Проблемы перспективного развития города и их решение (на примере развития Московского региона)

3622
При планировании развития городов и разработке концепции их развития очень важно учитывать социально-экономическую и демографическую ситуацию. Недооценивание такого рода факторов приводит к ошибкам в прогнозировании, а те в свою очередь ‒ к нежелательным результатам, а нередко и необратимым последствиям.

При планировании развития городов и разработке концепции их развития очень важно учитывать социально-экономическую и демографическую ситуацию. Недооценивание такого рода факторов приводит к ошибкам в прогнозировании, а те в свою очередь ‒ к нежелательным результатам, а нередко и необратимым последствиям.

На сегодняшний день Московская городская и Московская областная думы подтвердили соглашение между главами администраций о присоединении к Москве крупной территории на юге и юго-западе столицы с центром в г. Троицке, граничащей, с одной стороны, с традиционной Москвой, а с другой ‒ с Калужской областью. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в ближайшее время должен принять решение об изменении границ, и с 1 июля 2012 г. Москва вырастет в размере.

При этом в связи с осуществлением Москвой столичных функций параллельно будет решаться вторая важная задача: на присоединенную территорию со временем должны переехать многие крупные федеральные учреждения ‒ Парламент РФ, Правительство РФ, Администрация Президента РФ, там должен быть сформирован новый федеральный центр. Кроме того, на присоединенных территориях планируется создание крупнейшего финансового и научно-технического инновационного центра в районе г. Троицка с большим образовательным потенциалом.

Огромные планы и их воплощение, колоссальные задачи и их решение позволят решить Москве следующие проблемы:

- завершение традиционной застройки на прилегающих к Щербинке территориях;

- создание новых инновационных точек роста в Троицком финансовом центре;

- создание цивилизованного пригорода вокруг Москвы, который ранее не мог быть создан как целое в связи с наличием административной границы, которая разделяла два субъекта РФ ‒ Москву и Московскую область, а также многими накопившимися проблемами в отношениях между ними.

Сейчас данная зона представляет собой сложную систему: города-спутники, относящиеся к Московской области; различные промышленные предприятия разной степени заброшенности или функционирования; деградирующие зоны лесозащитных полос, а также коттеджи, дачи, свалки. Все это сейчас образует вокруг Москвы недостаточно развитую и структурированную зону. И вот в ближайшем будущем появится возможность создать, по крайней мере на присоединенной территории, а в идеале ‒ вокруг всей Москвы, систему цивилизованных пригородов с хорошей транспортной системой. Разумеется, на сегодняшний день – это наиболее важная задача.

Однако мы не ограничиваемся только ее решением, сейчас идет разработка концепции развития всего Московского региона. Московская городская агломерация уже давно перешагнула границы одного региона, Московская область и города-спутники интегрированы с Москвой и представляют собой единый организм, который не может управляться из двух центров и развиваться по двум схемам, одна из которых ограничивается только Москвой как осажденной крепостью, за которой ничего нет, кроме Московской кольцевой дороги и “аппендиксов”-бастионов присоединенных территорий, и другая ‒ прилегающей к Москве зоной. Этого не должно быть, необходима единая концепция развития всей Московской агломерации с созданием в перспективе единой федеральной статусной комиссии, выполняющей как столичные, так и региональные и общефедеральные функции. При этом нет сомнения, что и дальше мы должны развивать наши территориальные схемы, интегрировать транспортные энергетические системы, в т. ч. на уровне Центрального федерального округа. Это тоже перспектива для того, чтобы создать ту среду, которая достойна нашего города и общефедерального центра. Это наши задачи.

Разработчики концепции развития Московского региона сталкиваются со множеством проблем. Одна из основных для любого региона или муниципального образования ‒ это грамотный социально-экономический и демографический прогноз. Его составление, как правило, представляет определенные сложности ввиду того, что знание социально-экономической и демографической ситуации необходимо не только в свете сегодняшнего дня, но и в перспективе.

Отсутствие грамотного прогнозирования и планирования, основанного на учете всех социально-экономических и демографических факторов, приводит к нежелательным, прямо противоположным ожидаемым результатам. Имеется множество примеров типичных ошибок в прогнозировании, на практике способствовавших тому, что развитие территории не получило необходимых темпов, которые планировались изначально при разработке концепции ее развития.

Пример

В 1972 г. был выпущен сборник, посвященный генеральному плану Москвы, где было указано, что в Москве в личном пользовании находится 550 тыс. автомобилей. При этом было замечено, что к 1990 г. в Москве количество автомобилей может превысить 1 млн, что создаст колоссальные проблемы городу. В отдельных публицистических документах того времени исходя из темпов роста, свойственных для начала 1960-х гг., проводился следующий подсчет: к 1980 г. в Москве будет проживать 9,5 млн человек; средняя семья будет состоять из пяти человек; каждая семья может иметь автомашину и в столице может оказаться 1 млн 900 тыс. автомашин. Результат: в Москве сейчас гораздо больше населения (правда, и время прошло больше), 4,5 млн личных автомашин, средняя семья ‒ 2,8 человека. Это типичный пример прогностической ошибки, которая исходит из линейных функций развития, не учитывающих тенденции перспективного роста.

Нередко при прогнозировании и планировании на территории каких-либо мероприятий по ее развитию возникает другая типичная ошибка, когда не учитываются потребности, не берется во внимание психология преобладающего в городе класса.

Пример

В целях устранения безработицы среди населения рабочие места в Москве создаются постоянно, но выясняется, что создаются они в первую очередь не для москвичей, а для людей, которые приезжают в Москву на работу. Так, в столице на сегодняшний день около 6,5 млн официальных рабочих мест, из них 4 млн занимают москвичи и около 2,5 млн ‒ люди, которые приезжают на работу из Московской области и других регионов. При этом постоянно появляющиеся в городе новые рабочие места каждый день заполняются новыми приезжими. Отправной точкой, которая привела к этой ошибке в прогнозировании, послужила своеобразная и во многом ошибочная политика, связанная с тем, что Москва – это индустриальный город и москвичи будут работать на заводах.  . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль