Вопросы главному жилищному инспектору страны

3240
В соответствии с административной реформой, проводимой правительством, готовится новое Положение о государственном жилищном надзоре в Российской Федерации. В жилищной сфере предусматривается двухуровневая система контроля (надзора).

С одной стороны, это муниципальный жилищный контроль, осуществляемый сотрудниками ГЖИ совместно с администрациями муниципальных образований, городских и сельских поселений. С другой – государственный жилищный надзор органов, уполномоченных главами субъектов РФ. О том, позволит ли навести порядок в жилищной сфере такая целостная система государственного надзора, мы беседуем с главным государственным жилищным инспектором России Николаем Афанасьевичем Васютиным.

Чем вызвана необходимость постоянного контроля за деятельностью УО и ТСЖ?

Идеологи внедрения рыночных отношений в жилищно-коммунальную сферу считают, что никакой дополнительный контроль не нужен, сформировавшийся рынок сам должен регулировать все взаимоотношения, создаваемые саморегулируемые организации (СРО) должны взять на себя субсидиарную ответственность и в необходимых случаях выступать регулятором в этой сфере деятельности. Так все и будет когда-то на цивилизованном рынке жилищно-коммунальных услуг страны. Но когда это наступит, через сколько лет – 5, 10, 20? Остается только гадать и терпеливо работать для достижения этой цели.

Ну а что на сегодня? Трудно даже перечислить все возможные и невозможные нарушения и злоупотребления. Действующее законодательство нечеткое, неконкретное, допускающее разночтение и двусмысленности. Этой размытостью пользуются в первую очередь нечистые на руку руководители предприятий отрасли и предприниматели. Зачем платить, когда можно не платить, и тебе ничего за это не будет? Идет лавинообразный процесс нарастания задолженности на фоне роста тарифов, и только титаническими усилиями федеральных органов власти и руководителей регионов на какое-то время удается приостанавливать эту лавину. В таких нестабильных условиях, чтобы не оставить население без защиты, крайне необходимы органы государственного регионального жилищного надзора (государственные жилищные инспекции (ГЖИ) регионов), органы муниципального жилищного контроля (муниципальные жилищные инспекторы), а также все формы общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере, которые и создаются во всех субъектах РФ в настоящее время.

Для чего создана ГЖИ? Какие законы и нормативные акты регламентируют ее работу?

Главная задача ГЖИ в Российской Федерации ‒ контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) независимо от их принадлежности. Регламентируется деятельность ГЖИ постановлением Правительства РФ от 24.09.1994 № 1086. Данный документ несколько устарел, и в скором времени будет принято новое Положение «О государственном жилищном надзоре», которое будет призвано учесть все изменения, произошедшие в стране за этот период. Проведение муниципального контроля и государственного надзора позволит навести порядок в жилищном и коммунальном хозяйствах. И это ощутят на себе все граждане России.

ГЖИ ‒ это уникальная система государственного контроля, выстроенная на протяжении многих лет вашими усилиями. Как изменилась работа ГЖИ за 18 лет? Готова ли она к выполнению расширенных функций?

Очень четко вы подметили: «уникальная система государственного контроля». Действительно это так, система уникальна, поле деятельности огромно, население ‒ 143 млн человек и все потребители услуг ЖКУ жилищного фонда 3 млрд 260 млн кв. м всех форм собственности. Для решения задач по контролю мы имеем во всех 83 субъектах РФ 3200 человек, в т. ч. 1980 человек инспекторского состава. Это по 1,6 млн кв. м жилого фонда на одного инспектора. Нагрузка колоссальная! Работа ГЖИ за последнее десятилетие изменилась коренным образом. На нас было возложено множество дополнительных функций – в разных регионах по-разному в зависимости от желания руководства регионов ‒ контроль:

- за долевым участием в строительстве жилья;

- внутридомовым газовым оборудованием;

- тарифами в ЖКХ;

- перепланировками и переустройствами;

- видеонаблюдением в подъездах и придомовых территориях и т. д. (в некоторых регионах).

Проект нового Положения во многом упорядочивает нашу деятельность, но имеет и перекосы. Так, планируется возложить на нас функции по учету жилищного фонда. Только это одно потребует усилия всего инспекторского состава. Хотим верить, что речь пойдет о контроле за учетом жилищного фонда. Это другое дело. Поэтому о готовности говорить рано. Но уже сейчас очевидно, что увеличивать численность всех инспекций придется, чтобы закрыть исполнение всех функций в полном объеме.

Как строится взаимодействие контрольных, административных органов и УО, ТСЖ, ЖСК?

Вопрос и простой, и не очень. Если сказать, что взаимодействие строится на основе действующего законодательства, то значит, ничего не сказать. Пока взаимодействие происходит таким образом: там, где руководитель ГЖИ ‒ мудрый человек, обладающий государственным умом и государственными подходами, вопросов взаимодействия не возникает. Все решается с учетом интересов всех сторон, главной стороной при этом является гражданин со своими чаяниями и проблемами. Но там, где у руля находится недостаточно зрелый человек или стремящийся к сиюминутному высокому результату, чтобы блеснуть в глазах старших руководителей, мы имеем проблемы. Таких меньшинство, но они есть. На наших обучающих семинарах, совещаниях и встречах мы стараемся передавать им соответствующий опыт и предоставлять методику делового общения, прививать правила этики и высокой культуры. Во многом это удается, в необходимых случаях прибегаем к администрированию. А это неприятно для всех, но без этого, к сожалению, тоже нельзя.

Как заставить управляющие домами организации работать добросовестно?

Мое глубокое убеждение: не надо никого никогда заставлять или принуждать. Нельзя насильно заставить любить свою работу, свой дом, даже свою родину. Надо не заставлять работать добросовестно, а создавать такие условия, в которых будет экономически невыгодно работать плохо, спустя рукава, вполсилы. Это наиглавнейшая задача законодательных органов власти и на федеральном, и на региональном уровнях, это задача задач органов исполнительной власти всех уровней. Это высокое искусство, высший пилотаж – писать законы и постановления, которые читались бы, как стихи, требования которых просто хотелось бы выполнять потому, что они ясны, просты и логичны. К сожалению, законотворческой и нормативно-правовой деятельностью в сфере жилищно-коммунальных отношений в последнее десятилетие (знаю это точно и готов назвать десятки фамилий и привести неприглядные примеры) занимались двоечники и случайные в этой сфере равнодушные люди (речь о постановлении Правительства РФ № 354 и других подобных ему). Многих порядочных и компетентных людей выдавливали и отстраняли от этой работы. Приведу только один пример – Галина Федоровна Шешко, заслуженный юрист России, умница превеликая, опытнейший специалист, пламенный патриот нашей отрасли, автор множества публикаций и справочников. Но она была мягко, но решительно отодвинута в угол ‒ «сиди и занимайся наукой и педагогикой», а здесь мы без тебя разберемся. Вобщем, одних уж нет, а те далече…. И пока мы будем заставлять, принуждать, выдумывать какие-то притянутые за уши условия, порядка в сфере нашей деятельности не наведем. Но не все так печально. Назову ряд регионов, в которых принимаются очень высокого уровня нормативно-правовые акты, где правит здравый смысл, уважение к принимаемому закону через уважение к человеку, а не через плеть принуждения. Это прежде всего Республика Башкортостан, Московская, Самарская, Кемеровская, Рязанская области и Краснодарский край. Кстати, только что 3 апреля 2013 г. принято почти безукоризненное постановление Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения». Вот оно будет работать. Так что не все потеряно!

Но чтобы быть до конца честными, нельзя не вспомнить об одном замечательном нормативном документе начала нашего века ‒ постановлении Госстроя от 27.09.2003 № 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». Это документ исключительной силы и значимости, он до сих пор применяется практически всеми участниками отношений в сфере ЖКХ, в т. ч. арбитражными судами, ввиду отсутствия современных нормативных актов. Давайте вспомним авторов этого уже ставшего историческим документа: Л.Н. Чернышов, А.А. Дронов, В.М. Талалыкин, А.И. Фатахетдинова и другие высококлассные специалисты нашей отрасли. Спасибо им за это!

Как отражаются контрольные мероприятия, проводимые ГЖИ, на системе управления МКД? Если в результате штрафов ТСЖ и УО могут разориться, из каких резервов оплачивают штрафы ТСЖ и ЖСК?

Согласно действующему законодательству штрафные санкции оплачиваются из прибыли предприятий, оставшейся после оплаты налогов и иных обязательных платежей. А если прибыль предприятия еще не сформирована, а платить надо уже сегодня, так как существуют жесткие сроки, что делать? Да и суммы штрафов, например, за нераскрытие информации по Постановлению № 731 составляют до 300 тыс. руб. на организацию. Поэтому работать в сфере управления МКД необходимо вдумчиво, расчетливо, соблюдая все действующие нормативы, сохраняя нормальные рабочие отношения с гражданами, проживающими в этих МКД, чутко реагируя на их жалобы и запросы, тогда и ГЖИ будет с пониманием подходить к проблемам управляющих организаций и ТСЖ.

Удается ли договариваться об устранении недостатков в работе УО или без прокуратуры не обойтись?

Конечно, удается. Практически 90% вопросов так и решается. Только явных нарушителей жилищного законодательства, которые грубо игнорируют предписания на устранение обнаруженных недостатков, жилищные инспекторы привлекают к ответственности в виде штрафов. Штрафные санкции – это крайняя, вынужденная мера, поскольку недопустимо быть добрыми за счет граждан, поэтому главной задачей ГЖИ и является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества.

Как на практике происходит смена нерадивой УО? Насколько при этом страдают финансы собственников?

Законодательством Российской Федерации такой порядок определен, вместе с тем смена управляющей организации ‒ очень болезненный для всех сторон вопрос. Это хорошо знают те, кто хоть раз сталкивался с подобным. Решение проблемы, как правило, растягивается на продолжительный период, особенно если разрешение уходит в судебную плоскость. Уровень управления и качество предоставления услуг в это время ухудшаются. Стороны конфликта несут финансовые потери. Выход из кризиса тяжелый и мучительный. Поэтому прежде чем выбрать этот путь, обеим сторонам необходимо хорошо подумать и взвесить все аспекты. Все-таки лучше выбирать путь конструктивных взаимоотношений, путь здорового компромисса и взаимной открытости и доверия. Но в конечном счете решать собственникам помещений.

Ваше ведомство анализирует ошибки УО в обслуживании домов? Какие наиболее распространены?

Да, конечно. Мы ежеквартально подводим итоги работы ГЖИ и собираем эту статистику. Наиболее распространены нарушения правил технической эксплуатации и ремонта жилых зданий (до 89% от всех нарушений), далее идут нарушения по качеству предоставленных услуг (6,5%) и затем нарушения правил пользования жилыми помещениями (4,5%).

Многие ТСЖ в последнее время ликвидированы собственниками помещений, кто теперь управляет этими домами?

По нашим данным таких сегодня на рынке услуг 6‒7% (по другим данным ‒ до 10%). Не секрет, что ТСЖ бурно создавались с целью выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ для участия в капитальном ремонте жилых домов с использованием денежных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Сейчас эта тема стала менее актуальной, во множестве домов капитальный ремонт уже проведен, и как бы необходимость в этой форме управления МКД понемногу отпадает. Также исчезают формально, «для галочки» созданные ТСЖ. В этих случаях ответственность ложится на органы местного самоуправления, которые совместно с гражданами в каждом конкретном случае должны определиться с формой управления жилищным фондом.

Каковы причины разброса по величине тарифов ЖКХ по регионам? Как можно решить проблему роста тарифов?

Здесь существует множество причин ‒ объективных и субъективных. Давайте попробуем разобраться. Возьмем две котельные, находящиеся рядом, одна работает на природном газе, вторая ‒ на мазуте. Очевидно, что тариф на тепловую энергию на второй котельной будет значительно выше. Второй случай: также две котельные в одном районе, одном городе, но в одной проведена модернизация и там работает два человека в белых халатах, на другой котельной, где уже 20 лет не менялось оборудование, не справляются и 20 человек в промасленных телогрейках из фильмов прошлого века. Здесь стоимость 1 Гкал будет также отличаться в разы. Но есть и примеры прямого шельмовства, когда в общедомовые нужды включаются потери от протечек, несанкционированные подключения, площади неотапливаемых подвалов и чердачных помещений как отапливаемые, и много еще чего имеется в арсеналах недобросовестных компаний и ТСЖ. Решить такую проблему можно только совместными усилиями региональных РЭК, администраций городов, районов и поселений, жилинспекторов и жилищного надзора с широким привлечением общественного контроля. Открытость системы тарифообразования – главный ключ к решению проблемы.

Каковы перспективы восстановления изношенной инфраструктуры и капитального ремонта жилого фонда?

Путь одинреализация в регионах Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ. Он посвящен капитальному ремонту жилых зданий за счет финансирования граждан с привлечением средств местных бюджетов и кредитов. Некоторое время в переходном периоде будет действовать Фонд содействия реформированию ЖКХ.

В чем причины малой эффективности большого количества законов и нормативных актов в ЖКХ, издаваемых один за другим?

Еще раз подчеркну низкий уровень законопроектной работы в сфере ЖКХ в стране в целом, начиная с Жилищного кодекса. Специалисты помнят, в какой спешке и в каком виде он принимался Государственной Думой. Оптимисты тогда говорили, что лучше недоработанный, сырой кодекс, чем никакого. Пессимисты предупреждали о гибельности принятия Жилищного кодекса в таком виде. Оказались неправы ни те, ни другие. Катастрофических последствий, к счастью, не наступило, но и вперед отрасль не рванула семимильными шагами «по причине малой эффективности большого количества законов и нормативных актов в ЖКХ», как вы сами сказали.

Видите ли вы в ГЖИ орган, способный добиваться соблюдения законов?

Безусловно, ГЖИ и добивается этого, используя весь арсенал средств, предоставленных ей Кодексом об административных правонарушениях и постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, и этот орган будет востребован всегда. Цену нашей работе хорошо знают руководители регионов, и мы имеем их полную поддержку.

Как вы относитесь к идее общественного контроля в сфере управления МКД, которая сейчас активно продвигается в регионах? Многие считают, что организация этого института уводит деньги от решения реальных проблем капитального ремонта домов, инфраструктуры и дорог.

Абсолютно несвязанные вопросы. Общественный контроль в сферах ЖКХ и, в частности, управления МКД ‒ это веление времени. Ни репрессиями, ни тотальным контролем и зверскими штрафами порядок в ЖКХ навести невозможно. Успех придет не сразу и только путем привлечения широкой общественности к вопросам управления МКД, к контрольной деятельности в этой сфере и в конечном итоге ‒ к воспитанию у каждого россиянина стремления жить в нормальных человеческих условиях.

Насколько эффективно создание ассоциаций и СРО в сфере управления МКД?

Если общественность, население, контрольные и надзорные органы объединяются с одной стороны, то и управляющие организации должны быть объединены в профессиональные союзы для защиты своих законных прав и возникновения субсидиарной ответственности за результаты работы. Это нормальная практика, а их эффективность покажет время.

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать, подписавшись здесь на журнал "Управление многоквартирным домом". 

Вопросы главному жилищному инспектору страны

Подписавшись на журнал "Управление многоквартирным домом", вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль