О саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами

4071
На парламентских слушаниях в Государственной Думе, где обсуждался вопрос о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами, было много ярких и актуальных выступлений.

На парламентских слушаниях в Государственной Думе, где обсуждался вопрос о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами, было много ярких и актуальных выступлений.

Актуальность темы саморегулирования в управлении многоквартирным домом

Участники парламентских слушаний – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации ФС РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, Общественной палаты РФ и других общественных объединений, представители научного и экспертного сообщества – обсудили законодательные инициативы, региональный опыт саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами и отметили, что, несмотря на то, что за последние четыре года создано более 15 тыс. управляющих организаций, из которых 13,5 тыс. являются частными, реобразования в сфере управления многоквартирными домами пока еще не привели к формированию полноценной рыночной среды.

Отсутствием нормальной конкуренции, правил и требований к профессиональной деятельности организаций, занятых в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, единых стандартов качества их работ и услуг создана благоприятная почва для различных правовых и финансовых злоупотреблений со стороны привлекаемых к управлению многоквартирными домами организаций, которые диктуют свои условия и устанавливают свои правила.


Пример

На сегодняшний день, по данным экспертов, в силу того, что не сформирован качественный и профессиональный рынок жилищных услуг, совокупные финансовые потери граждан и бюджетов всех уровней составляют около 160 млрд руб. в год, в т. ч.:

· 65 млрд руб. – злоупотребление правом распоряжения деньгами со стороны управляющих организаций и их преднамеренные банкротства;

· 7,5 млрд руб. – одновременное выставление квитанций за услуги разными компаниями на оплату ЖКУ;

· 1 млрд руб. – выписка квитанций от компаний “однодневок”;

· 85 млрд руб. – техническая безграмотность специалистов.


Сама деятельность по управлению многоквартирными домами является привлекательной в силу стабильности, возможности получения и распределения заказов на работы и услуги. По действующему жилищному законодательству эту деятельность может осуществлять любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вне зависимости от наличия опыта, знаний, профессионализма, материально-технической базы, финансовых ресурсов. Отсутствие у управляющей организации соответствующего профессионального уровня по оказанию конкретных видов услуг и выполнению работ в конечном итоге приводит к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах.

В ходе парламентских слушаний были отмечены негативные стороны в сфере деятельности управляющих организаций. Например, имеет место частая смена управляющих организаций, при этом:

· жители не могут оказать действенного влияния на данный процесс в силу своей правовой неграмотности и неинформированности в этих вопросах;

· из-за отсутствия какой-либо преемственности теряется база данных потребителей (жителей), а главное, информация о платежах населения за оказанные услуги, что дает возможность старой управляющей организации “уводить” уже полученные с населения средства от новой управляющей организации, вследствие чего у ресурсоснабжающих организаций возникают безнадежные к получению долги;

· появляются управляющие организации, которые с помощью создания нового юридического лица пытаются уйти от долговой ответственности.

Все это говорит о недостаточном и неэффективном регулировании рынка управления жилищным фондом и неорганизованности профессионального сообщества как такового. Необходимо формирование сбалансированного административного, общественного и рыночного контроля с возможностью влияния на текущую ситуацию.

Учитывая масштабность поставленных задач, актуальность и большое количество нерешенных проблем в сфере управления многоквартирными домами, участники парламентских слушаний считают необходимым навести порядок в данной сфере.

При этом предлагается:

· обеспечение ответственности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством введения обязательного их членства в специализированных саморегулируемых организациях;

· введение системы обязательного страхования гражданской ответственности управляющих организаций за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договора управления многоквартирным домом;

· построение системы профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации работников управляющих организаций.

Участники парламентских слушаний отмечают, что наиболее эффективным инструментом подтверждения профессиональной компетенции организаций, осуществляющих деятельность на конкурентном рынке, является институт саморегулирования.

Введение саморегулирования позволит:

· эффективно использовать профессиональный потенциал специалистов жилищной сферы;

· снизить степень давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения;

· повысить ответственность субъектов саморегулирования перед третьими лицами и усилить их заинтересованность в положительных результатах своей деятельности, что приведет к повышению доверия со стороны заказчиков – собственников помещений в многоквартирных домах;

· разработать эффективные механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников управления многоквартирными домами;

· создать механизм внутрикорпоративного разрешения споров и конфликтов.

Действующее законодательство (в частности, Федеральный закон от 01.12. 2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”) не содержит норм, ограничивающих развитие института добровольного саморегулирования, в т. ч. в сфере управления многоквартирными домами. В настоящее время участниками этого рынка самостоятельно на добровольной основе осуществляется формирование системы саморегулирования.


Для справки

По состоянию на 1 октября 2011 г. в реестре саморегулируемых организаций, который ведет Росреестр, зарегистрировано 73 саморегулируемые организации (в 58 субъектах РФ), объединяющие более 15% управляющих организаций.


Условиями сильного и эффективного саморегулирования являются, во-первых, осознание самими участниками рынка потребности в эффективно работающей структуре регулирования, способствующей цивилизованному развитию, выявлению недобросовестных игроков, борьбе с демпингом и разумному решению спорных вопросов, а во-вторых, признание со стороны государства, поддержка саморегулируемых организаций как реальных и полноправных партнеров.

О проекте федерального закона по саморегулированию в сфере управления многоквартирными домами

В целях решения задач по организации эффективной системы управления многоквартирными домами депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации внесен проект федерального закона № 623780-5 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”.

В целом законопроект направлен на создание института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, который позволит создать системы отраслевых стандартов качества, профессиональной ответственности управляющих организаций, в т. ч. имущественной, а также контроля за их деятельностью.

В результате реализации этой инициативы появляется контрагент, который, с одной стороны, может представлять отрасль и распространять положительную практику, оказывая помощь добросовестным участникам рынка и выявляя недобросовестных, а с другой стороны, обязан взаимодействовать как с субъектами рынка и государственными органами, так и с гражданами и их объединениями.

В соответствии с концепцией законопроекта саморегулирование обеспечит формирование механизмов по допуску к сфере управления жилищным фондом профессиональных, компетентных и добросовестных организаций.

Предполагаемый результат принятия законопроекта заключается в снижении рисков присутствия в отрасли недобросовестных управляющих организаций. Каждая управляющая организация при вступлении в СРО должна отвечать заявленным в стандартах и правилах такой организации требованиям. Эти требования предъявляются к технической оснащенности, финансовой устойчивости организации, профессиональной подготовленности ее сотрудников, к качеству и безопасности оказываемых услуг. Такие условия отбора позволят отсеять фирмы-однодневки еще на стадии вступления в саморегулируемые организации.

Задача государства – отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере управления многоквартирными домами и обеспечить безопасную эксплуатацию объекта (многоквартирного дома).

Задача института саморегулирования – обеспечить осуществление профессиональной, эффективной и добросовестной деятельности по управлению многоквартирными домами, направленной на безопасное и качественное производство работ и оказание услуг.

Замечания по законопроекту

Участники парламентских слушаний рекомендуют при доработке законопроекта № 623780-5 исключить положения, ведущие к отрицательным последствиям. Смысл саморегулирования не должен сводиться к одному контролю, оно должно также обеспечивать организационную и методическую помощь. Требуется наладить более тесное сотрудничество государства, саморегулируемых организаций, страховых компаний, вузов и научного сообщества с целью постоянного совершенствования процесса саморегулирования.

Также было обращено внимание на то, чтодеятельность не только управляющих организаций, но и любых лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (ТСЖ, ЖСК, ЖК, иных специализированных потребительских кооперативов), должна быть организована системно.

Наряду с положительными моментами предлагаемого механизма введения института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами в ходе обсуждения законопроекта был отмечен ряд проблем, которые будут обсуждены и отработаны в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в Госдуме.

Вниманию читателей предлагаются извлечения из некоторых выступлений на прошедших парламентских слушаниях.

Галина Хованская[1]: “Я за саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами”

В сфере управления многоквартирными домами никогда не было лицензирования, поэтому я за то, чтобы этот процесс контролировало само профессиональное сообщество. Саморегулирование исключительно полезно, и об этом говорит опыт работы в этой сфере СРО, уже созданных на добровольной основе.

Моя позиция состоит в том, что членство в СРО – заявка управляющей организации о том, что она пришла на рынок “всерьез и надолго”. Это, если хотите, вопрос репутации управляющей организации. Поэтому я сторонник добровольного членства в саморегулируемых организациях. Это первое.

Второе. К великому сожалению, сейчас наметилась тенденция к подключению административного ресурса к процессу создания саморегулируемых организаций. Бывают случаи, когда в регионе одна СРО создается администрацией, а другая – созданная на добровольных началах. Такая тенденция беспокоит, потому что сводит на нет принцип создания конкурентной среды, взаимодействия на этом рынке.

Мы сейчас находимся на первом этапе становления конкурентной среды, поэтому крайне вредно вводить обязательные условия членства в СРО. Кроме того, это приведет к запрету на профессию, а я считаю очень перспективным в будущем появление профессиональных управляющих, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, но профессиональных.

Вот об этом тоже надо помнить, потому что в проекте предлагаемого сегодня закона есть положения, позволяющие саморегулируемой организации принять решение об исключении члена, который будет в дальнейшем лишен права заниматься этим видом деятельности.

Кроме того, необходимо проработать вопрос о взносе в компенсационный фонд. Безусловно, он должен определяться не саморегулируемой организацией, ее руководством, а только на федеральном уровне. Однако на данный момент размер взноса установлен единый, вне зависимости от вида и размера бизнеса. Как правило, в данной сфере мы имеем дело с малым и средним бизнесом. Но это может быть и индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Поэтому, конечно, нужно дифференцированно подходить к размеру компенсационного взноса: 100 тыс. руб. – это неприемлемо для многих организаций и тем более индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, необходимо скорректировать количество обязательных членов в СРО в этой сфере. Ведь в небольших регионах иногда не набирается требуемого количества управляющих организаций.

Хочу также обратить внимание, что сейчас готовятся изменения в ряд законов, в т. ч. поправки в Жилищный кодекс РФ, которые усиливают государственный и муниципальный контроль в этой сфере. Это все надо взвешивать, чтобы административный рычаг не подменил деятельность профессионального сообщества.

Крайне опасно еще одно: если будет принято обязательное членство в СРО в сфере управления многоквартирными домами, может начаться то же, что происходит сейчас в сфере строительства, т. е. будут за деньги предлагать услуги по созданию таких саморегулируемых организаций и членство.   . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



[1] Г.П. Хованская – председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль