Новый подход к построению моделей управления муниципалитетом

3470
По мере усложнения задач управления, связанных с последствиями экономического кризиса, следует ожидать снижения эффективности деятельности структур местного самоуправления. В статье предлагаются новые подходы к совершенствованию системы управления муниципалитетом.

Анализ современной ситуации в муниципальном управлении

Качество муниципального управления в России уже много лет вызывает множество нареканий со стороны как населения, так и государственных органов власти. Уже не раз на федеральном уровне рассматривались вопросы его улучшения. Предпринимались серьезные шаги по корректировке общих принципов работы муниципалитетов, в частности изменялось законодательство о местном самоуправлении.

Однако сейчас видно, что предпринимаемые за последние 20 лет шаги по совершенствованию муниципального управления хоть и послужили для некоторой стабилизации ситуации (по сравнению с началом 1990-х, когда управление на муниципальном уровне вообще осуществлялось стихийно), не стали толчком к их развитию. Пока муниципальный уровень управления медленно деградирует, и поддержку ему оказывает только относительно благоприятная экономическая конъюнктура.

Сейчас, когда экономика всего мира и России в т. ч. входит в состояние стагнации, муниципалитетам придется особенно трудно. Уже существующие проблемы будут только нарастать: наполняемость бюджетов всех уровней снизится, муниципалитетам будет труднее получать трансферты от вышестоящих уровней и соответственно еще сложнее выполнять свои функции, поддерживать муниципальное имущество в надлежащем состоянии, обеспечивать нормальное качество муниципальных услуг и т. д.

Единственный выход в такой ситуации ‒ значительное повышение качества муниципального управления. Однако опыт свидетельствует, что пока ни один из предлагаемых на государственном уровне подходов к совершенствованию управления не смог повысить его эффективность.

Виды управленческой деятельности

Существует принципиально новый подход к разработке модели управления муниципалитетом, основанный на выделении трех видов деятельности, осуществляемой в любой организации (как в органах государственного и муниципального управления, так и в коммерческих структурах):

  • рутинная деятельность, четко регламентированная инструкциями и направленная на реализацию завершенного процесса;
  • проектная деятельность, ориентированная на создание новой или совершенствование существующей рутинной деятельности;
  • аврально-опытная деятельность ‒ проектная деятельность, ориентированная на событие (организация события или его предотвращение).

В работе муниципальных органов управления сегодня сложилось следующее соотношение видов деятельности.

Рутинная деятельность

Этот вид деятельности достаточно широко распространен в бизнесе, а в муниципалитетах практически отсутствует. В последнее время, во многом под влиянием вышестоящих органов власти, проводится рутинизация некоторых операций, связанных с обслуживанием населения.


Пример

Свидетельством успешного построения рутинной деятельности стал проект по введению многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению населению муниципальных услуг, связанных с выдачей различной документации.

В МФЦ действует принцип “одного окна”. Людям не нужно ходить по отделам и департаментам, расположенным по разным адресам, для сбора необходимых документов. Им достаточно прийти по адресу расположения МФЦ и получить весь пакет документов от служащего центра.

Работа служащих в МФЦ – это и есть рутинная деятельность в нашем понимании. Когда у каждого сотрудника есть четкая инструкция по обслуживанию клиентов. В ней определено время и процедура обслуживания, последовательность действий, которые необходимо осуществить при обращении клиента к служащему, и т. п.


Это хороший пример для описания самой рутины. Однако надо отметить, что эта рутина ввелась отнюдь не благодаря хорошо спланированному проекту по ее созданию, а в рамках проекта, ориентированного на событие.

Событием было то, что из федеральных органов пришел заказ на улучшение работы по обслуживанию населения. И муниципальным органам в срочном порядке пришлось разрабатывать схему обслуживания населения. При этом половина этой схемы уже была задана федеральным уровнем. Сами муниципалитеты только немного подкорректировали и дополнили ее с учетом особенностей предоставления услуг на муниципальном уровне.

В целом можно отметить, что для введения рутины на муниципальном уровне сейчас используется совершенно формальный подход, не связанный с идеальной проектной деятельностью, ориентированной на создание новой рутины, о котором говорим мы. При таком подходе реальная возможность рутинизации не анализируется и эффективность введенной рутины не оценивается. В результате существующие на сегодня рутины часто не выполняют функций, для которых они создавались. И появляется общее впечатление, что рутина – это низкоэффективный вид деятельности.

В некоторых муниципалитетах, как российских, так и зарубежных, предпринимаются попытки распространять на систему местного самоуправления технологии рутинизации, принятые в бизнесе. Однако и это не дает положительных результатов из-за различия целевых установок и трудностей с формулировкой критериев.

Проектная деятельность, направленная на создание и совершенствование рутинной деятельности

Данный вид деятельности практически не осуществляется на муниципальном уровне. Примеры такой деятельности сегодня можно встретить только в коммерческих структурах. Однако и там есть свои особенности, связанные с тем, что в корпорациях, как правило, преобладают рутинные виды деятельности. В них не находится места для проектной (творческой) деятельности. Поэтому она либо передается на аутсорсинг, либо для нее создаются специальные временные структуры управления. Если перед компанией встает вопрос о необходимости создания новых рутин или совершенствовании уже существующих, они (компании), как правило, предпочитают тиражировать чужой опыт (часто одновременно с переманиванием специалистов), но не создавать принципиально новые рутины специально под свои компании.

Аврально-опытная деятельность

Она занимает доминирующее положение в системе муниципального управления.


Пример

Вариантом такого рода деятельности может быть реакция работников одного из отделов муниципалитета, в который неожиданно для них пришла задача от вышестоящих органов управления, т. е. произошло некое событие.

Все работники начинают в срочном порядке искать решение этой задачи. Собирают совещания, определяют исполнителей. Автоматически выделяется главный исполнитель, который способен выполнить задачу.


Такую деятельность можно сравнить с реакцией на внешний раздражитель защитной клетки организма. Как только такой раздражитель появляется в организме, клетка начинает на него атаку. Но пока раздражителя нет, организм живет по своим правилам и пребывает в спокойном состоянии.

Также и в муниципалитете: пока никаких срочных задач нет, служащие живут по своим правилам и занимаются своими (не всегда связанными с их работой) делами. Но как только появляется внешняя угроза (распоряжение начальства; жалоба граждан, которую нельзя проигнорировать; срочная задача, которая стала срочной, потому что ее не выполнили ранее, и т. п.), служащие тут же мобилизуются и находят пути нейтрализации этой угрозы – выполнения поставленной задачи.

Проектная деятельность, ориентированная на события, обладает определенными достоинствами. В частности, она позволяет при заданных финансовых ограничениях получать более высокие результаты – главным образом за счет возможности самоэксплуатации участников, которая, впрочем, часто компенсируется долгими периодами ничегонеделания.

Однако ей свойственны и многочисленные недостатки, которые ограничивают возможность повышения эффективности этой деятельности и предопределяют неустойчивость получаемых результатов. Среди них можно указать следующие:

  • неравномерное распределение нагрузки (в значительной части она ложится на высший эшелон управления, а также на отдельных рядовых сотрудников, за которыми закрепилась репутация исполнительных);
  • отсутствие легальных возможностей компенсации дополнительной нагрузки;
  • создание искаженной системы мотивации внутри структуры управления;
  • сильная зависимость от личностного фактора.

И это далеко не все негативные факторы, связанные с доминированием проектной деятельности, ориентированной на события.

Перспективы развития муниципального управления

По мере усложнения задач управления на муниципальном уровне, связанных с последствиями экономического кризиса, следует ожидать снижения эффективности деятельности структур местного самоуправления.

Ресурсы самоэксплуатации небезграничны, при сокращении располагаемых ресурсов склонность к самоэксплуатации быстро падает (но при росте ресурсов эта склонность из-за дефектов мотивации и других недостатков, как указанных выше, так и неуказанных, растет непропорционально меньше объема дополнительных ресурсов). Дополнительный импульс системе управления, в которой доминирует аврально-опытная деятельность, можно придать за счет регулярных и масштабных кадровых перестановок, но эти возможности ограничены в связи с дефицитом кадров.

Сказанное не означает, что и в этих условиях не будет существовать муниципалитетов, справляющихся со своими задачами. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "Практика муниципального управления"

Новый подход к построению моделей управления муниципалитетом

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль