Новый порядок предоставления информации о деятельности УО, ТСЖ, ЖСК и РСО

8073
«В течение нескольких лет Верховный суд ориентирует суды на то, что граждане должны платить только за качественно оказанные им коммунальные услуги. И здесь много проблемных вопросов к эксплуатирующим жилищно-коммунальное хозяйство организациям», — сказал Лебедев в интервью «Российской газете».

Правительство РФ приняло постановление от 28.12.2012 № 1468 (Постановление № 1468), которым утвердило Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (Правила), которые вступили в силу с 1 марта 2013 г.

Обязанность предоставления ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг или выполняющими услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) органам местного самоуправления (ОМС) информации, порядок выполнения которой определен Правилами, была установлена в ч. 4 ст. 165 ЖК РФ поправками, внесенными Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Но, как показывает анализ, Правительство РФ в значительной степени отошло от предписанного кодексом содержания Порядка.

Поручение Правительству РФ имело целью обеспечить выполнение муниципалитетами обязанности по предоставлению гражданам информации, указанной в ч. 2, 3 ст. 165 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК РФ перечень информации, которая должна представляться гражданам органами местного самоуправления, совпадает с перечнем информации, предоставляемой гражданам ресурсоснабжающими организациями (РСО), ТСЖ, УО (действующими как по договорам управления МКД, так и по договорам на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД). Все эти организации перечислены в ч. 2 ст. 165 ЖК РФ. Зачем понадобилось принимать Правила помимо уже существующей обязанности ресурсоснабжающих и управляющих организаций, а также не заключивших договоров управления МКД ТСЖ и ЖСК предоставлять информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утв. постановлениями Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (Постановление № 731) и от 30.12.2009 № 1140, – не понятно. Объяснение, что ч. 2 была в ст. 165 ЖК РФ исторически в 2004 г., представляется слабым аргументом. По мнению автора, очевидно, что кодекс по мере внесения в него изменений уже стал содержать многочисленные дублирования и даже противоречия. Но это больше вопрос к законодателю. Правительство РФ могло не утяжелять новыми Правилами обязанность по предоставлению гражданам информации. Это первый из двух главных недостатков рассматриваемого нового постановления Правительства РФ.

Второй недостаток касается превышения Правительством РФ пределов полномочий, которые ему были определены ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. Конституция РФ (п. 1 ст. 115) и Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” (ст. 23) устанавливают, что Правительство РФ издает постановления на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Представляется, что под словами “на основании” понимается необходимость указания в федеральных законах и указах Президента РФ на полномочие Правительства РФ принять соответствующее постановление. В юридической литературе по данному вопросу высказана следующая позиция: ”правотворческая деятельность Правительства РФ подчинена ряду правил, соблюдение которых должно обеспечить следование принципу разделения властей. Первое из таких правил – соблюдение границ компетенции, обозначенных Основным законом и федеральными законами. На необходимость соблюдения данного требования указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 31.07.1995 № 10-П по так называемому чеченскому делу: “правительство обязано действовать в рамках, установленных для него Конституцией и действующими законами…”[1]. Под словами “во исполнение” в указанных нормах понимается принятие Правительством РФ постановлений в строгом соответствии с теми полномочиями, которые сформулированы в федеральных законах и указах Президента РФ. Так, Т.Я. Хабриев по этому вопросу указывает, что “другое правило нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, вытекающее из предыдущего, предполагает, что подзаконное регулирование адекватно смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено”[2]. То есть нормы, принимаемые Правительством РФ, в постановлениях не могут расширять перечень вопросов, подлежащих регулированию в подзаконном акте, и не могут противоречить законам. Но перечисленные требования Правительством РФ в рассматриваемых Правилах не соблюдены. Это влечет для лиц, обязанных предоставлять ОМС информацию, дополнительные расходы, которые или лягут на граждан дополнительным бременем, или будут осуществляться вместо выполнения части услуг и работ. Представляется, что Правила содержат двусмысленные положения, неточности и в ряде случаев искажают положения ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, на основании которой они приняты. Рассмотрим их подробнее, поскольку Правила необходимо применять и за их нарушение придется отвечать.

В подп. “б” п. 5 Правил устанавливается обязательность представления сведений “об установленных ценах (тарифах) на услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и жилых помещений в нем”. Необходимо отметить, что в разделе VII ЖК РФ применяется понятие “размер платы за жилое помещение”, а не “цены (тарифы на услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества…”. Это объясняется тем, что основным способом определения размера платы за жилое помещение является решение общего собрания собственников помещений МКД (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ), а при управлении домом ТСЖ или ЖСК – решение общего собрания членов ТСЖ или ЖСК (п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 и п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Установление для собственников помещений МКД регулируемого органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение допускается только в случаях, указанных в п. 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (Постановление № 491).

Если в ч. 4 ст. 165 ЖК РФ говорится о предоставлении информации “об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту МКД и жилых помещений в них”, то в подп. “б” п. 5 Правил появляется дополнение “с расшифровкой структуры цены (тарифа)”. Такое дополнение нельзя понимать, как требование раскрытия УО, ТСЖ и ЖСК сметы работ и услуг. Иначе возникло бы противоречие нормам Жилищного кодекса, которые устанавливают, что общее собрание собственников помещений МКД устанавливает только размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (общего имущества МКД). В Жилищном кодексе отсутствуют положения об утверждении общим собранием собственников помещений МКД структуры цены (тарифа). В положениях ст. 155, ч. 3 ст. 162 и ч. 4 ст. 165 ЖК РФ содержится требование устанавливать стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, но нет указания на необходимость “расшифровки структуры цены (тарифа)”.

В ч. 4 ст. 165 ЖК РФ устанавливается обязанность предоставления ОМС информации об объеме, перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ. Однако обязанность раскрытия данного блока информации раскрыта в Правилах двусмысленно, в частности:

1) в Правилах отсутствуют четкие требования о предоставлении информации об объеме оказываемых услуг и (или) выполняемых услуг и работ по содержанию и ремонту МКД и жилых помещений в них. Так, в подп. “г” и “д” п. 5 Правил содержится требование о предоставлении информации об объемах коммунальных услуг и коммунальных ресурсов. А в формулировке подп. “в” п. 6 Правил хотя и упоминаются “сведения об объемах оказания услуг (выполнения работ), размерах платы за них”, но последующая увязка с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (“…исчисленных в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг”) дает основания сделать вывод, что этот пункт касается только информации о коммунальных услугах;

2) п. 2 постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468 устанавливает обязанность лиц, осуществляющих по состоянию на 1 декабря 2012 г. выполнение услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД, представить до 1 марта 2013 г. в ОМС перечни домов, для которых осуществляется выполнение услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, с указанием услуг (работ), “поставляемых в каждый дом”. Это разовая обязанность. Однако п. 5 Правил в перечне представляемой информации не упоминает такого перечня. Формально это снимает с УО, ТСЖ и ЖСК обязанность по уточнению единожды представленного до 1 марта 2013 г. перечня услуг и работ. С учетом того, что УО и договоры с ними могут меняться, что ТСЖ, ЖСК ежегодно устанавливают годовые сметы доходов и расходов, которые также будут предусматривать различные перечни услуг и работ, отсутствие в п. 5 Правил требования о включении в состав представляемой информации перечня услуг и работ формально является нарушением требования ч. 4 ст. 165 ЖК РФ;

3) подп. “е” п. 5 Правил устанавливает обязанность предоставления ОМС информации “о фактах и количественных значениях отклонений параметров качества оказываемых услуг (выполняемых работ) от требований, установленных… Правилами № 491”. На самом деле Правила № 491 содержат не требования к параметрам качества оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а лишь отсылки к требованиям законодательства.

В Правилах много содержательных отклонений от объема информации, которая в соответствии с Жилищным кодексом должна представляться обязанными организациями муниципалитетам. Так, в подп. “г” п. 5 Правил указывается необходимость представления сведений об “объемах оказания коммунальных услуг”. Однако ч. 4 ст. 165 ЖК РФ не устанавливает необходимости направления ОМС сведений об объемах оказания коммунальных услуг. Поэтому установление требования о представлении сведений об “объемах оказания коммунальных услуг” необходимо считать отступлением от положений ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. Кроме того, Правительство РФ фактически установило обязанность предоставления ОМС информации о показаниях всех коллективных (общедомовых) приборов учета в каждом МКД и всех индивидуальных (квартирных) приборов учета. Это следует из того, что в подп. “г” п. 5 Правил применен обобщенный термин “приборы учета”, который охватывает все возможные их виды. Исходя из необходимости формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности правовых норм Правила должны были устанавливать периодичность направления подобной такой информации. Поскольку такое уточнение отсутствует, то правоприменители будут вынуждены представлять такую информацию ежемесячно. Это повлечет значительные временные и трудовые затраты. А главное ‒ Жилищный кодекс не установил требований предоставлять муниципалитетам информацию об объемах потребленных коммунальных ресурсов. То есть в подп. “г” п. 5 Правил Правительство РФ превысило пределы полномочий. Как представляется, соображения целесообразности или незначительности превышения Правительством РФ пределов полномочий факт превышения не упраздняют.

Необходимость представления сведений о размерах оплаты за коммунальные услуги, исчисленной в соответствии с Правилами № 354, установлена в ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. По-видимому, законодатель имел в виду необходимость направления информации обо всех ежемесячных начислениях платы за коммунальные услуги, перерасчетах вследствие каких-либо ошибок, поступлениях ранее отсутствующих или изменениях ранее примененных величин, используемых для расчета платы. При этом Жилищный кодекс указывает на необходимость представления муниципалитетам сведений “о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах их оплаты” (ч. 4 ст. 165). Но почему это требование в Правилах (подп. “г” п. 5) расширяется за счет требования представлять информацию о потребляемых объемах коммунальных ресурсов и размерах начислений для каждого потребителя? Представление такого массива информации и дорого, и содержательно неоправданно. Кроме того, получая такую информацию, ОМС не имеют обязанности предоставлять ее гражданам в соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК РФ. Тогда зачем устанавливается обязанность ее представлять?

Требование ч. 4 ст. 165 ЖК РФ о предоставлении информации о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в МКД, жилые дома, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД и предоставляющих коммунальные услуги, также искажается. В данном случае Правила в подп. “е” п. 5 содержат требование о предоставлении информации “о фактах и количественных значениях отклонений параметров качества оказываемых услуг (выполняемых работ) от требований, установленных соответственно приложением 1 к Правилам № 491”. Это соответствует предмету регулирования Правил, предписанного ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. При этом следует учесть, что приложение 1 к Правилам № 354, прямо не устанавливает требования к качеству коммунальных ресурсов, реализуемых РСО, если они не являются исполнителями коммунальных услуг. О качестве услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД уже было сказано.

Указанное в ч. 4 ст. 165 ЖК РФ требование о предоставлении информации о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг при буквальном толковании также означает требование представления ОМС информации о полноте и своевременности расчетов собственников и нанимателей помещений МКД и собственников жилых домов с исполнителями коммунальных услуг, и в т. ч. о наличии у них задолженности по оплате коммунальных услуг. Но подп. “г” п. 5 Правил лишь дублирует это требование Жилищного кодекса, а содержание используемого термина “состояние расчетов” не раскрыто. Поэтому созданы условия для неоднозначной правоприменительной практики.

Требование предоставления информации “о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение” изложено в ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. При этом законодатель фактически установил требование о предоставлении органам местного самоуправления информации о полноте и своевременности расчетов исполнителей коммунальных услуг с РСО. Но данное требование в подп. “д” п. 5 Правил не раскрыто, и что означает термин “состояние расчетов” каждый правоприменитель будет решать сам.

Давая поручение Правительству РФ, ч. 5 ст. 165 ЖК РФ предписывает ему установить порядок, сроки, периодичность и форму предоставления ОМС информации, указанной в ч. 4 этой статьи. В свою очередь Правительство РФ устанавливает в абз. 2 п. 4 и п. 8 Правил, что информация предоставляется в форме электронного документа, и в п. 10 Правил, что информация обновляется ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Эти позиции Правил соответствуют положениям ч. 4 ст. 165 ЖК РФ.

Много вопросов вызывает порядок установления сроков. Так, в п. 2 Постановления № 1468 лица, осуществляющие по состоянию на 1 декабря 2012 г. поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающие коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД, обязаны до 1 марта 2013 г. представить в ОМС перечни домов, для которых осуществляется поставка ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) в которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД, с указанием услуг (работ, ресурсов), поставляемых в каждый дом. Кроме того, в Жилищном кодексе вообще отсутствует требование представлять информацию о перечне домов.

Следует обратить внимание на то, что перечень информации, первоначально направляемой в ОМС согласно п. 2 Постановления № 1468, не совпадает с перечнем информации, указанной в пп. 5–9 Правил. Почему-то установлен только срок представления информации, указанной в п. 2 Постановления № 1468, а для представления информации, указанной в пп. 5–9 Правил, в нарушение требований ч. 5 ст. 165 ЖК РФ первоначальный срок не установлен.

Пункт 3 Правил устанавливает сроки возникновения обязанности по предоставлению информации для лиц, которые стали исполнителями коммунальных слуг или абонентами РСО задолго до вступления в действие Правил (до 1 марта 2013 г.). Такое установление обязанности предоставлять информацию представляется странным. Обратной силы положения Правил и Постановления № 1468 иметь не могут, поскольку ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” установила, что постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Поскольку Правила вступили в силу с 1 марта 2013 г., а в соответствии с п. 3 Постановления № 1468 формы электронных паспортов МКД и жилого дома, а также форма электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры должны быть разработаны тоже к 1 марта 2013 г., то вызывает сомнение, что форма передачи обязанными лицами ОМС информации, указанной в п. 2 Постановления № 1468, на момент вступления в действие Правил будет утверждена.

Согласно п. 4 Правил предоставление информации ОМС должно осуществляться отдельно по каждому многоквартирному или жилому дому. При этом информация предоставляется в форме электронного документа, подписывается лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации либо уполномоченным на подписание указанного документа доверенностью, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) путем заполнения электронного паспорта многоквартирного или жилого дома, форма которого устанавливается Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. При установлении такого требования не учитывается, что для получения такой подписи потребуются услуги аккредитованного удостоверяющего центра, а для организаций в электронную подпись вписываются данные не только организации, но и лица, имеющего право подписи. Стоимость изготовления УКЭП колеблется от 5 до 14 тыс. руб. При перевыборах председателя правления ТСЖ или ЖСК (а предельный срок их полномочий согласно ч. 2 ст. 147 ЖК РФ ‒ не более двух лет) необходимо получать новую УКЭП.

В состав электронного паспорта МКД Правила включили большой перечень информации, которая не предусмотрена ч. 4 ст. 165 ЖК РФ. Это, в частности:

. . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



[1] На это указывает Т.Я. Хабриев, член-кор. РАН, д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист Российской Федерации, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. СПС “Гарант”.

[2] Там же.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль