Этика в муниципальном управлении

3255
Осуществление муниципального управления неразрывно связано с обеспечением надлежащего с точки зрения этических норм поведения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, что требует отдельного подхода к выработке инструментария регулирования такого поведения.

Значение этики в жизни современного общества и государства трудно переоценить. Сегодня вопросам закрепления этических норм на законодательном уровне уделяется все больше внимания. Так, недавние изменения, внесенные в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), запрещают лицам, замещающим муниципальные должности, обладать на праве собственности недвижимостью в зарубежных странах. Представляется, что появление данной нормы обусловлено в т. ч. правилами деловой этики в соответствующей сфере. Дело в том, что особенность правовой природы муниципальной службы, а также деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, требует наличия желания совершенствовать определенные общественные отношения в целях развития соответствующего муниципального образования. Это стремление должно проистекать из чувства патриотизма по отношению к муниципалитету. Средством реализации такого желания должен быть профессионализм в выполнении должностных обязанностей.

К сожалению, особенность этики состоит также и в том, что не все ее нормы, во-первых, закреплены в правовых актах рекомендательного характера администраций муниципальных образований, во-вторых, как следствие первого, не все нормы такого рода (включая предусмотренные в вышеуказанных актах) исполняются муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности. Третью особенность деловой этики в рассматриваемой сфере можно по праву назвать парадоксальной. Она заключается собственно в отношении к ней на различных уровнях публичной власти: если на высших уровнях ее существенная роль признается, а высокие морально-нравственные принципы работы провозглашаются, то «на земле» такие нормы исполняются далеко не всегда.

Такая ситуация порождает необходимость решения двух задач: во-первых, поиска возможностей наиболее полного и грамотного с юридико-технической точки зрения закрепления этических норм в правовой материи, во-вторых, отыскания действенных способов стимулирования следования указанных лиц таким нормам.

Прежде чем приступить к выработке рекомендаций по решению указанных проблем, необходимо определить понятия этики и деловой этики применительно к муниципальному управлению.

Думается, что понятие этики наиболее адекватно отражается в следующем определении: «философская дисциплина, изучающая отношения между людьми с точки зрения их соответствия совершенству»[1].

Данное определение четко отражает, что существенной особенностью этики является ее оценочная природа. Развитие этики происходит в значительной степени за счет формирования устойчивых суждений, представлений о каких-либо действиях либо бездействии. Иными словами, условием формирования этических норм является многократная повторяемость определенных действий в течение длительного периода времени и оценка таких действий, а равно – бездействия.

Указанная особенность применима и к этике в профессиональной среде, вмещающей в себя представления о морали и нравственности, связанные с профессиональными требованиями, деловыми отношениями и отражающие ценности профессии, интересы общества, проявляющиеся в ней, а также разрешающие проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.

Использование в настоящей статье такого понятия, как этика на муниципальной службе, представляется не совсем уместным, поскольку оно не может включать в себя соответствующие нормы в отношении деятельности лиц, занимающих, например, выборные муниципальные должности, работа которых также должна быть охвачена соответствующими этическими нормами. В связи с этим наиболее правильным представляется использование понятия «этика в муниципальном управлении».

Под этикой в муниципальном управлении в настоящей статье понимается сложившаяся в результате многократных повторений совокупность представлений о надлежащем поведении физических лиц при осуществлении мероприятий, проводимых в рамках полномочий исполнительных и представительных органов местного самоуправления.

Представляется, что в сфере муниципального управления правовому воздействию этических норм должны быть подвергнуты следующие субъекты правоотношений:

- муниципальные служащие;

- лица, замещающие муниципальные должности;

- депутаты представительных органов муниципальных образований;

- помощники депутатов представительных органов муниципальных образований;

- лица, присутствующие на заседаниях комиссий, рабочих групп в администрациях муниципалитетов;

- штатные работники представительных органов муниципальных образований;

- лица, участвующие в заседаниях комиссий, рабочих групп в администрациях муниципалитетов;

- лица, присутствующие на заседаниях представительных органов муниципальных образований[2].

Изучение опыта муниципальных образований в данной сфере свидетельствует о том, что нормам этики уделяется определенное внимание. При этом в поле зрения не попадают отдельные лица, замещающие муниципальные должности, деятельность которых тесно связана с работой администраций муниципалитетов (глава администрации муниципального образования, члены избирательной комиссии муниципального образования). Можно утверждать, что в своем поведении указанные лица должны руководствоваться теми же требованиями, которые действуют в отношении муниципальных служащих. Однако с юридической точки зрения они не являются объектом правового воздействия таких норм. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопрос о возможности принятия правового акта, включающего в себя нормы деловой этики указанных лиц.

Муниципальное управление не ограничивается деятельностью местных администраций. Важнейшие вопросы жизнедеятельности муниципальных образований разрешаются их представительными органами, работа которых также должна осуществляться в рамках этических норм. В абсолютном большинстве муниципальных образований соответствующие правила этики приняты. Однако общим недостатком таких правил является то, что в них сделан упор на закрепление норм поведения депутатов. Нормам поведения присутствующих на заседаниях в представительных органах уделяется явно недостаточное внимание.

В связи с этим представляется, что правовые акты об этике в представительных органах необходимо дополнять нормами, более детально регулирующими поведение лиц, присутствующих на соответствующих заседаниях.

Примечателен и зарубежный опыт правового регулирования этики применительно к лицам, представляющим интересы населения.

Пример

В 1999 г. Конгрессом местных и региональных властей Европы, в состав которого входят и российские представители органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, был принят Европейский кодекс поведения для местных и региональных выборных представителей[3]. Данный кодекс рекомендован к внедрению в странах, являющихся членами Совета Европы. Так, согласно ст. 10 кодекса, если выборные представители имеют прямые или косвенные личные интересы в делах, рассматриваемых в местных или региональных советах, они обязаны заявить о наличии таких интересов до проведения обсуждения и голосования. В кодексе также регламентируется, что выборные представители должны воздерживаться от любого участия в обсуждении или голосовании по вопросу, в котором у них есть прямая или косвенная личная заинтересованность.

Включение указанных и некоторых других норм в соответствующие правовые акты об этике в представительных органах представляется крайне полезным для обеспечения гласности и открытости работы представителей населения в таких органах.

Проведенное нами исследование показало, что органы местного самоуправления используют несколько способов обеспечения исполнения этических норм.

Администрациями муниципальных образований могут быть приняты правовые акты, закрепляющие соответствующие правила (например, кодексы этики и служебного поведения)[4]. Представляется, что правовые акты, включающие этические нормы, объективно необходимы, поскольку преследуют цели регулирования поведения муниципальных служащих, формирования положительного имиджа соответствующих муниципальных образований, обеспечения эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Вместе с тем в таких правовых актах могут допускаться существенные юридико-технические ошибки. Так, в них могут включаться нормы об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой, заимствованные из Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» САЙТ, а также Федерального закона № 273-ФЗ. Очевидно, что многократное совершение таких ошибок «засоряет» правовой массив муниципального образования, значительно уменьшая его ясность, понятность и доступность.

В связи с этим представляется, что в правовые акты, регламентирующие этические вопросы, необходимо включать лишь те нормы, которые необходимы к исполнению, по мнению управленцев конкретного муниципального образования, и не допускать дублирования в муниципальных правовых актах правовых норм, уже действующих на федеральном уровне.

Следует уделить внимание созданию особого порядка ознакомления муниципальных служащих с указанными правилами. В частности, следует не только знакомить муниципальных служащих с такими правилами при поступлении их на работу, но и выдавать экземпляр правового акта, содержащего такие нормы. Кроме того, думается, что адекватной мерой, направленной на соблюдение муниципальными служащими этических норм, может стать издание некоей памятки поведения муниципальных служащих при проведении публичных мероприятий. В таком случае должно предполагаться, во-первых, ознакомление работника с такой памяткой, во-вторых, вручение ее работнику. Памятка подписывается работником, за которым оставлен контроль исполнения правового акта администрации, регулирующего вопросы этики. В такой памятке указываются правила, которым муниципальные служащие должны следовать при участии, например, в публичных мероприятиях.

Важным аспектом работы по обеспечению исполнения этических норм является организация работы по распространению соответствующих сведений среди муниципальных служащих. Речь не только о том, чтобы, как уже было указано, знакомить работников при поступлении на службу с соответствующей документацией и выдавать на руки копии правовых актов, но и о том, чтобы создать систему мер стимулирования исполнения указанных норм.

Так, представляется необходимым включить вопросы об этике муниципальных служащих в перечень вопросов на квалификационный экзамен муниципальных служащих[5].

При этом с учетом того, что в администрациях муниципальных образований может действовать несколько комиссий по принятию квалификационных экзаменов, которые составляют свои списки вопросов для этих экзаменов, вопросы об этике должны быть включены в каждый такой список. При этом в данных списках должно быть несколько вопросов, посвященных различным аспектам этики в сфере муниципального управления. Обращение такого внимания на указанные вопросы создаст необходимые условия для ознакомления и закрепления за муниципальными служащими знаний вопросов этики.

Как было указано, особенность этики служебного поведения заключается в том, что соответствующие нормы не являются явно выраженными, большинство таких норм не закреплено письменно. В значительном числе случаев сложно отыскать источники этических норм, что может позволить усомниться собственно в их существовании.

 

[1] Скворцов А.А. Этика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. С. 11.

[2] См. приложение 1.

[3] http://vasilievaa.narod.ru/

[4] См. приложение 1.

[5] См. приложение 1



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль