Два юриста – три мнения

6610
“Два юриста – три мнения”, так говорят, когда ситуация с юридической точки зрения выглядит запутанной и каждый субъект трактует норму по своему усмотрению. В журнале опубликована статья Д.П. Гордеева “Вознаграждение членов и председателя правления ТСЖ”, не со всеми выводами которой можно согласиться.

“Два юриста – три мнения”, так говорят, когда ситуация с юридической точки зрения выглядит запутанной и каждый субъект трактует норму по своему усмотрению.

В журнале опубликована статья Д.П. Гордеева “Вознаграждение членов и председателя правления ТСЖ”, не со всеми выводами которой можно согласиться.

Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а правильное решение на ее основе конкретных жизненных коллизий.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются официальное толкование, которое нормативно регламентировано, дается компетентными органами государственной власти и носит общеобязательный характер, и неофициальное.

Неофициальное толкование, которое осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, организаций, отдельные граждане, т. е. лица и организации, не наделенные властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.

Законодательство, регулирующее сферу ЖКХ, крайне несовершенно, имеет массу противоречий и нестыковок с другими отраслями права. В результате возникает множество правовых коллизий, которые мешают правильно применять норму закона. Язык нормативного акта должен быть понятный, общеупотребительный и одновременно четкий, ясный. То есть каждый должен точно и правильно представлять свои права и обязанности, которые порождает закон, понимать общий смысл юридического предписания в связи с его предназначением в системе социальных норм.

В частности, это касается пресловутого п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ.


Буква закона

Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Часть 3.1 ст. 147 ЖК РФ,

введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ


Русский язык очень богат, а норма написана так, что каждый читающий понимает этот текст по-своему: кто-то считает, что председатель правления ТСЖ не имеет права совмещать свою работу с обязанностями по другим штатным должностям в данном ТСЖ, другой доказывает, что председатель, подписав договор управления МКД, не имеет права на заработную плату за свой труд, а может только получать вознаграждение, определенное сметой ТСЖ, и т. д.

Надеюсь, что данная статья, снабженная ссылками на примеры из судебной практики, поможет заинтересованным лицам отстаивать точку зрения, что председатель правления товарищества – это должностное лицо, единоличный исполнительный орган, который несет ответственность за качественное управление, содержание и эксплуатацию многоквартирного дома (МКД), и его труд должен оплачиваться в законном порядке.

Есть два варианта. Первый – воспользоваться положениями ч. 2 п. 2 ст. 162 ЖК РФ, а также п. 2 ст. 140 ЖК РФ, в которых сказано, что товарищество может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению общего собрания собственников помещений, принятому большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в данном собрании собственников помещений.

Главная цель создания товарищества или жилищного кооператива совпадает – это управление, содержание, предоставление коммунальных услуг собственникам МКД. При этом решаются все проблемы со статусом председателя, его должностными обязанностями, оплатой труда, вознаграждением и т. д., так как ст. 115 ЖК РФ определяет его как единоличный исполнительный орган кооператива.

Однако в этом случае ТСЖ как одна из лучших форм управления МКД, воспитывающая у граждан чувство ответственности за свой дом, может исчезнуть.

Второй вариант: председатель правления товарищества должен иметь внутреннее убеждение и аргументированно доказать, что он является должностным лицом и на нем, как и на главе правления, лежит ответственность за надлежащее управление, содержание и эксплуатацию МКД, предоставление коммунальных услуг и он не зря получает заработную плату.

Как следует из ответа Минрегиона России, направленного в адрес Ассоциации ТСЖ и ЖСК (письмо от 07.04.2012 № 11369-14/ИБ-ОГ), “в соответствии со ст. 44 Кодекса (скорее всего, имеется в виду ст. 144) правление товарищества является органом управления товарищества. Исходя из целей формирования данного органа управления выполнение работ и оказание услуг (например, ремонтных работ в многоквартирном доме) не является сферой деятельности правления товарищества. Более того, если член правления товарищества будет иметь возможность оказывать за плату услуги либо выполнять работы, очевидна его заинтересованность и возможность злоупотреблений в связи с возможностью нанимать самого себя на работу, устанавливать самому себе размер оплаты труда, а в дальнейшем следить за правильностью выплат самому себе денежных средств. (Где ревизионная комиссия ТСЖ? – Примеч. авт.)

Для исключения указанных злоупотреблений ч. 3.1 ст. 147 Кодекса предусмотрено, что членом правления товарищества не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества; член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору”.

Исходя из данного ответа, можно сделать однозначный вывод: во всем виноват председатель правления ТСЖ – он “грабит” собственников помещений в МКД, он довел до разрухи жилищно-коммунальное хозяйство страны, он мешает проведению модернизации отрасли. В то же время в министерстве не хотят принимать во внимание признание Федеральной антимонопольной службы о том, что она закрыла глаза на фальсификации при создании ТСЖ с использованием административного ресурса, а преследовала лишь нарушения по передаче муниципалитетами имущества домов в управление специализированным организациям. ФАС России решила не заводить 1,2 млн антимонопольных дел и признала легитимными большинство решений собраний собственников*.

Д.П. Гордеев отмечает, что “ни члены правления ТСЖ, ни его председатель не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка товарищества. Выплачиваемое членам правления ТСЖ и его председателю вознаграждение не зависит от их квалификации, сложности выполняемых функций, условий их выполнения, количества и качества затраченного труда. Нормативно такие требования не установлены”. Но таких требований нет ни для управляющей организации, ни для индивидуального предпринимателя, занимающихся управлением МКД, ни для членов и председателя правления ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Главное нормативное требование – управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Если сравнивать дома по содержанию, обслуживанию, проведению капитального ремонта между ТСЖ и управляющими организациями, то первые выглядят предпочтительнее. В этом заслуга прежде всего председателя правления товарищества, и зачастую он более квалифицированно подходит к решению проблем МКД, чем некоторые руководители управляющих организаций.

Сегодня активно обсуждается вопрос о предъявлении к профессиональным управляющим специальных требований, которые позволили бы защитить собственников жилья от их некомпетентности или недобросовестности. Это связано со сложившимся среди чиновников и работников ЖКХ отношением к гражданам – собственникам квартир как к неграмотным, бесправным и не осознающим собственной ответственности потребителям, которые полностью находятся во власти жилищных организаций. К этому же подталкивает и недостаток навыков управляющих –они пока не научились работать с собственниками как с клиентами, которые заказывают работы, устанавливают цену, оценивают и оплачивают сделанную работу.

В большинстве случаев ЖСК, ЖК и ТСЖ воспринимаются как тождественные аббревиатуры и идентичные организации. По этой причине 30 июня 2006 г. была отменена ст. 14 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, обязывающая ЖСК и ЖК, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы, до 1 января 2007 г. преобразоваться в товарищество.

Д.П. Гордеев в названной статье говорит: “Председатель правления ТСЖ – это выборное должностное лицо, а не лицо, осуществляющее свою деятельность по согласованному с работодателем трудовому договору”. К сожалению, в действующем законодательстве нет единого определения должностного лица.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ сформулировано определение должностного лица, применяемое в производстве по делам об административных правонарушениях при определении субъекта административного правонарушения. В частности, под должностным лицом понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях различных организационно-правовых форм (руководители и другие работники).

В результате у юристов и по этому поводу нет единого мнения. Одни считают, что у председателя правления имеется статус руководителя ТСЖ, другие категорически возражают. Но не согласиться с тем, что председатель правления осуществляет организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность, нельзя. Если председатель правления формально не считается руководителем, то в этом случае он не имеет права подписать ни один документ, исходящий от организации, будь то договор управления МКД, договор поставки коммунальных ресурсов, договор с подрядными организациями, банковские, финансовые документы и т. д.

А значит, он может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо или единоличный исполнительный орган.

Более-менее прояснило ситуацию постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”, в п. 11 которого сказано, что судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ.

Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, например ТСЖ, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

В постановлении растолковано понятие “единоличный исполнительный орган”. По мнению Пленума Верховного Суда РФ, это может быть председатель совета директоров, председатель правления жилищного кооператива. К ним применяются наказания как к должностным лицам – из личного дохода. При этом Высший Арбитражный Суд РФ в своем решении от 21.11.2011 № ВАС-15586/11 счел доказанным, что председатель правления является единоличным исполнительным органом.

Судья Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Поповченко, рассмотрев заявление ТСЖ “Ямашева–51” о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2011 по делу № А65-13685/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан по иску “Ямашева–51” к ООО «Производственно-строительное объединение “Казань”», констатировал, что ч. 1 ст. 61 АПК РФ установлены полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Председатель правления является единоличным исполнительным органом управления товарищества, избираемым правлением из числа своих членов на срок, определяемый уставом товарищества, что установлено ч. 3 ст. 147, ч. 1 ст. 149 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ без доверенности от имени товарищества вправе совершать действия в соответствии с законодательством и уставом товарищества.

Таким образом, полномочия председателя правления возникают с момента избрания его на эту должность и подтверждаются уставом ТСЖ.

Можно привести также сообщение, размещенное 30 мая 2012 г. на сайте “Новости прокуратуры”: «К административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора города привлечен председатель правления ТСЖ “Улагашева 4”. Материалы административного производства направлены мировому судье судебного участка № 2 г. Горно-Алтайска для рассмотрения по существу».

Постановление Верховного Суда РФ от 31.10.2011 № 29-ад11-3 «О привлечении председателя правления ТСЖ “Красная горка” по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)”».

Таким образом, судебная практика подтверждает тезис о том, что председатель правления товарищества является единоличным исполнительным органом ТСЖ и на него распространяются нормы не только жилищного, но и трудового законодательства.

В то же время следует иметь в виду, что в российском законодательстве формально прецедентная система не существует. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в августовском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



* См.: Коммерсантъ. 2010. № 62 (4362). 9 апр.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль