Построение эффективной системы энергетического менеджмента

1718
Механизмы управления энергоэффективностью в большинстве российских организаций, малоэффективны и инерционны, тормозят снижение энергоемкости организаций и ВВП страны в целом. Между тем эти механизмы можно развивать на базе международного стандарта ISO 50001:2011.

Механизмы управления энергоэффективностью в большинстве российских организаций, малоэффективны и инерционны, тормозят снижение энергоемкости организаций и ВВП страны в целом. Между тем эти механизмы можно развивать на базе международного стандарта ISO 50001:2011.

Необходимость развития организационных механизмов управления энергоэффективностью

Кардинальное повышение эффективности использования энергии и снижение энергоемкости ВВП – именно такую приоритетную задачу ставят себе в настоящее время многие развитые и развивающиеся страны.

Так, на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке в июле 2010 г. глава ООН Пан Ги Мун озвучил задачу снижения энергоемкости мирового ВВП к 2050 г. на 50%. Такие цели уже наметили для себя многие страны. Так, страны Евросоюза (ЕС) планируют снизить энергоемкость валового продукта на 20%, Китай – на 40%. Такая же величина – 40% к 2020 г. следует из указа Президента РФ 2008 г. относительно российской экономики.

В гонке за энергоэффективностью ВВП Россия находится не на передовой стартовой позиции. Согласно опубликованному Международным энергетическим агентством в начале ноября 2010 г. обзору мировой энергетики World Energy Outlook 2010 энергоемкость ВВП Российской Федерации примерно на 23% выше, чем в Китае, и примерно в три раза выше, чем в США и странах ЕС.

Российские государственные органы и научные организации достаточно широко откликнулись на обозначенные руководством страны ориентиры в области энергоэффективности внедрением новых правовых механизмов, разработкой различных программ энергосбережения, проектированием и предложением новых, энергоэффективных технологий и оборудования. Но несмотря на достаточно большие объемы инвестиций в повышение уровня энергоэффективности, в российских организациях он остается достаточно низким, а динамика работы по воздействию на данный показатель отстает от аналогичной динамики в странах ЕС, США, Китае, индустриально развитой Азии.

Данный факт во многом обусловлен тем, что инновации в области энергоэффективности в России концентрируются (в более чем 80% случаев) исключительно на рынках, современных технологиях, государственном регулировании. При этом имеет место существенный пробел в реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 г. и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” на уровне управления организациями. По сути, в России наблюдается глобальная несбалансированность Энергетической стратегии и энергетических политик организаций, так или иначе участвующих в ее реализации, в связи с чем большинство организаций просто не готовы к этому процессу.

Развитие организационных механизмов управления энергоэффективностью является одним из ключевых факторов инновационного прогресса в сфере ее повышения. Необходимость разработки и внедрения новых организационных механизмов в настоящее время находит все более широкое понимание со стороны представителей государственного управления, бизнеса и науки.

Проблемы в сфере энергоэффективности организаций

Среди наиболее значимых точек инерции, представляющих проблемы в области энергоэффективности, с которыми современным российским организациям приходится сталкиваться, можно отметить:

  • рост цен на энергетические ресурсы и доли затрат на энергию в структуре себестоимости конечной продукции;
  • высокий уровень физического и морального износа технологического оборудования;
  • увеличение потерь энергии, низкий коэффициент полезного действия энергоустановок;
  • отсутствие исходной информации об использовании энергетических ресурсов, необходимой для принятия решений;
  • формальный подход к проведению энергетических обследований;
  • отсутствие внимания высшего руководства к проблемам энергоэффективности;
  • недостаточная компетенция и низкая заинтересованность персонала в снижении потерь энергии в производственно-технологических процессах и повышении энергоэффективности;
  • отсутствие персонально ответственных за вопросы энергоэффективности менеджеров;
  • неопределенность и неполнота внутренней нормативной базы: отсутствие четких пошаговых инструкций по реализации работ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • недостаток достоверных данных по фактической эффективности технологий и оборудования для принятия решений о внедрении и использовании;
  • неопределенность в принятии решений по первоочередной модернизации и замене оборудования;
  • закупка оборудования по критерию минимума цены без учета уровня энергоэффективности и возникающих последствий.

В большинстве случаев руководители организаций вынуждены принимать решения в условиях существенной неопределенности и отсутствия качественной исходной информации, методов и инструментов управления.

Международный опыт управления энергоэффективностью организаций

Использование международного опыта управления энергетикой организаций позволит ускорить переход к целевой системе управления энергоэффективностью и избежать многих проблем.

Национальные стандарты управления энергетикой организаций в последнее десятилетие были разработаны во многих странах, в частности в Дании, Швеции, Испании, Ирландии, США, Республике Корея (рис. 1).

Среди обобщающих стандартов выделяется относительно новый европейский стандарт EN 16001, опубликованный Британским институтом стандартов BSI в июле 2009 г. Он является прообразом еще более универсального и представляющего наилучшие возможности для применения международного стандарта, разработанного техническим комитетом “Энергетический менеджмент” Международной организации по стандартизации (ISO).

Построение эффективной системы энергетического менеджмента

Рис.1. Международный стандарт ISO 50001

Новый международный стандарт ISO 50001:2011 “Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по использованию” (далее – МС ISO 50001) преследует цель предоставления организациям руководства по созданию систем и процессов, необходимых для совершенствования энергетических параметров, в т. ч. энергетической эффективности, энергоиспользования и энергоемкости, последующего сокращения финансовых затрат и снижения негативного влияния на окружающую среду путем систематического управления энергией (энергетического менеджмента) на основе принципа PDCA: планирование – действие – проверка – воздействие.

Данный стандарт был опубликован во второй половине 2011 г. Существует также возможность сертификации по МС ISO 50001, заинтересованность в которой уже проявили многие предприятия различных отраслей экономики Российской Федерации.

Создание постоянно-действующей управляемой системы непрерывного повышения энергоэффективности

Ключевой идеей международного опыта в области управления энергоэффективностью является создание в организации постоянно-действующей управляемой системы непрерывного повышения энергоэффективности с утвержденной стратегией и политикой, четким распределением полномочий и ответственности, закрепленных за конкретными менеджерами и подразделениями. Формирование данной системы на практике начинается с разработки энергетической политики и целей организации.

Полный текст статьи можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль