О практике взаимодействия региональных и муниципальных депутатов Пермского края

1510
В Пермском крае около 20 лет действуют различные механизмы, позволяющие формировать согласованную позицию и единые подходы в решении вопросов местного значения

В Пермском крае около 20 лет действуют различные механизмы, позволяющие формировать согласованную позицию и единые подходы в решении вопросов местного значения. Одним из наиболее действенных инструментов в выработке такой позиции является Совет представительных органов муниципальных образований при Законодательном собрании Пермской области.

С первого дня создания Законодательного собрания Пермского края между ним и представительными органами муниципальных образований было налажено тесное взаимодействие. С тех пор минуло 20 лет, в течение которых это сотрудничество совершенствовалось и развивалось.

В 1994 г. сразу после формирования законодательного собрания области был принят Устав Пермской области, в котором предусматривалась процедура обязательного согласования всех принимаемых законопроектов и программ, затрагивающих интересы местного самоуправления, с муниципальными образованиями, в т. ч. и с депутатским корпусом Устав также гарантировал представительным органам местного самоуправления право на законодательную инициативу. Таким образом, именно основной закон области стал документом, закрепляющим основы взаимодействия законодательного и представительного органов власти для формирования единого правового пространства в регионе.

В 1996 г. впервые состоялись всенародные выборы глав и депутатов представительных органов, а в 1997 г. прошел ставший впоследствии традиционным первый областной День депутатов, на котором муниципальные представители определили принципы взаимодействия земских собраний и городских дум с областным законодательным собранием. Этот механизм сотрудничества зафиксирован в соглашениях, которые подписанных с Законодательным собранием Пермского края каждым представительным органом муниципального района.

Все актуальные задачи региона обсуждались совместно на более 70 межрайонных семинарах. Тематика их определялась исходя из стоящих перед регионом задач. На первых заседаниях рассматривались вопросы статуса и компетенции субъектов власти, в дальнейшем обсуждались бюджетный процесс, вопросы комплексного социально-экономического планирования, стратегии развития территорий.

Для обмена информацией, а также оказания правовой методической помощи создан отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата законодательного собрания, в котором формируется база правовых актов представительных органов. Одновременно создается банк опубликованных в СМИ материалов, разъясняющих суть принимаемых решений. С помощью этого банка публикаций можно отследить, как население муниципальных образований области информируется о нормативных правовых актах органов местного самоуправления и законодательного собрания. Для удобства пользования этой базой разработан рубрикатор, согласно которому в эту базу уже более 15 лет заносятся публикации СМИ городов и районов области. Более 10 лет каждый месяц в «Вестнике Законодательного собрания Пермской области» дается обзор муниципальной и областной прессы о деятельности областного законодательного собрания и его депутатов.

Новым этапом развития отношений законодательного собрания области и представительных органов муниципальных образований стало создание Совета представительных органов муниципальных образований при Законодательном собрании Пермской области (далее ‒ Совет), который появился в 2000 г. по инициативе председателей представительных органов муниципалитетов. В этом же году на областном съезде депутатов было рассмотрено и утверждено Положение о Совете, которое позднее принято законодательным собранием.

Совет стал действенным инструментом согласования интересов региона и муниципалитетов, на основе опыта его работы была организована деятельность советов представительных органов муниципальных районов, которая позволила проводить согласования на уровне района.

Основной формой работы Совета стали пленарные заседания. Практиковались и выездные совещания, на которых на месте проводился комплексный анализ ситуации и формировалось согласованное решение.

Большое содействие проводимой реформе местного самоуправления оказали также заседания постоянных комиссий Совета, в т. ч. выездные.

Для решения актуальных и проблемных вопросов в рамках Совета создаются рабочие группы, которые вырабатывают методические рекомендации по решению вопросов местного значения и регулированию отдельных правоотношений. В состав таких рабочих групп кроме представителей Совета входят специалисты законодательного собрания и правительства Пермского края.

Информация о работе Совета публикуется в сборниках «Материалы заседаний Совета представительных органов местного самоуправления», которые ежегодно издаются по итогам выездных заседаний Совета. Эти сборники используются в качестве методических пособий для местных органов власти.

Десять лет назад соглашения о сотрудничестве между законодательным собранием области и представительными органами муниципальных районов и городских округов были обновлены. Сегодня главными направлениями взаимодействия стали:

– обеспечение деятельности Совета;

– оказание организационно-методического содействия в деятельности представительных органов местной власти;

– организация учебы депутатов муниципальных образований.

Из конкретных мероприятий, следующих из данных соглашений, можно отметить следующие:

– обучающие семинары.

Уже почти 10 лет законодательное собрание края практически ежеквартально проводит обучающие семинары для председателей представительных органов. Тематика семинаров формируется с учетом предложений депутатов муниципальных образований. В этих семинарах принимали участие губернатор Пермского края, председатель законодательного собрания края, администрация губернатора, специалисты законодательного собрания и правительства края, представители науки;

– издание методической литературы.

Совместно с информационным отделом аппарата законодательного собрания и при активном участии Главного управления минюста по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу подготовлены и изданы три сборника из серии «Вопросы местного самоуправления в нормативных правовых актах»;

– согласование региональных законопроектов.

Устав Пермского края закрепил норму, предусматривающую обязательное согласование с муниципальными образованиями, в т. ч. и представительными органами муниципальных образований, принимаемых законопроектов, которые затрагивают интересы местного самоуправления, гарантирует им право на законодательную инициативу. Кроме того, эти законопроекты для согласования направляются и в поселения.

Отправной точкой для дальнейшего развития сотрудничества законодательного собрания с представительными органами муниципальных образований Пермского края стал Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» САЙТ. На сегодняшний день работа в этом направлении ориентирована на дальнейшее развитие совместной нормотворческой деятельности и иных форм сотрудничества, в частности:

– создание районных советов представительных органов;

– образование Ассоциации председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов, территориальных ассоциаций представительных органов;

– организацию и проведение совместных семинаров глав муниципальных образований (район, городской округ) и председателей представительных органов;

– взаимодействие с Советом;

– проведение районных Дней депутатов (несколько районов на базе одного района);

– издание информационно-методических сборников для депутатов;

– межрегиональное сотрудничество представительных органов.

Как уже отмечалось, все 10 лет проводимой реформы местного самоуправления взаимодействие законодательного собрания края с представительными органами муниципальных районов и городских округов осуществляется на основании заключенных соглашений, которые были переработаны и утверждены с учетом изменения законодательства и стоящих перед местным самоуправлением новых задач[1]. В свою очередь тексты соглашений утверждены представительными органами муниципальных районов (городских округов).

В этих рамочных документах прописаны взаимные обязательства законодательного собрания, земских собраний и городских дум, которые реализуются по следующим направлениям:

– законотворческая деятельность, анализ практики применения и контроля исполнения законов;

– нормотворческая деятельность;

– организация обмена опытом работы представительных органов муниципальных образований;

– организация учебы депутатов и работников аппаратов представительных органов.

После образования нового субъекта РФ – Пермского края утверждены новые положение о Совете[2] и регламент Совета[3].

В соответствии с новым положением нормотворческая деятельность Совета строится по следующим направлениям:

– бюджетная и налоговая политика;

– региональная политика и местное самоуправление;

– социальная политика;

– экономическая политика, природопользование, собственность и инвестиционная деятельность.

По этим же направлениям сформированы комиссии Совета, которые работают в соответствии с планом, утверждаемым первоначально на заседании комиссии, а затем на Совете. В заседаниях комиссии принимают участие специалисты законодательного собрания и правительства края. По итогам рассмотрения вопросов на заседаниях краевым советом принимаются рекомендации, в т. ч. и в адрес районных советов, по правовому регулированию решения вопросов местного значения и организации межмуниципального сотрудничества.

В настоящее время в представительных органах муниципальных районов сложилась определенная система информирования и исполнения решений Совета. Материалы по итогам заседания Совета, его комиссий передаются в аппараты земских собраний, направляются в сельские поселения и администрации муниципальных районов и городских округов. Рассмотрение вопросов по решениям Совета включаются в повестки заседаний земского собрания, его комиссий или Совета представительных органов муниципального района. Методические наработки Совета ложатся в основу при разработке нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере местного самоуправления.

В соответствии с соглашениями о сотрудничестве законодательного собрания края с представительными органами организована учеба не только депутатов представительных органов, но и специалистов, обеспечивающих деятельность представительных органов муниципальных районов. На семинарах рассматриваются вопросы, связанные с реформой местного самоуправления, оформлением проектов решений представительных органов, ведением реестра муниципальных правовых актов и многие другие. Кроме специалистов законодательного собрания в семинарских занятиях принимают участие представители прокуратуры края, министерства юстиции.

На межмуниципальных семинарах депутатов представительных органов рассматриваются межбюджетные отношения, вопросы стратегического развития муниципального района, реализации региональных проектов. Важно отметить, что тематика межмуниципальных семинаров формируется не сверху, а снизу, посредством анкетирования депутатов.

Новое время приносит новые формы сотрудничества между законодательным собранием края и представительными органами муниципальных образований. Так, три года назад, в 2010 г., была создана Ассоциация председателей представительных органов.

Целями нового объединения определены:

 

[1] Соглашение о сотрудничестве Законодательного собрания Пермского края и представительного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), утв. постановлением Законодательного собрания от 22.02.2007 № 105.

[2] Утверждено постановлением Законодательного собрания Пермского края от 16.08.2007 № 377.

[3] Утвержден решением Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края от 07.10.2009 № 141.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль