Правовое регулирование выпадающих доходов: вопросы налогообложения

15664
Термином «выпадающие доходы» достаточно активно пользуются специалисты финансово-бюджетной сферы, однако его нормативного определения не существует. Несмотря на это, данное понятие широко применяется в нормативных правовых актах.

Термином «выпадающие доходы» достаточно активно пользуются специалисты финансово-бюджетной сферы, однако его нормативного определения не существует. Несмотря на это, данное понятие широко применяется в нормативных правовых актах.

В сфере ЖКХ под выпадающими доходами принято понимать доходы, полученные в виде льгот по оплате услуг ЖКХ. Такие льготы предоставляются бюджетами разных уровней и являются компенсационными.

Целевой характер выпадающих доходов определяет особенности отношений сторон таких обязательств. Обязательства по возмещению выпадающих доходов регулируют сложный объем взаимоотношений между органами государственной власти, выступающими в силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, и организациями, оказывающими услуги льготным категориям граждан.

Ввиду особого правового значения налогообложение льгот также имеет свои особенности. Рассмотрим порядок налогообложения выпадающих доходов, предусмотренный действующим Налоговым кодексом РФ.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Отметим сразу, что порядок налогообложения льгот в сфере ЖКХ по действующим нормам законодательства о налогах и сборах зависит от уровня бюджета бюджетной системы, предоставившего льготу, а также организационно-правовой формы организации, получающей такие льготы.

Законодательство о налогах и сборах регулирует налогообложение доходов организаций в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Следует отметить, что для целей налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 и 25 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации);
  • внереализационные доходы.

Пунктом 1 ст. 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.

Доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, признаются внереализационными (ст. 250 НК РФ).

Доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, признаются не учитываемыми в целях налогообложения прибыли.

Как уже отмечено, выпадающие доходы носят целевой характер. В ст. 251 НК РФ содержатся специальные нормы, устанавливающие исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли. Это положения подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при расчете налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Для целей налогообложения целевым финансированием признаются как средства бюджета, так и средствa организаций (физических лиц). Так, согласно указанной норме подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности в виде:

  • средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта;
  • многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» осуществляющим управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах;
  • общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом РФ ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом РФ, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах – управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах;
  • средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, ЖК, ЖСК, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Как видно из приведенных норм, устанавливающих необлагаемые доходы организаций сферы ЖКХ, выпадающие доходы среди них не поименованы, а следовательно, они подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в установленном порядке.

Остается вопрос, в составе каких доходов следует учесть выпадающие доходы: в составе выручки либо в составе внереализационных доходо?.Однозначно на него ответить нельзя. Большинством мнений поддерживается позиция, что выпадающие доходы должны учитываться в составе выручки. Данная точка зрения основана на том, что выпадающие доходы являются частью недополученной выручки от оказания услуг ЖКХ льготной категории граждан. На наш взгляд, в данном случае налогоплательщик должен самостоятельно выбрать вариант учета таких поступлений и закрепить выбранный вариант в учетной политике.

Полностью статью можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль