К вопросу о некоторых проблемах организации и осуществления муниципального жилищного контроля

6727
В статье проводится анализ законодательства, регламентирующего порядок проведения муниципального жилищного контроля, рассматриваются коллизионные положение нормативного регулирования.

Федеральным законом от 25.06.2012 № 93-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” ст. 20 ЖК РФ была дополнена понятием “муниципальный жилищный контроль”, определенным как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Анализ нормативных положений относительно муниципального жилищного контроля вызывает целый ряд вопросов, прежде всего, в связи с неоднозначностью формулировок. Рассмотрим ряд примером.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, жилые помещения в них (с согласия собственников) и проводить их обследования, осуществлять ряд других полномочий.

Формулировка указанных норм вызывает недоумение. Во-первых, не проводится различий между полномочиями государственных и муниципальных жилищных инспекторов. Поэтому вполне можно сделать вывод о том, что указанные полномочия в части, например, права на беспрепятственное посещение многоквартирных домов распространяются в равной степени как на государственных, так и на муниципальных жилищных инспекторов. Во-вторых, если даже руководствоваться общим определением понятия “муниципальный жилищный контроль”, то получается, что жилищный инспектор муниципалитета вправе посещать жилое помещение с согласия собственника (в статье не идет речи о нанимателе!), а собственником в случае с муниципальным жилищным фондом выступает муниципалитет. Поэтому, следуя букве закона, муниципальный жилищный инспектор вправе в любое время суток навестить нанимателя жилого помещения по договору социального найма и, имея на руках согласие собственника, осуществить проход в жилое помещение. Данные положения вступают в прямое противоречие с ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, предусматривающей, что никто не вправе проникать в жилище без согласия граждан, проживающих в нем на законных основаниях, иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.


Пример

Практика показывает, что муниципалитеты в своих положениях о муниципальном жилищном контроле копируют положения федерального законодательства (например, постановление главы городского округа Красноармейск Московской области от 27.08.2012 № 426 “Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в городском округе Красноармейск Московской области”).


Противоречат они не только Жилищному кодексу РФ, но и Конституции РФ. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Конституционный принцип неприкосновенности жилища подразумевает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан.     . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

К вопросу о некоторых проблемах организации и осуществления муниципального жилищного контроля

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль