Оплата жилищных услуг пропорционально доле собственника

4943
Жилищным кодексом введен порядок расчета величины оплаты жилищных услуг в зависимости от доли каждого собственника помещения в многоквартирном доме (МКД) в размерности “руб./кв. м”. Это породило споры и многочисленные обращения в компетентные организации ‒ от органов прокуратуры, Минрегиона России до арбитражных судов, особенно в отношении оплаты жилищных услуг по лифтовому обеспечению и вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов (ТБО).

Жилищным кодексом введен порядок расчета величины оплаты жилищных услуг в зависимости от доли каждого собственника помещения в многоквартирном доме (МКД) в размерности “руб./кв. м”. Это породило споры и многочисленные обращения в компетентные организации ‒ от органов прокуратуры, Минрегиона России до арбитражных судов, особенно в отношении оплаты жилищных услуг по лифтовому обеспечению и вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов (ТБО).

Очевидно, что истоки такого положения кроются в укоренившейся в советские времена привычке минимальной личной материальной ответственности жителя за состояние общедолевого имущества, когда цена жилищных и коммунальных услуг в системе ЖКХ определялась не экономическим расчетом, а имела четко выраженную политическую составляющую, а государство брало на себя основную ответственность в вопросах финансирования.

Личное участие “скороспелых” собственников в управлении МКД осталось абстрактным, а основной интерес вызывает только один вопрос: величина и рост тарифов на услуги ЖКХ.

Как это ни парадоксально, но активность по выяснению "непонятных" вопросов присуща старшему поколению, и наблюдается более спокойная, доходящая до безразличия позиция у молодого поколения, которое вообще не рассматривает сферу ЖКХ как один из видов экономической деятельности, бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в компетенции органов местного самоуправления ‒ установление регулируемых тарифов на пользование лифтом, вывоз и утилизацию мусора без превышения их предельного уровня для жителей муниципального жилья либо если собственниками не выбран способ управления МКД или не принято решение о величине тарифа (п. 3 ст. 156, п. 4 ст. 158 ЖК РФ, п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; Правила № 491).

Согласно Правилам № 491 лифт со своим оборудованием отнесен к общему имуществу собственников МКД. В соответствии с этим собственники обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за лифт, за вывоз и утилизацию мусора входит в состав платы за содержание и ремонт жилья, а величина ее зависит от доли собственника, выраженной площадью квартиры.

В соответствии с п. 17 Правил № 491 и требованиями Жилищного кодекса собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества МКД. На размер этой платы влияет способ управления МКД, который избрали собственники.

При управлении МКД управляющей организацией размер платы за содержание и ремонт устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложений управляющей организации (п. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491), а при управлении ТСЖ, ЖСК определяется органами управления товарищества или кооператива на основе сметы доходов и расходов (п. 8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил № 491).

ТСЖ, ЖСК вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество МКД (ст. 137 ЖК РФ).

При выборе собственниками способа непосредственного управления МКД плата за содержание и ремонт соответствует размеру платы за услуги и работы по договорам, заключенным собственниками помещений с организациями, оказывающими эти услуги (п. 32 Правил № 491).

Из ст. 154 ЖК РФ следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.

Утверждаемый органом местного самоуправления предельный уровень тарифа обязан учитывать как суммарную величину тарифов специализированных организаций, так и возможность принятия (утверждения) собственниками тарифа в зависимости от конкретной ситуации или конкретных работ по обеспечению работы лифтового оборудования, предоставлению услуги по вывозу и утилизации мусора и ТБО.

В соответствии со ст. 39, 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Анализ ответов собственникам на их обращения в различные инстанции однозначно показывает, что основополагающими являются положения Жилищного кодекса по обсуждаемым вопросам.

Определение доли собственника регламентировано ст. 37 ЖК РФ “Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме”, а обязанности собственника ‒ ст. 39 ЖК РФ “Содержание общего имущества в многоквартирном доме”.

Правила № 491 утверждены в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ, наделяющими Правительство РФ полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества МКД и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений – и капитальному ремонту общего имущества МКД.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую плата за лифтовое обеспечение, сбор и вывоз мусора и ТБО не включена.

Таким образом, услуги за лифтовое обеспечение, по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за лифтовое обеспечение, сбор и вывоз мусора и ТБО входит в состав платы за содержание общего имущества МКД и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.

Рассматриваемая норма согласуется и с положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

По смыслу этой нормы к общему имуществу МКД относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора мусора и ТБО (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т. п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего МКД. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пп. 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них мусора и ТБО, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений МКД в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз мусора и ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов МКД (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в т. ч. предназначенных для обслуживания всего дома, и т. п.), являются составной частью содержания общего имущества МКД, что и закреплено в ст. 37, 39, 154 ЖК РФ.

Утвержденных методик перерасчета на размерность “руб./кв. м” таких видов жилищных услуг, как лифтовое обеспечение, вывоз и захоронение мусора и ТБО, автору обнаружить не удалось. Поиски математических или других расчетов и обоснований также успехом не увенчались.

Ранее услуга по вывозу мусора измерялась в размерности “руб./человек”, что, очевидно, и является первоисточником разногласий управляющих и обслуживающих организаций.

Очевидно, что исходной точкой отсчета и изменения размерности по рассматриваемым услугам стал Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

. . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль