Вопросы и проблемы образования в жилищном хозяйстве

2294
Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве страны доля работников с высшим образованием не превышает 7%. Нехватка квалифицированных кадров создает серьезную проблему. По оценкам специалистов, дефицит составляет 47%.

Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве страны доля работников с высшим образованием не превышает 7%. Нехватка квалифицированных кадров создает серьезную проблему. По оценкам специалистов, дефицит составляет 47%.

Постановка проблемы

Причиной дефицита можно назвать отсутствие самостоятельного направления подготовки кадров: пополнение персонала сферы происходит за счет работников преимущественно со смежным – архитектурным и строительным – профильным образованием, дополнительное профессиональное образование для работников ЖКХ не доступно, нет собственных научных школ, сети профессиональных учебных заведений, не ведется системной работы с молодыми кадрами. К тому же не существует системы заказа на подготовку кадров в сфере ЖКХ, методического обеспечения этой работы, системы должностных квалификаций и профессиональных стандартов, механизма персонификации ответственности и управления профессиональными рисками (аттестации и сертификации персонала).

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих нет раздела “Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих организации жилищно-коммунального хозяйства”.

К началу реформирования жилищной сферы России (за точку отсчета можно принять Закон РФ от 04.07.1991 № 1541 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”) стоимость основных фондов ЖКХ достигла 18% всех основных фондов. Основные фонды коммунального хозяйства не превышали в стоимостном выражении 10–12% по отношению к жилым зданиям,. К настоящему времени эти показатели существенно не изменились. Возможности выполнения жилищным комплексом возложенных на него основных задач определяется численностью, профессиональным составом и уровнем образования занятых в этой отрасли работников. Следует подчеркнуть, что на протяжении десятилетий темпы увеличения жилищного фонда опережали рост численности работников.

К сведению

В 1970–1990 гг. площадь жилищного фонда увеличилась в 2,3 раза, а численность работников – в 1,95 раза. Если исходить из нормативной потребности работников жилищного хозяйства с учетом количества обслуживаемой площади и технического состояния жилищного фонда, то дефицит работников составит примерно 22%.

Учитывая, что в настоящее время в России действует практически вся прежняя (как в СССР) нормативно-методическая база, регламентирующая технологические аспекты ремонта и эксплуатации жилищного фонда (за исключением вопросов финансирования и управления, связанных с появлением новых форм собственности), можно сделать вывод, что дефицит в жилищном хозяйстве только увеличился за счет оттока кадров в более эффективные сферы приложения труда. Об этом свидетельствует массовое использование трудовых мигрантов (преимущественно из среднеазиатских республик СНГ). В первую очередь сокращение коснулось более квалифицированных кадров, удельный вес которых был и так всегда очень низкий.

К сведению

По данным выборочных обследований Сибирского отделения РАН, в конце 1980-х гг. в ЖКХ доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, составила 5,9%; общее среднее – 6,6; неполное среднее – 53,5%. Средний коэффициент образования работников ЖКХ традиционно (в силу остаточного принципа финансирования при плановом развитии экономики) был одним из самых низких.


В этом, возможно, и кроется существенная причина медленных и не всегда последовательных изменений в жилищной сфере. Каковы кадры – таковы и реформы.

Из истории вопроса

Подготовке кадров для жилищного хозяйства, безусловно, уделялось определенное внимание, но осуществлялась она по остаточному принципу. В целом основой подготовки рабочих кадров стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 “О государственных трудовых резервах СССР”. В стране была создана новая система организационной подготовки квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий – система государственных трудовых резервов. Новая система обеспечивала подготовку квалифицированных рабочих кадров на плановой основе, с учетом государственных интересов, растущих потребностей и перспектив развития различных отраслей народного хозяйства.

Система государственных трудовых резервов обеспечивала подготовку квалифицированных рабочих кадров на плановой основе, с учетом государственных интересов, растущих потребностей и перспектив развития различных отраслей народного хозяйства.

С принятием Закона СССР от 11.12.1964 № 3096-VI “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР” началось преобразование ремесленных, железнодорожных, горнопромышленных, строительных училищ, профтехшкол, школ фабрично-заводского ученичества и прочих профессиональных учебных заведений совнархозов и ведомств в дневные и вечерние городские профессиональные технические училища со сроком обучения от года до трех лет. Появился новый тип учебных заведений – городские профессионально-технические (ГПТУ) и сельские профессионально-технические (СПТУ) училища. Было принято решение о постепенном переходе в системе профтехобразования на трехлетний срок обучения квалифицированных рабочих со средним образованием.

Рабочие кадры для ЖКХ готовились преимущественно в ПТУ строительного профиля, значительная их часть создавалась строительными министерствами и подчинялась им же. Кадры с высшим и средним специальным образованием готовились в институтах и техникумах строительного профиля. Ведущими вузами были Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева (ныне МГСУ) и Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ныне Московский институт коммунального хозяйства и строительства – МИКХиС).

Полностью статью можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:


«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль