Современные механизмы привлечения инвестиций в малые города России

3799
С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций.

С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций.

Территория присутствия

В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и роста финансовой несостоятельности бюджетов муниципальных образований в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории муниципалитета, а также иностранных и отечественных инвесторов. Наиболее важная задача для органов власти в этих условиях – привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики муниципального образования и региона отрасли.

В то же время, ряд малых городов России отличаются низким уровнем диверсификации экономики при высокой концентрации признаков высокоурбанизированного развития. Именно такая группа малых городов составляет территории, относящиеся к сфере деятельности государственной корпорации «Росатом» (далее – ГК «Росатом»), куда входят 29 муниципалитетов, в их числе как ЗАТО – закрытые территориально-административные образования (их 10), так и поселения-города при атомных станциях и муниципальные образования, в которых предприятия ГК «Росатом» играют роль градообразующих или наиболее существенных элементов городской экономики, как, например, в Глазове (Удмуртская Республика).

Для справки

Муниципальное образование «Город Глазов» с 96,7 тыс. населения – развитый промышленный центр северного куста Удмуртии, по объемам промышленного производства занимает второе место в Удмуртской Республике, выступает центром интересов ГК «Росатом» в создании отраслевого центра металлургии. Градообразующее предприятие – ОАО «Чепецкий механический завод» – входит в структуру топливной компании «ТВЭЛ» ГК «Росатом» (www.rosatom.ru) и является единственным в России и одним из крупнейших в мире производителей изделий из циркониевых сплавов. Завод занимает также лидирующие позиции среди мировых производителей изделий из природного и обедненного урана, металлического кальция и выступает одним из ключевых в технологической цепочке изготовления топлива, конструкционных материалов и изделий для атомной энергетики. Деятельность предприятия базируется на ряде специализированных производств, оснащенных современным химическим, электрохимическим, металлургическим и прокатным оборудованием, средствами контроля и испытаний, которые обеспечивают высокие технические характеристики производимой продукции, соответствующие мировому уровню качества.


Глазов лидирует в регионе по темпам реализации среднесрочных инвестиционных программ, но испытывает крайнюю необходимость в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах.

Население, которое проживает на территории присутствия ГК «Росатом» (почти 2 млн чел.), – это работники уникальных научно-производственных предприятий, обслуживающих производств, где сконцентрированы квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры. В таких муниципальных образованиях была создана эффективная научно-образовательная система, сформировалась специфическая культурно-творческая среда, сложилась особая система морально-этических ценностей. Будучи объектами многолетней государственной технической политики, такие города, как Глазов, были, по сути, инновационными центрами промышленности, внедренческими зонами изобретений и технологий мирового уровня, опытно-конструкторских разработок.

Ключевая задача атомной отрасли, заявленная ее руководством, – необходимость поддержания рентабельности производства и сохранения конкурентоспособности отрасли на мировом рынке, глобальная борьба за снижение издержек. Эта задача и предопределила в дальнейшем политику ГК «Росатом» по модернизации производства на градообразующих предприятиях, включающую, в частности, внедрение программ по оптимизации издержек, техническое перевооружение отрасли, сокращение численности занятых в основном производстве.

Неутешительные итоги реформы местного самоуправления в отношении ЗАТО и малых высокоурбанизированных городов с градообразующим предприятием на их территориях так или иначе потребовали формирования новой государственной политики и разработки механизма максимальной мобилизации потенциала таких территорий. Поэтому в соответствии с поручением председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с середины 2012 г. сформирована рабочая группа по координации разработки и реализации перспективных программ развития городов атомной промышленности.

Основными целями разработчиков программ являются:

  • сохранение условий для поддержания высокого уровня человеческого капитала на территориях присутствия ГК «Росатом»;
  • стимулирование создания рабочих мест для высвобождаемых сотрудников градообразующих предприятий;
  • сохранение и повышение эффективности использования ресурсов социальной сферы с одновременной оптимизацией объемов и каналов финансирования учреждений социальной сферы;
  • формирование на территориях входящих в сферу деятельности ГК «Росатом» инновационных центров, в т. ч. федерального значения;
  • реформирование системы безопасности на основе комплексной оценки угроз и внедрения современных методов их нейтрализации;
  • предоставление лицам, утратившим связь с атомной отраслью, возможности смены места жительства с предоставлением равноценного жилья;
  • замещение рабочей силы;
  • реконструкция транспортной инфраструктуры.

Совпадение интересов ГК «Росатом», субъектов РФ и городов атомной промышленности в реализации указанных программных целей во многом обусловлено наличием разработанных и утвержденных важнейших документов по социально-экономическому развитию территорий. В Удмуртии таким документом является Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г., в Глазове – План стратегического развития города Глазова на период до 2020 г.

Эффективность взаимодействия ГК «Росатом», республики и города в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства была обусловлена также реализацией трехсторонних соглашений между ГК «Росатом», субъектом РФ и муниципальными образованиями территории присутствия.

Решение ГК «Росатом» о программно-целевом финансировании муниципалитетов в виде проектных социальных инвестиций позволило привлечь на территорию муниципальных образований, входящих в сферу деятельности ГК «Росатом», в т. ч. и города, сотни миллионов руб., а также соответствующее софинансирование со стороны субъекта РФ, в частности, для решения типичных для муниципального образования вопросов местного значения:

  • по развитию социальной инфраструктуры (были отстроены (отремонтированы) Дворец спорта, стадионы, Дворец культуры, Парк культуры и отдыха и т. д.);
  • обеспечению благоприятного качества городской среды и проживания, достойного уровня жизни (реконструированы и благоустроены центральная площадь, дороги и тротуары, детские площадки, малые архитектурные формы и т. д.).

Вместе с тем сегодня механизм реализации стандартов корпоративно-социальной ответственности дополняется новыми инструментами взаимодействия крупнейшей и влиятельной ГК «Росатом» с органами власти на местах. Причина тому – наличие определенных угроз, возникающих из-за замедления темпов социально-экономического развития в муниципалитетах, таких как:

  • отток молодежи;
  • старение основных фондов предприятий, находящихся на территории муниципального образования;
  • низкий уровень заработной платы работников предприятий;
  • отсутствие механизмов самореализации молодежи и лиц, высвобождаемых при оптимизации производств.

В целях нивелирования сложившихся угроз высокотехнологичному и конкурентоспособному бизнесу на первый план выходят проблемы повышения качества жизни на территории присутствия ГК «Росатом» и уровня комфортности среды проживания и сглаживания эффекта «оторванности» от возможностей крупного мегаполиса. При этом вызывают определенный интерес следующие направления поддержки таких муниципальных образований, инициируемые в настоящее время ГК «Росатом»:

  • меры по развитию инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
  • сопровождение и реализация инвестиционных проектов;
  • мероприятия, направленные на создание и развитие центров исследований и разработок, технопарков и производственных кластеров.

Таким образом, в Удмуртской Республике, являющейся важным звеном оборонно-промышленного комплекса страны, не только осознана необходимость формирования в ближайшее время экономики лидерства и инноваций, но и приняты реальные программные и осуществлены инфраструктурные преобразования по ее реализации. На региональном и муниципальном уровнях предприняты реальные шаги по созданию инновационной инфраструктуры в виде производственных бизнес-инкубаторов, промышленных технопарков как будущих центров науки, технологий и инноваций, которые будут координировать совместную деятельность производственных компаний и научно-исследовательских организаций в сфере разработки инновационных решений в различных отраслях промышленности.

Технопарки как механизмы привлечения инвестиций

Технопарки – крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Обычно технопарки хорошо приживаются в районах с уже развитой промышленностью. С одной стороны, наличие технопарков обусловливает привлекательность территории для инвестиций, а с другой – у местных предприятий появляется серьезный субсидируемый конкурент, изменяющий расстановку промышленных сил и бизнеса в регионе, к которой приходится приспосабливаться.

Как правило, технопарки предлагают целый набор услуг, дающий возможность предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса гибко ориентироваться в инновационных средах, выбирая те, что принесут бóльшую прибыль. Чтобы попасть в технопарк, клиенты проходят процедуру отбора, позволяющую выявить наиболее прогрессивных из них, т. е. лучше других планирующих свою деятельность и учитывающих долгосрочную перспективу своего развития.

Для справки

Впервые идея создания технопарков возникла в середине 1950-х гг. в США. Тогда Кремниевая Долина прославилась своими феноменальными достижениями в высокотехнологичных секторах промышленности, особенно информационном и компьютерном.

В Европу идея технопарков пришла в начале 1970-х, в то время появились Исследовательский центр при Эдинбургском университете (Шотландия), Тринити-колледж в Кембридже, бельгийский Левен-ла-Нев и др. Сегодня на территории Великобритании насчитывается около полусотни технопарков, а по всей Европе их более 260, в них входит 2 тыс. разнообразных инновационных центров.

Показателен и китайский опыт создания технопарковых зон. Благодаря максимальному участию государства в их становлении Китай и Тайвань достигли ошеломляющих успехов в наукоемких отраслях промышленности, приковав внимание всего мира. Помощь китайского правительства технопаркам выразилась не только в значительных финансовых вливаниях, но и в льготных условиях ведения бизнеса.

Сегодня такие суперсовременные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку – от фундаментальных исследований до производства и продажи новой продукции, превратились в центры наукоемкого производства и получили распространение во всем мире.

В России также накоплен определенный опыт организации научных и технологических парков. Однако перестройка и последовавшее за ней реформирование экономики нанесли определенный урон этой системе: сократилось финансирование, многие научные работники покинули отрасль, обострилась проблема сохранения и умножения инновационного потенциала страны.


Происходивший в середине 1990-х гг. естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков привел к их количественному росту и появлению технопарков, организуемых не при университетах, а на базе крупных научных центров, наукоградов, в академических городках и ранее закрытых поселениях.

В середине 2002 г. Государственный совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом РФ девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор. Разработана концепция реформирования государственных научных центров, чтобы программа развития науки оказалась выполненной.

В 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленную на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий, что является наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей – одной из основных движущих сил экономического роста страны.

Полностью статью можно прочитать в журнале "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль