Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг

6939
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В статье мы подробно рассмотрим федеральные стандарты оплаты жилого помещения, коммунальных и прочих услуг.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как разрабатывались федеральные стандарты оплаты жилого помещения, коммунальных и прочих услуг
  • Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья

Федеральные стандарты оплаты жилого помещения, коммунальных  и прочих услуг, введенные Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, стали своего рода индикатором перевода системы ЖКХ на работу в рыночных условиях. При этом основным параметром или индикатором перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг стал федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Концепцией реформы ЖКХ, одобренной Указом Президента РФ от 27.04.1997 № 425, предусматривался постепенный рост федерального стандарта уровня платежей граждан с 35% в 1997 г. до 100% к 2003 г.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация сложилась таким образом, что к началу 2001 г. население оплачивало около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий, – около 40%.

В 2001 г. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 была утверждена подпрограмма “Реформирование и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002–2010 гг., которая включала комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания граждан.

Было признано, что кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции стали основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства:

  • хронического дефицита финансирования;
  • высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек;
  • неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса;
  • высокого уровня потерь ресурсов.

Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяла обеспечить адресность выделяемых субсидий.


К сведению

В 2000 г. из 123 млрд руб. бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 3 млрд руб.


Это, во-первых, приводило к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. При этом каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получала от государства около 250 руб. в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантировала доведение средств бюджета до граждан – конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носил субъективный, непрозрачный характер, так как сумма дотаций не являлась частью цены услуг, а была результатом компромисса между региональными и местными властями.

Подпрограммой “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” была предложена новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, принципиально изменяющая как функции ее участников, так и механизмы их взаимодействия и организацию финансовых потоков. В соответствии с данной подпрограммой коренным образом была пересмотрена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы стала передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Предполагалось, что будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, система персонифицированных социальных счетов граждан объединит все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы), главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг – граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование прекратится).

В результате потребители услуг – граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которые станут прозрачными и адресными. Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования отрасли, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для ее развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

Для внедрения новой экономической модели реформы ЖКХ в 2002–2003 гг. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 № 490 в 19 субъектах РФ был проведен эксперимент по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства, одним из основных условий участия в котором для субъектов РФ было соблюдение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

По результатам эксперимента практика перевода средств субсидий на банковские счета граждан была распространена на всю территорию Российской Федерации и закреплена Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 были установлены: федеральный стандарт уровня платежей граждан – в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи – 22% и федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения – 18 кв. м общей площади жилья на 1 гражданина. Впоследствии данные стандарты не менялись. Начиная с 2006 г. Правительством РФ устанавливаются только федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации и дифференцированно по каждому субъекту РФ.

В случае если региональные и муниципальные стандарты устанавливаются в меньшем размере, затраты на предоставление мер социальной защиты граждан при оплате услуг ЖКХ (льготы и субсидии) финансируются за счет региональных и местных бюджетов.

Введение данных стандартов требовалось для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в т. ч. для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Первоначально Концепцией реформы ЖКХ были установлены четыре федеральных стандарта:

  • социальной нормы площади жилья;
  • стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья;
  • уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;
  • максимально-допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

В 2004 г. был введен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья

Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики” ввел понятие “социальная норма площади жилья” – размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг

Согласно ст. 11 данного закона социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль