Порядок опубликования муниципальных правовых актов: проблемы правого регулирования

8533
У муниципальных чиновников часто возникают вопросы, связанные с обнародованием местных правовых актов. В чем различия между процедурами их официального опубликования и обнародования? В каких случаях и какие процедуры необходимо применять, чтобы документ был признан вступившим в силу? Какие средства массовой информации для этого можно использовать? Далеко не все эти вопросы четко регулируются законодательством Российской Федерации.

Проблемы правового регулирования

В связи с отсутствием четких ответов в муниципальных образованиях иногда возникают разногласия между органами местного самоуправления и различными правонадзорными органами, идут достаточно сложные и длительные судебные разбирательства. Судебная практика также не содержит единых подходов к порядку разрешения указанных споров.

Часть 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает однозначное требование о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. А значит, суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”). В связи с этим официальное опубликование правового акта является самостоятельной стадией правотворческого процесса, а в случае, если нормативным правовым актом затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, – обязательным условием вступления его в силу. Официальным опубликованием, согласно ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, считается первая публикация полного текста документа в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Муниципальные правовые акты (как нормативного, так и индивидуального характера) вступают в силу в порядке, который установлен уставом муниципального образования (это предусмотрено положением п. 6 ч. 1 ст. 44 и ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ)). Исключение составляют лишь нормативные акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Его порядок устанавливается уставом муниципалитета, причем каждый гражданин должен иметь возможность ознакомиться с любыми документами, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В то же время данные положения Федерального закона № 131-ФЗ не позволяют четко разграничить случаи, допускающие возможность как официального опубликования, так и обнародования муниципальных правовых актов либо только официального опубликования таких актов для их вступления в силу.

Согласно п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части” официальным опубликованием считается публикация полного текста нормативного правового акта на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального.

Пленум ВС РФ также отметил, что цель официального опубликования нормативного правового акта – обеспечить возможность ознакомиться с содержанием документа тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Поэтому в исключительныхслучаях, когда периодическое издание, где публиковались бы официальные нормативные правовые акты, отсутствует и документ напечатан в другом издании (либо обнародован другим способом, например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли у населения возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования акта не может быть признан нарушенным из-за того, что опубликован не в том печатном издании либо доведен до сведения населения в ином порядке (абз. 4 п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”). Значит, в исключительных случаях опубликование нормативного акта в другом печатном издании (либо его обнародование в другим способом) может приравниваться к порядку официального опубликования, и этого достаточно, чтобы признать акт вступившим в силу и подлежащим применению.

Однако в федеральных законах и указанных разъяснениях Пленума ВС РФ не определяется перечень исключительных случаев, а также иных форм вступления в силу нормативных правовых актов (помимо их официального опубликования). Кроме того, в федеральных законах не раскрывается содержание понятий “официальное опубликование”

Судебная практика

В широком смысле обнародование правовых актов можно рассматривать как доведение информации о них до граждан. Оно может осуществляться различными способами, одним из которых является официальное опубликование акта.

Необходимо учитывать, что положения ст. 15 Конституции РФ распространяются и на нормативные правовые акты органов местного самоуправления, поэтому можно сделать вывод о том, что они должны быть официально опубликованы.     . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в декабрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль