Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания

3950
Бытовое обслуживание позволяет удовлетворять повседневные жизненные потребности граждан в работах и услугах, поэтому органы местного самоуправления поселений должны делать все от них зависящее для того, чтобы организаций бытового обслуживания на территории каждого поселения было как можно больше, а само бытовое обслуживание в полной мере отвечало принятым стандартам качества.

Бытовое обслуживание позволяет удовлетворять повседневные жизненные потребности граждан в работах и услугах, поэтому органы местного самоуправления поселений должны делать все от них зависящее для того, чтобы организаций бытового обслуживания на территории каждого поселения было как можно больше, а само бытовое обслуживание в полной мере отвечало принятым стандартам качества.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. Прежде чем говорить о создании указанных условий, необходимо конкретизировать, что именно следует понимать под услугами бытового обслуживания, поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ ничего об этом не говорит.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятому и введенному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к бытовым услугам относятся:

- ремонт, окраска и пошив обуви;

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

- изготовление и ремонт мебели;

- химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

- ремонт и строительство жилья и других построек;

- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;

- услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги;

- услуги бань, душевых и саун;

- парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения;

- услуги предприятий по прокату;

- ритуальные, обрядовые услуги;

- транспортные услуги, в т. ч. услуги пассажирского и грузового транспорта, а также транспортной экспедиции;

- услуги связи;

- услуги по ремонту телефонных аппаратов;

- услуги радиофикации;

- услуги электронной связи;

- услуги телевидения;

- жилищно-коммунальные услуги;

- услуги учреждений культуры;

- туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;

- услуги физической культуры и спорта;

- медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги;

- услуги правового характера;

- услуги банков;

- услуги в области образования;

- услуги торговли;

- услуги в области страхования;

- услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом;

- услуги частной детективной и охранной деятельности.

Часть указанных услуг имеет собственное нормативное регулирование в Федеральном законе № 131-ФЗ и прочих законодательных актах (например, услуги физической культуры и спорта и т. д.). И об организации их предоставления говорить следует отдельно, поскольку они не подразумеваются в положении п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Что же касается бытовых услуг, прямо не предусмотренных в Федеральном законе № 131-ФЗ, то здесь органам местного самоуправления поселений следует иметь в виду следующее.

Бытовые услуги будут являться таковыми только в том случае, когда они оказываются гражданам, т. е. физическим лицам. Исключение составляют лишь услуги ломбардов и по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Если же указанные услуги оказываются юридическому лицу, они автоматически перестают быть бытовыми и, следовательно, относящимися к компетенции органов местного самоуправления поселений.

Федеральным законом № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возлагается обязанность организовать предоставление бытовых услуг, а не обязанность непосредственно данные услуги предоставлять. В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово “организовать” означает “подготовить, наладить”. Следовательно, органы местного самоуправления поселения обязаны лишь подготовить необходимые условия для оказания на своей территории бытовых услуг населению. И здесь у каждого органа местного самоуправления в соответствии с законодательно предоставленными обязанностями свои задачи. Остановимся на них подробнее.

Представительный орган местного самоуправления

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления осуществляет муниципальное нормотворчество и муниципальный контроль в рамках действующего законодательства и муниципальных правовых актов.

Главное, что необходимо сделать представительному органу в сфере бытовых услуг, – это принять муниципальный правовой акт (решение), регулирующий порядок организации предоставления бытовых услуг жителям поселения.

Контрольные полномочия представительного органа в данной сфере могут быть предусмотрены уставом поселения. В этом случае устав поселения (муниципальный правовой акт) должен устанавливать порядок осуществления муниципального контроля.

Местная администрация

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана заниматься непосредственной организацией предоставления бытовых услуг населению. В рамках данных обязанностей местная администрация:

- изучает состояние и развитие потребительского рынка товаров и услуг с целью создания благоприятного климата для привлечения на территорию поселения субъектов бизнеса для более полного удовлетворения спроса жителей района в бытовых услугах;

- организует комплексный экономический анализ деятельности предприятий бытового обслуживания;

- способствует организации и развитию организации частного бизнеса, предпринимательства в сфере бытовых услуг;

- сохраняет и поддерживает действующие предприятия бытового обслуживания населения;

- вводит в эксплуатацию объекты бытового обслуживания на территории поселения;

- взаимодействует с субъектами бизнеса по вопросам насыщения потребительского рынка качественными и безопасными бытовыми услугами;

- обеспечивает для населения необходимые условия приобретения бытовых услуг на всей территории поселения, содействует открытию предприятий службы быта, оказывающих социально значимые бытовые услуги;

- осуществляет контроль за соблюдением правил бытового обслуживания населения на территории поселения, контроль качества и безопасности бытовых услуг;

- взаимодействует (в т. ч. путем проведения рейдов) с территориальными органами федеральных органов власти на территории поселения по вопросам предупреждения и выявления правонарушений на потребительском рынке;

- защищает права потребителей в пределах действующего законодательства и полномочий;

- создает информационную базу предприятий бытового обслуживания, ведет реестр объектов потребительского рынка товаров и услуг, расположенных на территории поселения;

- организует и проводит конкурсы профессионального мастерства, содействует профессиональной подготовке специалистов сферы бытовых услуг;

- оказывает методическую, консультативную и организационную помощь предприятиям бытового обслуживания населения всех форм собственности по вопросам, относящимся к организации бытового обслуживания;

- работает с жалобами населения по вопросам оказания некачественных услуг в сфере бытового обслуживания, рассматривает заявления, предложения граждан по вопросам совершенствования организации и улучшения качества бытового обслуживания;

- принимает и реализует муниципальные целевые программы поселения, направленные на развитие рынка бытовых услуг. Сегодня согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные (т. е. принимаемые на период более одного календарного года) целевые программы утверждаются не представительным органом местного самоуправления, как это было ранее, а местной администрацией. Таким образом, ответственность местной администрации поселения в вопросе развития рынка бытовых услуг теперь существенно повышается.

Малообеспеченные местные бюджеты не позволяют сегодня поселениям иметь специальные целевые программы, направленные только на развитие рынка бытовых услуг. Однако местные администрации вполне могут разработать и утвердить такие программы, которые дадут возможность воздействовать на указанный рынок хотя бы опосредованно.

Пример

Муниципальная программа восстановления водовода, позволяющая решить проблему обеспечения жителей поселения водой, одновременно предоставит возможность субъектам малого и среднего бизнеса организовать пункты бытового обслуживания, деятельность которых напрямую зависит от наличия достаточного количества чистой воды (частные прачечные, бани, автомойки и т. д.).

Если какому-либо поселению “в наследство” от прежних времен достались предприятия бытового обслуживания, местная администрация может предпринять определенные шаги для сохранения такого предприятия, хотя делать это не всегда выгодно. Если муниципальных предприятий бытового обслуживания нет, местная администрация обязана создавать на территории поселения условия для привлечения субъектов, оказывающих бытовые услуги населению.

Одним из основных направлений в деятельности местной администрации в рассматриваемой сфере является защита прав потребителей бытовых услуг и контроль за их оказанием. При этом следует иметь в виду следующие требования, предъявляемые законом к исполнителям бытовых услуг: . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль