Проблемы энергосервиса в бюджетной сфере и пути их решения

2158
Еще в ноябре 2009 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За два с половиной года, прошедших после принятия этого закона, так и не была предложена работающая конструкция энергосервисного договора (контракта).

Еще в ноябре 2009 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За два с половиной года, прошедших после принятия этого закона, так и не была предложена работающая конструкция энергосервисного договора (контракта).

Создание пускового механизма

Положение в деле образования энергосервисных компаний, как и в целом в сфере энергосбережения по заключению большинства экспертов оценивается как катастрофическое. За два с половиной года, прошедших после принятия законодательных актов в сфере энергосбережения, так и не удалось создать организационно-правовой комплекс для запуска процесса образования энергосервисных компаний, бизнес которых был бы построен на безрисковом механизме погашения затрат, инвестируемых ими в энергосберегающие мероприятия. До сего времени вместо энергосервисных договоров (контрактов) (далее – ЭСК) с бюджетными организациями заключаются соглашения, аналогичные договорам подряда, то есть договоры простейшего типа по принципу “утром – деньги, вечером – стулья”. Именно по этой схеме многочисленные “ энергосберегающие”фирмы и фирмочки предлагают свои услуги по модернизации, по поставке новых изделий и технологий. И хотя необходимо выполнять региональные и муниципальные программы энергосбережения, в большинстве случаев такие предложения отклоняются.

Дело в том, что одной из причин катастрофичности положения в энергосбережении, особенно в бюджетной сфере, является отсутствие механизма гарантированного возврата инвестированных средств, без чего невозможно даже на четверть обеспечить реализацию повсеместно разработанных программ, которые в соответствии с законодательством рассчитаны на привлечение внебюджетных источников в 80% от объёма, необходимого для реализации программы.

Как показывает мировая практика, бизнес в сфере энергосервиса весьма полезен потребителям и выгоден всем сторонам, кроме, конечно, поставщиков энергоресурсов. Но в России предприниматели, которые занялись энергосервисом, столкнулись с серьезными проблемами. Разработка типовых конструкций, механизмов, организационно-распорядительных решений, которые смогли бы обеспечить привлечение инвестиций в сферу энергосервиса, на деле оказались наиболее сложными элементами построения нового вида бизнеса.

Об источнике системного риска

За четыре года работы в сфере энергетического сервиса мне не раз приходилось убеждаться в полной бессмысленности продолжения работы по старой схеме, построенной на принципе подрядных договоров. Работая с бюджетными организациями, наше предприятие неоднократно оказывалось близким к несостоятельности из-за неоплаты заказчиками обязательств по контрактам.

Общая экономическая эффективность, полученная реально (с подтверждением заказчиком факта полученной экономии) только по итогам 2011 г. составила 28 млн. руб. Однако уже в течение 3-х месяцев нам не удается получить вознаграждение. И это при том, что величина вознаграждения составляет в среднем лишь 25% от полученой экономии, а заказчик не потратил на реализацию мероприятий ни рубля!

Причиной такой ситуации является нежизненность применяемой схемы договоров, в которой заказчик не может отвечать по своим платёжным обязательствам, так как он не распорядитель бюджета, а распорядитель – так как он – не субъект договорных отношений.

Конструкция отношений, основанная на работе по «подрядной» схеме, когда заказчик (учреждение) производит с нами расчёты по подстатье 225 или 226 бюджетной классификации расходов, абсолютно неприемлема. Дело в том, что, работая по такой схеме, мы оказываемся в полной зависимости от состояния планирования заказчиком лимита бюджетных ассигнований по статье расходов 225 (226) на оплату наших услуг. В свою очередь заказчик сам находится в полной зависимости от главного распорядителя бюджетных средств, у которого есть своя, выстроенная в планируемом порядке схема покрытия бюджетных обязательств.

Очевидно, что при такой конструкции ЭСК несерьёзно рассчитывать на рождение нового вида бизнеса, основанного на массовом появлении энергетических компаний, работающих на сэкономленных средствах.

Причём, нужно понять, что система управления бюджетом объективно незыблема, лежит в основе целого ряда законодательных принципов, поэтому любая попытка её перенастройки будет несостоятельной. Именно этот вывод должен заставить начать поиски конструкции, которая бы, не изменяя существующую систему бюджетных отношений, тем не менее, вписалась в неё.

Заказчик компенсирует расходы исполнителя энергосервисного контракта

Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).(п. 3. ст. 72. Бюджетного кодекса РФ).

Эту короткую фразу из Бюджетного кодекса можно назвать основой для получения отсутствующей пока что конструкции ЭСК, способной обеспечить запуск бизнеса энергосервисных компаний. Однако этот ключ не просто вставляется в привычную всем схему отношений, поэтому и толкования ключевой фразы существуют разные.

Одно из них, говоря со всей откровенностью, разрабатывается исключительно в интересах исполнительной власти, в руках которой находится функция управления бюджетом. Предполагается, что должна быть разработана схема реструктуризации сэкономленных средств, отпущенных в соответствии с бюджетным планом распределителем бюджета на оплату ресурсов, потребляемых учреждением.– заказчиком ЭСК. Это означает, что сэкономленные исполнителем ЭСК средства сначала должны быть проревизированы главным распределителем бюджетных средств, после чего, изменив своё назначение (подстатья 223 оплата ресурсов – на подстатью 225 или 226), могут быть направлены на погашение задолженности перед исполнителем ЭСК. Создаётся параллельная цепь исполнителей условий контракта, в которой решение принимает не субъект договора, а третье лицо, не имеющее ответственности по условиям контракта, что по понятным причинам отсутствия «прозрачности» не может устраивать инвесторов. Если, конечно, не иметь в виду систему «откат».

Для раскрытия другого толкования смысла п. 3 ст 72 потребовалось более внимательное изучение действующих норм другого законодательства, в частности, ст. 20, ст. 13 и ст. 26 Федерального закона № 261-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития РФ от 11.05. 2010 г. для того, чтобы снять все возможные противоречия. Наложения требований названных нормативных источников привели к выводу, что вся существующая несуразица в организации договорных отношений в части механизма покрытия затрат инвестора, снимается только в одном случае – когда исполнитель ЭСК выполняет функции поставки по отдельному договору купли-продажи. Именно эта конструкция описана в законодательстве и только при этих условиях можно построить «прозрачную» и некоррупциогенную схему отношений между исполнителем ЭСК и заказчиком, в которой нет места чиновнику – распорядителю бюджетных средств.

Схема получается открытой, действия по ней понятными и практически лишенными рисков инвестора, связанных с административным влиянием на обязательства сторон по ЭСК.

По этой схеме средства заказчика, предназначаемые для оплаты за ресурсы, поступают на основании контракта купли-продажи ресурса на счёт поставщика – исполнителя ЭСК по тем условиям, которые существовали до заключения ЭСК. В соответствии с нормами законодательства условия платежей не меняются в течение периода действия контракта.

Следует особо отметить, что расходы на оплату ресурсов заказчик относит на подстатью 223 классификации расходов. . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль