Актуальные вопросы формирования и ведения реестра муниципальных услуг

8775
Согласно ст. 11 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” каждое муниципальное образование России должно сформировать и утвердить реестр муниципальных услуг.

Ввиду недостаточной подробности подготовленных на федеральном уровне государственной власти методических рекомендаций формирование реестров услуг на местном уровне нередко вызывает сложности. При этом выделение услуг в реестрах является весьма важной задачей, поскольку подходы, выбранные на этом этапе, оказывают существенное влияние на последующую деятельность органов местного самоуправления по реализации норм законодательства о предоставлении услуг.

Содержание реестра

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”(далее – Федеральный закон № 210-ФЗ)выделяет три основных типа услуг:

  • муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления по запросам заявителей в соответствующем муниципальном образовании (п. 1 ч. 1 ст. 1);
  • услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг (п. 3 ч. 1 ст. 9);
  • услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета (ч. 3 ст. 1).

Местная администрация вправе дополнить реестр муниципальных услуг иными сведениями (п. 4 ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ).

Все три указанные разновидности услуг в обязательном порядке подлежат включению в реестр муниципальных услуг. Однако логика формирования реестра в их отношении различна.

Состав муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления по запросам заявителей (“основная” категория услуг согласно Федеральному закону № 210-ФЗ), определяется исходя из анализа фактически решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения, утвержденных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). В ходе данного анализа выявляются и систематизируются ситуации, когда органы местного самоуправления удовлетворяют те или иные потребности физических и юридических лиц (за исключением органов публичной власти всех уровней), а также их уполномоченных представителей. Органы местного самоуправления при этом самостоятельны в выборе наименования и уровня детализации муниципальных услуг.

В реестре утверждаются только муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления соответствующего муниципалитета. Таким образом, реестр услуг муниципального района не должен включать услуги, предоставляемые на территории соответствующего района органами местного самоуправления городских и сельских поселений и т. д.

Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, производны по отношению к муниципальным услугам. При формировании данной части реестра выделяются все услуги организаций, которые должны быть предоставлены для обеспечения возможности предоставить муниципальные услуги, включаемые в реестр. На местном уровне перечень данных услуг утверждается правовым актом представительного органа местного самоуправления, а уже после утверждения включается в реестр (п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ). Уровень детализации данной группы услуг также оставлен на усмотрение органов местного самоуправления. Ориентиром при утверждении перечня необходимых и обязательных услуг на местном уровне может служить соответствующий перечень федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352.

Важным аспектом при формировании перечня необходимых и обязательных услуг является недопустимость ограничения круга организаций, предоставляющих данные услуги, например указание перечня конкретных организаций, готовящих проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, при предоставлении муниципальной услуги по выдаче соответствующих разрешений. Такое ограничение является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

При указании в реестре типа организаций, предоставляющих необходимые и обязательные услуги, формулировка типа не должна не только ограничивать существующие организации, но и препятствовать появлению новых организаций-поставщиков. Например, если в муниципальном районе на момент составления реестра предоставить определенную медицинскую справку может только одно фактически существующее государственное учреждение здравоохранения, в качестве возможного поставщика необходимой и обязательной услуги в реестре все равно следует указывать не конкретное учреждение, а общую категорию медицинских организаций, имеющих право выдачи соответствующих справок.

Третьей категорией услуг, включаемых в реестр, являются услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. В отличие от муниципальных услуг и необходимых и обязательных услуг состав этого вида услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ формируется федеральными органами власти. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ), и подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (далее – Распоряжение № 729-р). Данный перечень может быть дополнен актами высших исполнительных органов власти субъектов РФ. Фактически это означает, что на местном уровне необходимо выяснить, дополнен ли в соответствующем регионе указанный выше перечень, и воспроизвести его при формировании реестра.

Пробелом Федерального закона № 210-ФЗ является неурегулированность предоставления данной группы услуг государственными и муниципальными казенными учреждениями. Формально в реестр подлежат включению только услуги, предоставляемые бюджетными и автономными учреждениями, в которых согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ (далее ‒ БК РФ) размещены задания, и услуги, предоставляемые за счет бюджетных средств организациями, в которых размещен муниципальный заказ. В результате одни и те же услуги, включенные в утвержденный Распоряжением № 729-р перечень, при предоставлении в муниципальном бюджетном учреждении подлежат, а при предоставлении в расположенном рядом муниципальном казенном учреждении в общем случае не подлежат включению в реестр. Исключение составляют казенные учреждения, для которых утверждены муниципальные задания, в соответствии с порядком определенным ч. 3 ст. 69.2 БК РФ, однако доля таких учреждений в большинстве муниципалитетов невелика. Восполнение данного пробела входит в число направлений совершенствования Федерального закона № 210-ФЗ. Муниципальным образованиям можно пока порекомендовать внедрение элементов данных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными казенными учреждениями в электронной форме в соответствии с нормами Федерального закона № 210-ФЗ и подзаконных актов, но без внесения их в реестры.

Типичные ошибки при формировании реестра

Складывающаяся практика формирования реестров муниципальных услуг выявила ряд типичных проблем и ошибок, связанных с выделением услуг, подлежащих включению в реестр. Наиболее актуальными на местном уровне являются следующие:

  • весьма распространено смешение понятий “государственная и муниципальная услуга”, которые используются в Федеральном законе № 210-ФЗ, и “государственная (муниципальная) услуга (работа), оказываемая (выполняемая) подведомственным учреждением согласно государственному (муниципальному) заданию”, утверждаемому в порядке, установленном БК РФ.

Различия в сферах регулирования Федерального закона № 210-ФЗ и законодательства об оказании государственными (муниципальными) учреждениями услуг (выполнении работ) неоднократно разъяснялись. В частности, позиция Минэкономразвития России по данному вопросу изложена в ответах на вопросы, содержащиеся в обращениях органов исполнительной власти субъектов РФ и администраций муниципальных образований в целях разъяснения отдельных положений Федерального закона № 210-ФЗ, а позиция Минфина России – в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.
В муниципальных образованиях, где в реестрах муниципальных услуг содержатся такие категории, как услуги общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, услуги по организации оздоровления и отдыха подростков в каникулярное время и т. д., требуется скорректировать реестры, сохранив в них только услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, и услуги, утвержденные Распоряжением № 729-р и соответствующими актами региональных органов исполнительной власти. Соответственно требуют отмены административные регламенты, если ранее они были приняты в отношении услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;

  • вызывает вопрос необходимость включения в реестр услуг, предоставляемых в рамках реализации прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ). Определение муниципальной услуги, представленное в ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ (“деятельность по реализации функций органа местного самоуправления… по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований”), не требует включения данных услуг в реестр. Соответственно в отношении этой группы услуг формально не требуется формирование административных регламентов. Однако в данном отношении местным администрациям целесообразно воспользоваться правом дополнения реестров иными сведениями и реализовать в отношении этой группы все мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 210-ФЗ. Рассматриваемый пробел присущ не только Федеральному закону № 210-ФЗ. Правоприменительная практика в отношении таких законов, как правило, складывается таким образом, что нормы, относящиеся только к решению вопросов местного значения, применяют и в отношении прочих вопросов, правом решения которых наделены муниципальные образования. Наглядным примером является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” де-юре регулирующий только размещение заказов в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • достаточно часто задаются вопросы, связанные с необходимостью включения в реестр муниципальных услуг муниципальных функций. В статье Д.В. Жигалова “Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг”[5] было подробно раскрыто, что органы местного самоуправления вправе включать муниципальные функции в реестр, однако такое включение может быть целесообразно только для контрольно-надзорных функций. После публикации данной статьи было принято постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 “О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)”, в котором определено, что в государственную информационную систему “Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” входят именно контрольно-надзорные функции. Таким образом, нецелесообразность включения иных (кроме контрольно-надзорных) функций подтверждена на уровне правового акта Правительства РФ.

Полностью статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"

 

[1] Рекомендации по разработке порядка формирования и ведения реестра государственных услуг субъекта РФ (одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы от 01.03.2011 № 114). Специальные методические рекомендации по отбору и определению уровня детализации государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также модельные реестры до настоящего времени не разработаны.

[2] О направлениях деятельности органов местного самоуправления по защите конкуренции при предоставлении муниципальных услуг см.: Методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг, утв. протоколом Методического совет ФАС России от 08.12.2010 № 13 (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30315.html).

[3] http://www.gosman.ru/economics?news=9239

[4]http://www1.minfin.ru/ru/budget/83-fz/

[5] См.: Практика муниципального управления. 2011. № 7.

Актуальные вопросы формирования и ведения реестра муниципальных услуг

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль