Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения

7556
В России усиливается неравномерность расселения. На фоне сохраняющейся депопуляции городские агломерации не только притягивают к себе людей и бизнес, но и вынуждают сельское население группироваться вокруг своих ареалов. Это объективные процессы, с ними невозможно бороться, на них можно лишь грамотно влиять.

В России усиливается неравномерность расселения. На фоне сохраняющейся депопуляции городские агломерации не только притягивают к себе людей и бизнес, но и вынуждают сельское население группироваться вокруг своих ареалов. Это объективные процессы, с ними невозможно бороться, на них можно лишь грамотно влиять.

Тема перспектив территориального развития стала главной в ходе научного семинара “Пятнистая Россия: агломерации и периферия”, прошедшей в Высшей школе экономики. Предлагаем вам познакомиться с позицией ведущих ученых по этой теме.

Н.В. Зубаревич[1]: “Неравномерность заселения российской территории усиливается: сопротивляться этой тенденции или адаптироваться к ней”.

Российская урбанизация проходит при сверхцентрализованной структуре государства, что приводит к “распуханию” столичной агломерации. При этом одновременно идет трансформация системы расселения, созданной в индустриальную советскую эпоху, когда треть всех городов создалась при вновь построенных заводах. В регионах нового освоения сырьевой бизнес оптимизирует издержки – расширяется применение вахтового метода, закрываются низкоприбыльные добывающие предприятия, что ускоряет миграционный отток населения. Россия остается редкозаселенной: в стране 1090 городов, из которых крупных, с населением 250 тыс. чел. – 74. Усиливается концентрация расселения: 27% всего сельского населения живет в Южном и Северокавказском федеральных округах, 28% городского населения – в городах-миллионниках и близких им по численности.

Депопуляция в стране продолжается, чтобы ни говорили об этом политики. В период с 2002 по 2010 г. численность населения заметно увеличилась только в агломерациях федеральных городов, республиках Северного Кавказа, причем не во всех, и важнейших нефтедобывающих регионах Севера. За этот же период стало больше регионов с уменьшающимся населением

Для агломераций федеральных городов главная составляющая роста – миграционный приток населения. На столичную агломерацию приходится до 60% чистой миграции (разницы между прибывшими и выбывшими), на Санкт-Петербург — до 20%. Приток мигрантов идет также в Белгородскую, Калининградскую области, Краснодарский край, но в значительно меньших масштабах. В 2000-х регионов притока мигрантов стало меньше, хотя в 1990-х годах миграционный приток получало большинство регионов, кроме северных и восточных, из которых более 20 лет идет устойчивый миграционный отток.

Россия – страна крупных городов: 31% ее населения сосредоточено в городах с населением более полумиллиона человек, 9% — в городах с населением от 250 до 500 тыс., еще 10% — в городах с населением от 100 до 250 тыс. человек. Города с населением свыше 250 тысяч человек развиваются более устойчиво, особенно региональные центры. В сельской местности проживает 26% населения, в небольших городах и поселках – примерно столько же. (см.рис. 1,2.)

Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения

Рис. 1. Структура населения по типам поселений

Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения

Рис. 2. Сельское расселение: концентрация в крупных селах и пригородах. Распределение сельских населенных пунктов по людности в 2010 г., % (всего – 153 тыс. сельских населенных пунктов)

Сельская местность депопулирует: 13% сельских населенных пунктов не имеют постоянного населения, в 24% живет до 10 человек. В селах с населением менее 300 человек население продолжает сокращаться, и только в селах с населением выше 3000 — растет, прежде всего в крупных селах республик Северного Кавказа. (см. табл.1.).

Таблица 1

Доля живущих в сельских населенных пунктах с численностью жителей, %

Количество жителей

1979 г.

1989 г.

2002 г.

Сельские населенные пункты, всего

100

100

100

Из них с населением, чел.:

До 50

3,8

3,3

2,9

51–200

12,7

10

8,7

201–500

20,3

18,2

17,1

501–1000

20,6

20,7

19,5

1001–3000

26,2

27,7

25,8

3001–5000

7,3

7,9

8,6

5001 и более

9,2

12,2

17,4

Тренд "сжатия" обусловлен объективными факторами, никакая политика переменить его не может. И региональная, и социальная политика должна учитывать этот тренд. Одним из приоритетов должна стать поддержка территорий с конкурентными преимуществами, чтобы обеспечить более быстрый рост экономики всей страны. Другим — смягчение социального неравенства регионов, инвестиции в человеческий капитал. Усиление экономической концентрации и неравномерности териториального развития характерно не только для России. Еще более контрастно выглядит карта экономической плотности Китая: с максимальной концентрацией в восточных прибрежных муниципалитетах, и практически пустующими западом и севером.( рис. 3).

Пространственное неравенство – объективно! Утешает только то, что территории-лидеры меняются со временем.

Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения

(Уровень дохода, базирующийся на ВВП (2005 г.) 1 точка = 30 тыс. юаней

Рис. 3. Экономическая плотность в Китае

Одно из конкурентных преимуществ создается агломерационным эффектом – территориальной концентрацией населения и экономики. В России только две крупнейшие агломерации федеральных городов стягивают человеческие и финансовые ресурсы всей страны, особенно Москва. Другие агломерации значительно меньше и развиваются за счет человеческих ресурсов своих регионов. И финансовых ресурсов у них намного меньше, ведь даже города-миллионники по статусу – муниципалитеты.

Москва перестанет быть самым привлекательным местом страны только при децентрализации управления и финансовых ресурсов. Конкуренция агломераций между собой за инвестиции и человеческий капитал будет способствовать улучшению городской среды и качества жизни. Регионы с более выгодным географическим положением смогут его лучше использовать, в качестве примера можно назвать близость к европейскому Союзу (Калининград, северо-западные регионы) или приморское положение. Только конкуренция заставит снижать институциональные барьеры, в том числе в распоряжении землей, привлекать инвесторов с целью получения современных технологий.

Приоритетами региональной политики должна стать опора на существующие конкурентные преимущества, а именно:

  • стимулирование агломерационных преимуществ:

– ускорение развития крупных городов ‒ центров регионов и их агломераций;

‒ инфраструктурные инвестиции государства в территории, где концентрируются крупные города и население;

‒ снижение экономического расстояния для бизнеса и большинства жителей страны;

– расширение экономической зоны Московской столичной агломерации на соседние области, развитие инфраструктуры с целью сокращения транспортных издержек и стимулирования притока инвестиций в производство товаров и услуг;

  • использование преимуществ географического положения:

– реализация преимуществ соседства с развитыми странами ЕС, снижение барьерных функций границы и улучшение инвестиционного климата для ускорения притока инвестиций (Северо-Запад);

– реализация преимуществ приморского транзитного положения, снижение институциональных барьеров для привлечения инвестиций, инфраструктурных инвестиций государства (Дальний Восток);

  • использование ресурсных преимуществ:

– снижение институциональных барьеров для развития агросектора и пищевой переработки регионов Черноземья и Европейского Юга;

– снижение транспортных тарифов для более удаленных от путей зернового экспорта регионов Поволжья и Юга Западной Сибири;

– развитие совместных проектов (СРП, концессий) с целью привлечения современных технологий для развития ресурсодобывающих и транзитных регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для России крайне важна интеграция региональной и социальной политики. Региональная политика должна стимулировать мобильность населения и центры развития, для социальной политики приоритетны воспроизводство человеческого капитала и адресная поддержка населения, особенно в периферийных, слаборазвитых и депрессивных территориях.

Отдельный вопрос – что делать с системой расселения: противодействовать "сжатию" всеми силами или стимулировать этот процесс. На мой взгляд, нужно руководствоваться принципом «золотой середины». При принятии управленческих решений нужно постепенно уходить от ориентации на сохранение сложившейся пространственной структуры, избегать консервации существующей системы расселения, не противодействовать объективным тенденциям. Но и стимулировать концентрацию нужно осторожно. Процессы стягивания населения в «зоны роста» давно идут сами по себе, нужно снижать институциональные барьеры, именно это ускорит развитие крупных городов.

Обобщая, можно выделить четыре главных направления действий для решения проблем территориального развития в современной российской ситуации:

  • развитие агломераций (институциональная модернизация и инфраструктурные инвестиции)
  • управляемое сжатие периферии (помощь желающим уехать, эффективные базовые социальные услуги тем, кто остался);
  • содействие росту мобильности населения (один из факторов мобильности - рост доходов населения);
  • налаживание системы взаимодействия власть-бизнес-население при решении территориальных проблем.

Конечно, любая трансформация идет долго и трудно, как тяжелая болезнь. Но, к счастью, лекарства и протоколы лечения в мировой практике есть.

Н.Б. Косарева[2]: “Экономика городов в настоящее время находится в противоречии с традиционными административными методами управления”

В России насчитывается по разным методикам от 50 до 100 агломераций, 83% из них находятся в европейской части, в 25 регионах агломераций нет. Большинство российских городов с населением более 300 тыс. чел. представляют собой ядра городских агломераций.

Российские агломерации имеют свою специфику. История их появления зачастую связана с эпохой плановой экономики: такие города, как Тольятти, Пермь, Брянск, – де-факто агломерации, сложившиеся вокруг заводов. Формирование агломераций происходит в условиях депопуляции. Практически четверть городов – моногорода. Процессы субурбанизации[3] и джентрификации[4] идут синхронно. Земля как ресурс вообще не вовлечена в экономические отношения. Наконец, огромное влияние на этот процесс оказывают особенности российской сверхцентрализованной бюджетной системы и низкая роль налогов на недвижимость.

На рис. 4. – график, составленный по «правилу Ципфа», характеризующему приемлемую равномерность распределения городов по численности проживающего в них населения. Согласно этому правилу в России сегодня пустует ниша, в которой должны располагаться примерно пять городов с населением от 2 млн до 4 млн чел. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в октябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"

[1] Н.В. Зубаревич – директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Программы развития ООН, автор разделов в 12 ежегодных докладах о развитии человеческого потенциала в России.

[2] Н.Б. Косарева – канд. экон. наук, президент Фонда “Институт экономики города”, один из разработчиков проектов федеральных законов “Об основах федеральной жилищной политики”, “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, Земельного кодекса РФ, Государственной целевой программы “Жилище”, Концепции реформы ЖКХ в Российской Федерации и других нормативных правовых документов.

[3] Субурбанизация – процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами ‒ центрами агломераций выше.

[4] Джентрификация – комплексное изменение городской среды, происходящее в результате переселения состоятельных граждан в кварталы, заселенные представителями низших классов. Этот феномен отчетливо наблюдается в США, Европе и Австралии, где он связан с возвращением белых профессионалов в запущенные городские центры, населенные преимущественно этническими меньшинствами. Возрождение старых промышленных городских кварталов на основании постиндустриальной экономики также является частью процесса джентрификации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль