Актуальные вопросы формирования и ведения реестра муниципальных услуг

8846
Согласно ст. 11 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” каждое муниципальное образование России должно сформировать и утвердить реестр муниципальных услуг.

Ввиду недостаточной подробности подготовленных на федеральном уровне государственной власти методических рекомендаций формирование реестров услуг на местном уровне нередко вызывает сложности. При этом выделение услуг в реестрах является весьма важной задачей, поскольку подходы, выбранные на этом этапе, оказывают существенное влияние на последующую деятельность органов местного самоуправления по реализации норм законодательства о предоставлении услуг.

Содержание реестра

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”(далее – Федеральный закон № 210-ФЗ)выделяет три основных типа услуг:

  • муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления по запросам заявителей в соответствующем муниципальном образовании (п. 1 ч. 1 ст. 1);
  • услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг (п. 3 ч. 1 ст. 9);
  • услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета (ч. 3 ст. 1).

Местная администрация вправе дополнить реестр муниципальных услуг иными сведениями (п. 4 ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ).

Все три указанные разновидности услуг в обязательном порядке подлежат включению в реестр муниципальных услуг. Однако логика формирования реестра в их отношении различна.

Состав муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления по запросам заявителей (“основная” категория услуг согласно Федеральному закону № 210-ФЗ), определяется исходя из анализа фактически решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения, утвержденных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). В ходе данного анализа выявляются и систематизируются ситуации, когда органы местного самоуправления удовлетворяют те или иные потребности физических и юридических лиц (за исключением органов публичной власти всех уровней), а также их уполномоченных представителей. Органы местного самоуправления при этом самостоятельны в выборе наименования и уровня детализации муниципальных услуг.

В реестре утверждаются только муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления соответствующего муниципалитета. Таким образом, реестр услуг муниципального района не должен включать услуги, предоставляемые на территории соответствующего района органами местного самоуправления городских и сельских поселений и т. д.

Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, производны по отношению к муниципальным услугам. При формировании данной части реестра выделяются все услуги организаций, которые должны быть предоставлены для обеспечения возможности предоставить муниципальные услуги, включаемые в реестр. На местном уровне перечень данных услуг утверждается правовым актом представительного органа местного самоуправления, а уже после утверждения включается в реестр (п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ). Уровень детализации данной группы услуг также оставлен на усмотрение органов местного самоуправления. Ориентиром при утверждении перечня необходимых и обязательных услуг на местном уровне может служить соответствующий перечень федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352.

Важным аспектом при формировании перечня необходимых и обязательных услуг является недопустимость ограничения круга организаций, предоставляющих данные услуги, например указание перечня конкретных организаций, готовящих проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, при предоставлении муниципальной услуги по выдаче соответствующих разрешений. Такое ограничение является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

При указании в реестре типа организаций, предоставляющих необходимые и обязательные услуги, формулировка типа не должна не только ограничивать существующие организации, но и препятствовать появлению новых организаций-поставщиков. Например, если в муниципальном районе на момент составления реестра предоставить определенную медицинскую справку может только одно фактически существующее государственное учреждение здравоохранения, в качестве возможного поставщика необходимой и обязательной услуги в реестре все равно следует указывать не конкретное учреждение, а общую категорию медицинских организаций, имеющих право выдачи соответствующих справок.

Третьей категорией услуг, включаемых в реестр, являются услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. В отличие от муниципальных услуг и необходимых и обязательных услуг состав этого вида услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ формируется федеральными органами власти. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ), и подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (далее – Распоряжение № 729-р). Данный перечень может быть дополнен актами высших исполнительных органов власти субъектов РФ. Фактически это означает, что на местном уровне необходимо выяснить, дополнен ли в соответствующем регионе указанный выше перечень, и воспроизвести его при формировании реестра.

Пробелом Федерального закона № 210-ФЗ является неурегулированность предоставления данной группы услуг государственными и муниципальными казенными учреждениями. Формально в реестр подлежат включению только услуги, предоставляемые бюджетными и автономными учреждениями, в которых согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ (далее ‒ БК РФ) размещены задания, и услуги, предоставляемые за счет бюджетных средств организациями, в которых размещен муниципальный заказ. В результате одни и те же услуги, включенные в утвержденный Распоряжением № 729-р перечень, при предоставлении в муниципальном бюджетном учреждении подлежат, а при предоставлении в расположенном рядом муниципальном казенном учреждении в общем случае не подлежат включению в реестр. Исключение составляют казенные учреждения, для которых утверждены муниципальные задания, в соответствии с порядком определенным ч. 3 ст. 69.2 БК РФ, однако доля таких учреждений в большинстве муниципалитетов невелика. Восполнение данного пробела входит в число направлений совершенствования Федерального закона № 210-ФЗ. Муниципальным образованиям можно пока порекомендовать внедрение элементов данных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными казенными учреждениями в электронной форме в соответствии с нормами Федерального закона № 210-ФЗ и подзаконных актов, но без внесения их в реестры.

Типичные ошибки при формировании реестра

Складывающаяся практика формирования реестров муниципальных услуг выявила ряд типичных проблем и ошибок, связанных с выделением услуг, подлежащих включению в реестр. Наиболее актуальными на местном уровне являются следующие:

  • весьма распространено смешение понятий “государственная и муниципальная услуга”, которые используются в Федеральном законе № 210-ФЗ, и “государственная (муниципальная) услуга (работа), оказываемая (выполняемая) подведомственным учреждением согласно государственному (муниципальному) заданию”, утверждаемому в порядке, установленном БК РФ.

Различия в сферах регулирования Федерального закона № 210-ФЗ и законодательства об оказании государственными (муниципальными) учреждениями услуг (выполнении работ) неоднократно разъяснялись. В частности, позиция Минэкономразвития России по данному вопросу изложена в ответах на вопросы, содержащиеся в обращениях органов исполнительной власти субъектов РФ и администраций муниципальных образований в целях разъяснения отдельных положений Федерального закона № 210-ФЗ, а позиция Минфина России – в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.
В муниципальных образованиях, где в реестрах муниципальных услуг содержатся такие категории, как услуги общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, услуги по организации оздоровления и отдыха подростков в каникулярное время и т. д., требуется скорректировать реестры, сохранив в них только услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, и услуги, утвержденные Распоряжением № 729-р и соответствующими актами региональных органов исполнительной власти. Соответственно требуют отмены административные регламенты, если ранее они были приняты в отношении услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;

  • вызывает вопрос необходимость включения в реестр услуг, предоставляемых в рамках реализации прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ). Определение муниципальной услуги, представленное в ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ (“деятельность по реализации функций органа местного самоуправления… по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований”), не требует включения данных услуг в реестр. Соответственно в отношении этой группы услуг формально не требуется формирование административных регламентов. Однако в данном отношении местным администрациям целесообразно воспользоваться правом дополнения реестров иными сведениями и реализовать в отношении этой группы все мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 210-ФЗ. Рассматриваемый пробел присущ не только Федеральному закону № 210-ФЗ. Правоприменительная практика в отношении таких законов, как правило, складывается таким образом, что нормы, относящиеся только к решению вопросов местного значения, применяют и в отношении прочих вопросов, правом решения которых наделены муниципальные образования. Наглядным примером является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” де-юре регулирующий только размещение заказов в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • достаточно часто задаются вопросы, связанные с необходимостью включения в реестр муниципальных услуг муниципальных функций. В статье Д.В. Жигалова “Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг”[5] было подробно раскрыто, что органы местного самоуправления вправе включать муниципальные функции в реестр, однако такое включение может быть целесообразно только для контрольно-надзорных функций. После публикации данной статьи было принято постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 “О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)”, в котором определено, что в государственную информационную систему “Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” входят именно контрольно-надзорные функции. Таким образом, нецелесообразность включения иных (кроме контрольно-надзорных) функций подтверждена на уровне правового акта Правительства РФ.

Полностью статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"

 

[1] Рекомендации по разработке порядка формирования и ведения реестра государственных услуг субъекта РФ (одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы от 01.03.2011 № 114). Специальные методические рекомендации по отбору и определению уровня детализации государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также модельные реестры до настоящего времени не разработаны.

[2] О направлениях деятельности органов местного самоуправления по защите конкуренции при предоставлении муниципальных услуг см.: Методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг, утв. протоколом Методического совет ФАС России от 08.12.2010 № 13 (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30315.html).

[3] http://www.gosman.ru/economics?news=9239

[4]http://www1.minfin.ru/ru/budget/83-fz/

[5] См.: Практика муниципального управления. 2011. № 7.

Актуальные вопросы формирования и ведения реестра муниципальных услуг

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!