Местное самоуправление – ресурс или тормоз?

1195
В 2013 г. мы празднуем юбилей – десятилетие реформы местного самоуправления. Каковы результаты реформы и каково место нынешнего местного самоуправления в социально-экономическом развитии страны? 10 лет – достаточный срок, чтобы делать обоснованные выводы.

В 2013 г. мы празднуем юбилей – десятилетие реформы местного самоуправления. Каковы результаты реформы и каково место нынешнего местного самоуправления в социально-экономическом развитии страны? 10 лет – достаточный срок, чтобы делать обоснованные выводы.

От чего «избавили» местное самоуправление

Реформа 1993 г. базировалась на принципах, провозглашенных Европейской хартией местного самоуправления. Местное самоуправление (далее – МСУ) рассматривалось в первую очередь как форма самоорганизации граждан – самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения. Одной из важнейших задач являлась оптимизация взаимодействия государственной власти и МСУ через введение четкого разграничения предметов ведения и полномочий каждого уровня власти. Обеспечение необходимыми финансами всех переданных полномочий стало ключевым принципом реформы.

Следует отметить, что реформа МСУ осуществлялась в условиях постоянной трансформации концепции отечественного МСУ. Практически сразу МСУ “избавили” от функции социального обеспечения, которое было передано на уровень субъекта РФ.

Хотя исторические примеры говорят о том, что в разные времена и в разных странах МСУ неплохо справлялось с заботой о сиротах, инвалидах и престарелых. Во многих субъектах РФ МСУ и сегодня берет на себя функции социальной защиты, выполняет задачи в сфере опеки и попечительства малолетних. Но выполняет их не как собственный вопрос местного значения, а как переданное государственное полномочие. Таким образом, социальная защита признана сферой, не имеющей прямого отношения к вопросам местного значения.

По мере развития реформы от МСУ “отпадали” и другие функции. Так, на уровень субъекта РФ были переданы полномочия по организации учебного процесса и выплате зарплаты педагогам, а МСУ оставили лишь обязанности по обеспечению материально-технической базы.

Вслед за образованием на региональный уровень передали заботу о здравоохранении. На очереди – дошкольное воспитание. В ближайшем будущем о зарплате воспитателей “позаботятся” региональные власти, а вопросом МСУ останется “всего лишь” развитие материально-технической базы: строительство и содержание зданий детских садов. МСУ также не отвечает за охрану порядка на вверенной ему территории: вопрос о формировании муниципальной милиции по-прежнему остается благим пожеланием, а не реальностью.

Из вопросов местного ведения, изначально провозглашенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” САЙТ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), остался круг обязанностей, ограниченный в основном жилищно-коммунальными и культурно-спортивными вопросами.

Чем «нагрузили» местное самоуправление

Зато за 10 лет реформы к старым вопросам местного значения прибавился целый круг обязанностей, в т. ч.:

– участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

– предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

– организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

– осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа и т. д.

В чем сегодня состоит уникальность местного самоуправления

В результате всех этих превращений многие вообще перестали понимать, что такое это самое пресловутое МСУ, в чем его уникальные особенности и почему эта власть считается самостоятельной и независимой? Не случайно на последнем заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ многие участники-мэры задавали вопросы: “Кто мы такие? Дворники с метлой? Или власть, которая отвечает за развитие территории в целом?”.

В самом деле сегодня органы МСУ выполняют мозаичный набор функций, еще теснее, чем когда-либо, переплетенных и перепутанных с функциями государственных органов власти. Являясь продолжением органов государственной власти, МСУ все чаще становится “мальчиком для битья”, который при случае всегда оказывается “крайним”.

Пример

Вспомним жаркий 2010 г. На основании того, что за властями поселений были закреплены функции “организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, многие главы были привлечены к уголовной ответственности за последствия природных пожаров. При этом никто не принял во внимание, что эти же самые главы вместе с населением без специальной техники и оборудования несколько дней подряд в одиночку боролись со страшной стихией и зачастую так и не дождались помощи от укомплектованных спецоборудованием предприятий МЧС России. Похожая ситуация сложилась и после наводнения в Крымске. Мэр в отличие от губернатора снят с должности. В самом деле раз отвечаешь за “организацию мероприятий” – неси ответственность по полной программе.

В состоянии ли местное самоуправление обеспечить качество жизни населения муницпалитетов?

Однако смена принципов, провозглашенных Европейской хартией, возможно, не является таким уж страшным преступлением. Ведь у каждой страны свой исторический путь, свои принципы организации жизни и управления территориями. И с этой точки зрения гораздо важнее ответить на вопрос: насколько МСУ в его нынешнем виде способствует социально-экономическому развитию страны, обеспечивает качество жизни?

Очевидно, что сегодня полномочия, все еще исполняемые органами МСУ, не способны даже приблизительно обеспечить никаких единых социальных стандартов. Ведь бюджетная обеспеченность различных муниципальных образований различается в десятки и сотни раз. Все сходятся на том, что публичные обязательства муниципалитетов сегодня не соответствуют их финансовым возможностям. Однако насколько именно не соответствуют, никто не может сказать наверняка. Стоимость каждого полномочия не просчитана даже приблизительно.

Для справки

Напомним, что в 2003 г., при рассмотрении Государственной Думой проекта Федерального закона № 131-ФЗ на рассмотрение законодателей был также внесен законопроект “О минимальных социальных стандартах”. Ряд фракций и депутатских групп увязывал тогда свое голосование за Федеральный закон № 131-ФЗ с принятием социальных стандартов. Последние даже были приняты в первом чтении, однако этим дело и ограничилось. С тех пор каждый муниципалитет выполняет свои обязательства перед гражданами в меру существующих возможностей.

По мнению председателя ВСМС, депутата Государственной Думы В.С. Тимченко, “полномочия и обязательства муниципальных бюджетов сегодня в целом по стране составляют 5 трлн руб., а консолидированные бюджеты местных органов власти – 3 трлн. В итоге на 2 трлн недофинансированных полномочий, недофинансированных обязательств”.

При этом Счетная палата РФ, ряд экспертов заявляют о том, что доходы муниципалитетов в расчете на душу населения постоянно сокращаются.

Оценка состояния местных бюджетов Минрегионом России

Принципиально иную оценку дает Минрегион России. В своем выступлении на Совете по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы РФ зам. министра регионального развития РФ С.В. Иванова привела следующие цифры:

“За последние пять лет доходы местных бюджетов удвоились, а налоговые и неналоговые доходы увеличились в 1,8 раза. Поступления от подоходного и земельных налогов, основных налоговых источников выросли, ‒ соответственно в 2–2,7 раза”.

Однако при этом зам. министра признала, что состояние местных бюджетов по-прежнему характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств, недостаточностью имеющихся механизмов стимулирования муниципалитетов к наращиванию собственного налогового потенциала. С.В. Иванова также обратила внимание на то, что “зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сократилась. Более чем в половине местных бюджетов (53,4%) она составляет свыше 70% собственных доходов. При этом большая часть бюджетных трансфертов (61%) представляется на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование решения вопросов местного значения. Наименьшая зависимость от межбюджетных трансфертов у городских округов, финансовая помощь в доходах которых составляет всего 29%, и еще 20% дохода формируется от субвенций на выполнение переданных государственных полномочий.

В бюджетах поселений доля межбюджетных трансфертов составляет 60%. Примерно в 60% муниципальных сельских поселений собственные доходы до выравнивания составляют не более 1 млн руб.

Финансовые ресурсы поселений и муниципальных районов расходуются преимущественно на покрытие текущих потребностей. Доля расходов инвестиционной направленности крайне мала. Наблюдается дефицит собственных ресурсов и, как следствие, недостаток самостоятельности местных властей.

Путь обеспечения социальных стандартов: изъять из ведения органов МСУ и передать на государственный уровень.

Таким образом, по общему мнению представителей органов власти и экспертов, существующая система МСУ приводит к тому, что бóльшая часть муниципальных полномочий сегодня не может быть исполнена самостоятельно, без дополнительной поддержки из вышестоящих бюджетов. В первую очередь это касается таких дорогостоящих полномочий, как “обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения” и т. п.

В связи с этим все вопросы, исполнение которых является стратегически важным, государственная власть постепенно забирает себе.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль