Ответственность УК и ТСЖ. Штрафные санкции

5320
В последние годы с подачи чиновников и СМИ в народе стало привычным винить во всех проблемах и бедах ЖКХ управляющие компании.

Казнить УК, нельзя помиловать

В последние годы с подачи чиновников и СМИ в народе стало привычным винить во всех проблемах и бедах ЖКХ управляющие компании.


Примеры
Некачественные коммунальные ресурсы – виновата УК, а не ресурсоснабжающая организация, которая берет 100%-ю предоплату, но де-юре и де-факто за эти услуги не отвечает ни перед жителями, ни перед самой УК (попробую поспорить с монополистом-ресурсником).
Или дом в плохом техническом состоянии, капитальный ремонт не проводился лет пятьдесят – опять-таки виновата УК, а не государство, которое не выполнило свое обязательство по недоремонту*, собирало с населения деньги в фонд капитального ремонта, лопнувший во времена перестройки, и которое сейчас обсуждает внесение поправки в Жилищный кодекс об аналогичной схеме сбора средств на капремонт в общий ”государственный котел”.
Или по дому большая задолженность за ЖКУ, подъезды и лифты изрисованы и замусорены – виновата снова одна УК, а не отсутствие у жителей коммунальной культуры и ответственности за своевременную оплату полученных услуг (пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки никого не пугает). И, к сожалению, в сюжетах СМИ, когда, например, один собственник из-за плохого содержания своей квартиры или несанкционированного ремонта (перепланировки) повредил общее имущество или имущество своих соседей, делаются выводы о том, что и здесь виновата УК. И это никого не удивляет, даже работников самих УК.

Чтобы не было таких перекосов, всем участникам сферы управления многоквартирным домом (МКД) необходимо видеть реальную картину зоны ответственности УК по законодательству и в соответствии с практикой управления МКД. Аналогичная ответственность распространяются также на ТСЖ, самостоятельно осуществляющие управление жилыми домами.

Зона ответственности УК (ТСЖ) по закону

Существует множество правовых актов в сфере управления МКД. И, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение. Как УК (ТСЖ) и жителям не утонуть в море законов и нормативов по управлению жилыми домами? Для сравнения: законов, регламентирующих эксплуатацию нежилых зданий (например, торгового центра), раз-два и обчелся, а вот по жилым домам к этим нормативно-правовым актам добавляются специальные федеральные правовые акты. И это не считая нормативов, утвержденных органами исполнительной власти или местного самоуправления.

В июне прошлого года замаячила надежда на то, что спасением станет “минимальный перечень необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ” (п. 1.2 ст. 161 ЖК РФ). Законодатель пообещал отдельным постановлением Правительства РФ выпустить обязательный стандарт по содержанию жилых домов, т. е. и жители, и УК, и контролирующие органы имели ли бы единую обязательную программу минимума услуг и работ. И было бы логичным считать этот минимум входящим в минимальную нормативную (муниципальную) ставку содержания и ремонта жилого помещения за 1 кв. м в месяц. Соответственно при увеличении периодичности исполнения или при включении в перечень дополнительной услуги, что особенно актуально для новостроек и жилых домов повышенной комфортности (бизнес-класса), происходило бы обоснованное увеличение ставки техобслуживания. Хотите, чтобы мыли лестницы и лифты в 2 раза чаще – пожалуйста, но и стоить это будет дороже и т. п. К сожалению, проект постановления Правительства РФ по обязательному стандарту эту задачу не решает.

Во-первых, в данном минимальном перечне отсутствует минимальная периодичность работ и услуг (что как раз и является камнем преткновения между УК, жителями и жилинспекцией). Например, уборка контейнерных площадок, мытье лестниц или выкашивание газонов есть, а с какой минимальной периодичностью убирать, мыть или выкашивать за сезон – непонятно.

Во-вторых, в перечне отсутствуют обязательные работы и услуги по содержанию общего имущества МКД. Например, нет работ и услуг по содержанию общедомовых приборов учета и мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности (система АСКУЭ и пр.). Законодатель просто заменил старое постановление Госстроя России № 170 по правилам и нормам эксплуатации МКД новым перечнем, не включив в него все действующие обязательные работы и услуги. И напротив, остались спорные и устаревшие работы: “определение температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов” или “устранение неисправностей печей и кухонных очагов”, которые скорее всего не являются общим имуществом.

Также Минрегион России подготовил проект постановления Правительства РФ “Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению МКД”. Согласно указанному проекту каждая УК или ТСЖ обязаны подготовить стандарт своей работы по управлению домами в целом и отдельный стандарт управления по каждому МКД. УК должны разработать следующие стандарты:

  • Стандарт 1. Цели и действия по управлению МКД.
  • Стандарт 2. Формирование и утверждение перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
  • Стандарт 3. Ведение технической документации на МКД.
  • Стандарт 4. Осуществление контроля за управлением, содержанием и ремонтом общего имущества МКД.
  • Стандарт 5. Санитарное содержание МКД.
  • Стандарт 6. Осуществление расчетов за коммунальные ресурсы.
  • Стандарт 7. Информирование потребителей о начале осуществления деятельности по управлению МКД.
  • Стандарт 8. Прекращение обязательств при изменении способа управления МКД и прекращении договорных отношений при осуществлении деятельности по управлению МКД.

И снова получается, что законодатель не дает готовые стандарты работы, а предлагает самой УК их разработать. С одной стороны, это плюс – есть простор для выбора методов и способов работы, для реализации индивидуального подхода к каждому жилому объекту недвижимости, но, с другой стороны, размытость толкования зоны ответственности УК (ТСЖ) сохраняется.

Штрафные санкции к УК, ТСЖ

Государственному жилищному надзору за УК (ТСЖ) посвящена ст. 20 ЖК РФ. Согласно данной статье надзор осуществляется жилищными инспекторами посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Предметом проверки является соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Штрафные санкции по УК (ТСЖ) (их размер и порядок применения) по результатам проверок регламентируются Кодексом об административных правонарушениях. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в августовском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!