Признаки открытого бюджета муниципального образования

4835
В соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса РФ открытость (прозрачность) бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы.

Закрепление открытости бюджета в законе

Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает:

  • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
  • доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
  • стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия” установлено, что финансовое регулирование, бюджетная система Российской Федерации должны отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов.

Законодательство о местном самоуправлении также делает акцент на открытости местных бюджетов. Так, например, в соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект местного бюджета и решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. В п. 2 ч. 3 ст. 28 того же закона предусмотрено, что проект местного бюджета и отчет о его исполнении должны обязательно выноситься на публичные слушания.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Обязательность опубликования бюджета муниципального образования

В ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ также говорится, что органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями (проект местного бюджета и решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание) в случае невозможности их опубликования. Однако, как показывает судебная практика, такое противоречие с обязательностью опубликования нормативного акта о бюджете, установленного в ст. 36 Бюджетного кодекса (далее ‒ БК РФ), решается в пользу норм БК РФ, т. е. не всякий способ обеспечения жителям поселения возможности ознакомиться с указанными документами и сведениями принимается как достаточный.


Пример

Определением Пермского краевого суда от 05.08.2010 по делу № 33-6658 установлено, что размещение нормативного правового акта о бюджете Троицкого сельского поселения на доске объявлений в сельской библиотеке противоречит требованию бюджетного законодательства, так как ст. 36 БК РФ предусмотрен принцип прозрачности (открытости) соответствующего бюджета, выражающийся в необходимости опубликования в средствах массовой информации утвержденных бюджетов. Прокурор муниципального района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия главы сельского поселения, выразившегося в неопубликовании нормативного правового акта – решения Совета депутатов сельского поселения “Об утверждении бюджета… сельского поселения на 2010 год и плановый период 2011–2012 годов”, возложении на главу сельского поселения обязанности опубликовать решение Совета депутатов сельского поселения в соответствии со ст. 47 устава поселения в местной газете, указывая, что данный нормативный акт в соответствии с действующим законодательством и уставом поселения подлежит опубликованию в средствах массовой информации, однако в установленном порядке не опубликован. Глава сельского поселения ссылался на то, что он действовал в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ, уставом поселения, разместив указанный нормативный акт на доске объявлений в библиотеке сельского поселения. Однако суд удовлетворил требование прокурора, сочтя, что размещение нормативного правового акта о бюджете на доске объявлений в сельской библиотеке противоречит требованию бюджетного законодательства. Учитывая, что в отношении специального нормативного акта предусмотрен определенный порядок опубликования, доводы главы сельского поселения об ином порядке размещения нормативных актов органов местного самоуправления, предусмотренном Федеральным законом № 131-ФЗ, уставом сельского поселения, не были приняты во внимание.


Таким образом, принятый и утвержденный бюджет муниципального образования должен быть все-таки обязательно опубликован. Практически в каждом муниципальном образовании имеется местное средство массовой информации, которое должно публиковать этот документ, а также отчет о его исполнении и все изменения, внесенные в указанный муниципальный акт.

Вопросы размещения бюджета муниципального образования в Интернете

В дополнение к официальному опубликованию в средствах массовой информации не просто желательно, а настойчиво рекомендуется опубликовывать все документы на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет. При этом открытость бюджета подразумевает, что население должно иметь постоянную информацию о бюджете муниципального образования за несколько последних лет, а не только за текущий год.

Таким образом, по критерию открытости бюджета выигрывают те муниципальные образования, которые размещают на своих сайтах информацию о бюджете не только в виде текста бюджета текущего года, но и о бюджетах предыдущих лет, а также данные об исполнении текущего бюджета. В зависимости от возможностей муниципального образования и объемов бюджета информация может обновляться ежеквартально (поскольку БК РФ требует формировать отчет об исполнении бюджета ежеквартально нарастающим итогом), ежемесячно или даже чаще. В качестве положительного примера можно оценить те муниципальные образования, которые информируют население о проектах бюджетов на следующий финансовый год (год и плановый период), а также о проведенных публичных слушаниях по вопросам бюджета.

Помимо собственно текста бюджета открытости бюджетного процесса служат и иные материалы. В первую очередь это нормативно-правовые акты всех уровней, регулирующие бюджетные отношения и бюджетный процесс в данном муниципальном образовании. Особое место также следует уделить размещению на официальных сайтах муниципальных образований муниципальных актов, регулирующих принятие бюджета и иных бюджетных вопросов (например, принятие муниципальных программ, деятельность бюджетных учреждений и т. п.), поскольку населению найти их в официальных источниках публикации будет достаточно сложно, особенно по прошествии некоторого времени после публикации, когда акты уже могли измениться.

Кроме того, послужат открытости бюджета информация об участниках бюджетного процесса, особенно о деятельности финансовых органов муниципальных образований, а также контрольно-счетных органов, информация о реформировании муниципальных финансов, управлении муниципальным долгом, о порядке осуществления финансового (бюджетного) контроля в муниципальном образовании.

Также к подобной информации можно отнести доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления, участвующих в принятии и исполнении бюджета, сведения о мониторинге качества финансового менеджмента, об инвестициях, осуществляемых за счет средств местного бюджета, социально-экономическом развитии территории и общую информацию о финансах муниципального образования.

Большое внимание следует уделить такому вопросу, как перечень и содержание муниципальных целевых программ, потому что в последнее время роль программного бюджетного финансирования повышается на всех уровнях бюджетной системы, бюджеты приобретают программно-целевую направленность и население должно как можно больше знать о принимаемых программах, понимать их роль, цели и задачи. Информация будет видна не только по общим цифрам доходов и расходов бюджета, которые обычно мало что говорят большинству, но и по конкретным мероприятиям, запланированным в рамках программ и подпрограмм.

Открытости бюджета будет способствовать и информация о том, достигнуты ли поставленные в программе цели и задачи по итогам ее выполнения. Поскольку механизм управления любой программой предусматривает периодическую отчетность, результаты исполнения программы можно постоянно обнародовать, осуществлять мониторинг и доводить до сведения населения.

Особое значение в связи с реформирование сектора бюджетных услуг приобретает открытость информации о муниципальных услугах, оказываемых за счет местного бюджета, и об учреждениях, оказывающих указанные услуги.

На сайте муниципального образования можно обсуждать проблемы, связанные с бюджетом (например, рассматривать предложения по экономии бюджетных средств), отвечать на вопросы населения по поводу бюджета и бюджетной сферы, что позволит повысить открытость и доступность сведений о бюджете даже для тех категорий граждан, которые не всегда могут самостоятельно разобраться в прилагаемой официальной документации.

Способы отражения информации о бюджете

Не секрет, что часто текст нормативного акта о бюджете представляет собой очень большой объем информации, в т. ч. в виде различных таблиц и приложений (общее количество страниц может доходить до нескольких сотен), которые стороннему человеку кажутся обрывочными, не связанными между собой и непонятными. Если для представителей муниципальных органов информация о бюджете представляет собой прежде всего сам текст нормативного акта и конкретные цифры, то для населения необходимы и иные информационные материалы, например объяснения в местной прессе, которые помогут понять запланированные цели, на достижение которых направлен бюджет, общие результаты, которые необходимо достигнуть с помощью использования бюджетных средств, основные источники доходов и расходов бюджета.

Для более доступного донесения информации до жителей можно использовать иные способы отражения информации о бюджете муниципального образования помимо официальных, более компактные и понятные, например размещать слайды, графики или схемы, наглядно описывающие местный бюджет и его параметры, направления расходования бюджетных средств, чтобы можно было увидеть, сколько денег будет израсходовано на различные цели, особенно социальной направленности (именно это и интересует население в первую очередь). Кроме того, можно показывать, сколько средств было потрачено на эти цели в прошлые годы, чтобы показать динамику расходов и наглядно отразить объемы реального исполнения бюджета по отношению к запланированным результатам. Такая адаптированная информация позволит лучше понять цели и задачи бюджетной политики, а также ход исполнения бюджета, сделает бюджет доступным и прозрачным.

Открытость бюджета и современные информационные технологии

Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р “Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года” было принято решение о развитии единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет) . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"

Признаки открытого бюджета муниципального образования

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль