфики управления жилой средой дома, организационных процессах и юридических тонкостях управления объектами с множественной собственностью) вызван отсутствием системы подготовки таких специалистов и преподавательского состава. Профессии «управляющий жилой недвижимостью» в настоящее время не существует. Ее нет в отраслевых классификаторах, она не изучена и не описана, по данной специальности нет государственных образовательных программ, нет профессиональной литературы. Специалисты по управлению жилой недвижимостью, как правило, самоучки. В советское время данная профессия была не нужна ввиду иной структуры собственности. В настоящий период без данной профессии говорить о формировании цивилизованного рынка управления жилой недвижимостью, в лучшем случае, наивно.3. Пора ликвидировать непонимание собственниками жилья своих обязанностей, а исполнительной властью своей роли в ЖКХ.

В настоящий момент государство пытается защитить собственника от «произвола» управляющих организаций. Хотя защищать современного собственника нужно в первую очередь от него самого. Реальную ответственность за плохое состояние жилья должны нести именно собственники. Имущество – это бремя. Если владеешь, будь добр научись, разберись, принимай решения и неси за это ответственность. Сейчас за плохое состояние жилого фонда контролирующие органы наказывают управляющие организации, не разбираясь в причинах и времени возникновения проблемы. Предполагается, что управляющая организация потом сама разберется с собственниками по существу проблем. Нормы эксплуатации должны существовать для собственников. Управляющая организация по сути своей роли должна лишь помочь в соблюдении этих норм, строго выполняя задания собственника, который платит деньги, а не госоргана, который выставляет требования порой стоимостью превышающие годовой бюджет содержания дома. Необходимо сформировать механизмы наложения реальной ответственности на собственников объектов недвижимости при невыполнении ими обязанностей по содержанию своей собственности в надлежащем виде, в соответствии с действующими техническими регламентами и пр., вплоть до запрещения использования данного объекта недвижимости. Аналогом тому может послужить система технического контроля состояния транспортных средств (не прошел технический осмотр – не имеешь право эксплуатировать автомобиль). Это повысит заинтересованность собственников в участии по управлению объектом и контроле деятельности управляющих организаций.

И, наконец, о роли исполнительной власти в ЖКХ на примере Москвы. Москва поделена на множество «феодальных княжеств». Каждый феодал жестко защищает свою территорию, и смена руководства города внизу мало кого заставила измениться к лучшему. К примеру, в октябре 2010 один из членов НП «Вектор» подписал с 3-мя ТСЖ договор, после чего эти ТСЖ уведомили ДЕЗ о расторжении с ней договоров. На следующий день управляющей организации позвонили из ГУИС района и предложили покинуть, как выразился звонящий, «их район», иначе не дадут жить, субсидий и «префект Вам покажет». Кстати, этот префект на следующий день был утвержден в должности новым Мэром, утратив статус исполняющего обязанности. По состоянию на конец ноября названную управляющую организацию все-таки выдавили из указанных домом, облив грязью, запугав жителей и председателей ТСЖ. С таким противодействием сталкиваются все коммерческие управляющие организации (не учрежденные на основе бывших ДЭЗов) как Москвы, так и регионов (историй и фактов у нас много). В условиях, когда исполнительная власть действует запугиванием, всячески противодействует и уж тем более не пытается помочь, нормальный бизнес (честный, конкурентоспособный) работать не захочет. Большинство организаций пробующих себя на этом рынке – пугаются и бегут. Как обуздать коррупцию, простите, мы не знаем. Но нужно хотя бы обуздать беспредел. И для этого необходимо, прежде всего, законодательно запретить исполнительной власти вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющих организаций (тем более быть их учредителями) и устраивать однобокие судилища (для этого существуют суды). Также необходимо увеличить количество проводимых конкурсов по управлению многоквартирными домами (в Москве их в год проходит не более сотни) и на законодательном уровне разрешить проведение конкурсов по группам домов, а не по отдельным многоквартирным домам.4. Отказаться от инициативы сделать саморегулирование в управлении жильем обязательным.

Если государство действительно желает реформировать ЖКХ, то началом для этого может послужить государственная система мер по стимулированию действующих СРО и предпринимательских сообществ, объединяющих управляющие организации.
В последнее время термин саморегулирование стал своеобразным брендом. Даже появилась тенденция «на всякий случай» регистрировать липовые СРО. Хотя основная цель саморегулирования – это консолидация мнений единомышленников в интересах развития отрасли и защиты интересов от злоупотреблений чиновников от власти и крупных игроков смежных отраслей. В текущем году предпринимались неоднократные попытки провести через Государственную думу Российской Федерации изменения в жилищное законодательство, которые предписывали бы обязательное саморегулирование в области управления жильем. Принятие этих поправок, станет побуждающем мотивом для коммерческих управляющих организаций (настоящих, а не бывших ДЭЗЗов) искать применение себя в другой сфере, но только не в жилой недвижимости. Саморегулирование не может и не должно быть обязательным, так как теряется действительный смысл этого явления. Во всех цивилизованных странах эти процессы всегда шли снизу вверх, от бизнеса, а не наоборот. Попытка внедрения саморегулирования сверху, натолкнется на непонимание, дискредитирует идею саморегулирования (что уже происходит в строительстве и проектировании) и станет лишь инструментом наживы для недобросовестных участников рынка. А значительные необходимые траты (взносы) убьют малые предприятия, не дав им появиться и, наконец, увеличится стоимость жилищно-коммунальных услуг. Проще ввести лицензирование и не вводить бизнес в заблуждение, спрятав госрегулирование под вывеской саморегулирования.

Резюмируя все сказанное, хочу подчеркнуть, что цивилизованное развитие рынка управления жилой недвижимостью возможно только при условии, когда все субъекты данного рынка будут удовлетворены своим положением. Цивилизованный бизнес не придет в сектор ЖКХ до тех пор, пока он в нем будет находиться на птичьих правах и без ощутимых мотиваций и гарантий. А для остальных - мутная вода на руку.

___________________________

Подводя итоги 2011 годаНекоммерческое партнерство управляющих организаций многоквартирными домами и иными видами жилой недвижимости "Вектор"

Адрес:  119071, Москва, Малая Калужская улица, дом 15, строение 16
Тел /факс +7 495 544 40 19
Сайт www.vector-np.ru 
Почта: info@vector-np.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Мария Дмитриевна Анестратенко,
Главный редактор ОН
«Городское хозяйство и ЖКХ»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях