Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ

601
Проблема ТБО – глобальная проблема ХХІ в., хотя объем бытовых отходов намного меньше, чем промышленных (наибольшее количество последних образуется в горно-металлургической и угольной промышленности, т. е. преимущественно в моногородах). Именно проблема ТБО, к образованию которых причастен каждый человек, наиболее актуальна и требует наибольшего внимания, поскольку затрагивает все без исключения российские города (в первую очередь города Московского региона и курортной зоны).

Проблема ТБО – глобальная проблема ХХІ в., хотя объем бытовых отходов намного меньше, чем промышленных (наибольшее количество последних образуется в горно-металлургической и угольной промышленности, т. е. преимущественно в моногородах). Именно проблема ТБО, к образованию которых причастен каждый человек, наиболее актуальна и требует наибольшего внимания, поскольку затрагивает все без исключения российские города (в первую очередь города Московского региона и курортной зоны).

Вместо предисловия

Терминология в сфере обращения с отходами характеризуется известной путаницей в определениях и понятиях, поэтому для ясности понимания материала статьи целесообразно уточнить основные определения.

Управление отходами – это технологический процесс, включающий системно связанные операции сбора, удаления (транспортирования), сортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов. (К сожалению, в Российской Федерации каждая из этих операций существует как бы сама по себе, системная связь отсутствует).

Переработка отходов – совокупность методов воздействия на отходы для изменения их состояния и свойств с целью уменьшения их объема и массы, получения новой продукции, производства энергии.

Утилизация отходов – любое полезное использование отходов (в т. ч. без переработки).

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это часть отходов потребления, к которым относят отслужившие свой срок товары и изделия, ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе городского хозяйства, в сфере быта и услуг, а также аналогичные отходы в любой сфере деятельности, образование которых не связано с производством продукции и энергии.

По своему составу российские ТБО представляют собой гетерогенную смесь, состоящую из различных по свойствам, крупности и степени опасности компонентов: пищевые и растительные отходы 20–30%, макулатурообразующие компоненты 20–25%, пластмассы ~10%, стекло 3–5%, текстиль 3–5%, черные металлы 3–4%, цветные металлы 0,4–0,5%, по 1–2% – дерево, кожа, резина, камни, керамика, кости; 10–15% приходится на прочие отходы и так называемый отсев (фракцию -20мм переменного состава); ввиду отсутствия в России системы раздельного сбора отходов в ТБО попадают практически все опасные бытовые компоненты, в т. ч. к ТБО не относящиеся – отработанные батарейки, электронный лом, аккумуляторы, термометры, тонометры, люминесцентные лампы, медицинские отходы и многое другое.

В чем особенности проблемы ТБО? Главная особенность в том, что ТБО образуются в больших количествах (у каждого человека ~ 300 кг/год), и их нужно ежедневно из мест образования удалять. Куда и как удалять отходы и что с ними делать после удаления (сведя к минимуму экономические затраты и экологический риск практических действий), должна дать ответ комплексная стратегия и научно обоснованная концепция управления ТБО. Поскольку таковой в Российской Федерации нет (государство самоустранилось от решения проблемы отходов, передав все полномочия органам местного самоуправления), единая стратегическая политика в решении актуальных задач управления ТБО в стране не проводится, механизм решения этих задач не раскрыт.

Отсутствие научно обоснованного плана действий неизбежно порождает зигзаги в выборе стратегических направлений решения проблемы ТБО. Например, в Москве директивное постановление подвергать сжиганию всю образующуюся массу ТБО сменяется попыткой директивного перехода к их «гидросепарации» (из огня да в воду!), к созданию неких «экотехнопарков», «коммунально-промышленных центров» и т. д. и т. п.

Для Московской области характерно принятие абсолютно формальных необоснованных программ, предусматривающих строительство случайных объектов (в частности, строительство трех мусороперерабатывающих предприятий и пяти предприятий по переработке отходов – без расшифровки, что это такое). Судя по последним сообщениям СМИ, в Московской области решение проблемы ТБО видят в создании «кластера по привлечению инвесторов». Как будто инвестор ставит своей целью создать в России рациональную систему обращения с ТБО! Инвестор продает на выгодных для него условиях свою технологию, оборудование – не более и не менее! Экологические, экономические и технологические интересы России его, естественно, не волнуют. А в итоге Московская область постепенно превращается в помойку (рис. 1).

Рис.1. Официальные свалки ТБО в Московской области

Отсутствие научно обоснованной комплексной стратегии не позволяет выявить эффективные направления капиталовложений в решение проблемы ТБО и проведения обоснованной инвестиционной политики, порождает конъюнктурный подход, политику «по интересам», всегда направленную на строительство дорогостоящих и случайных объектов, а не на создание рациональной системы комплексного управления отходами; многие практические решения объясняются банальным непрофессионализмом. В отсутствие централизованной государственной политики остается больше простора для криминала и коррупции.

Решение проблемы отходов в жилищно-коммунальном секторе (с учетом современных требований ресурсо- и энергосбережения) рассматривают в мировой практике как приоритетный вид сервисной деятельности. Технологический процесс оказания населению услуг в сфере санитарной очистки города от ТБО является, по существу, одной из систем его жизнеобеспечения. Не случайно в странах ЕС широко практикуется экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами (льготное кредитование, налоговые льготы, финансовые льготы).

Задачи сервиса при решении проблемы ТБО – реализация эффективной технической политики с наименьшими затратами и экологическим риском практических действий.

Оценка ситуации в России

В России функционируют 5 мусоросжигательных заводов (3 из них – в Москве), 2 завода по производству компоста и около 20 объектов ручной сортировки; 97–98% ТБО удаляют на примитивные экологически опасные свалки. Все отходы перед их удалением на объекты переработки, сортировки и захоронения собирают «в одну кучу», селективный сбор отсутствует, гетерогенный состав ТБО (представляющих, как отмечено, смесь различных по свойствам крупности и степени опасности компонентов) не учитывается.

Отсюда совершенно закономерно сортировка ТБО в российских условиях плохо решает задачи ресурсосбережения, ибо выход вторсырья редко превышает 10% (процесс сортировки получается убыточным и становится малопривлекательным для бизнеса), что является следствием низкого качества сырья на входе в процесс (система селективного сбора отсутствует). Кроме того, ручная сортировка всей образующейся массы ТБО экологически ущербна (антисанитария, вторсырье загрязнено). Большим недостатком ручной сортировки «грязного» мусора является эпидемиологическая опасность от непосредственного контакта человека с отходами, характеризующимися относительно высоким уровнем бактериального загрязнения (плесневые грибы, бактерии группы кишечных палочек, стафилококки). В мировой практике «грязный» мусор не подвергается ручной сортировке, вручную сортируют вторсырье.

Следует отметить: низкие технологические и экономические показатели сортировки ТБО в России объясняются не недостатками процесса, а непрофессионализмом людей, которые этим занимаются. Эффективность сортировки (особенно ручной) во многом зависит от организации работы на стадии сбора и транспортирования отходов.

В системе санитарной очистки города от ТБО можно выделить два аспекта:

· обеспечение чистоты города;

· снижение количества отходов, направляемых на захоронение (за счет их вовлечения в сортировку, переработку и утилизацию).

Чистота города обеспечивается своевременным сбором и удалением ТБО из мест их образования; эта задача в российских городах решается достаточно хорошо (по крайней мере, удовлетворительно). Задача снижения количества захораниваемых отходов в Российской Федерации не решается: как и 30 лет назад захоронению подвергают 97–98% образующихся ТБО (в Нидерландах, к примеру, всего 2%).

Генеральная стратегическая линия решения проблемы ТБО в мировой практике – максимально возможное сокращение потока отходов на захоронение (за счет их вовлечения в переработку и утилизацию). Поэтому главным критерием уровня санитарной очистки любого города от ТБО (при обеспечении его необходимой чистоты) является количество отходов, вывозимых на полигон захоронения (в процентах от общего количества образующихся ТБО). Чем меньше численное значение критерия (чем больше ТБО вовлекается в переработку), тем выше уровень санитарной очистки; естественно, при этом имеется в виду, что объекты сортировки и промышленной переработки ТБО являются экологически безопасными и функционируют с наименьшими экономическими затратами. Если руководствоваться этим критерием, абстрагируясь от экономики и экологии, то первенство в России принадлежит Москве, где на захоронение в Московскую область вывозят 80–85% ТБО (около 10 тыс. т в день).

Можно констатировать: проблема ТБО в России не решается, система санитарной очистки российских городов от ТБО находится в стагнации и требованиям времени пока не соответствует.

Президент РФ В.В. Путин поставил перед правительством задачу: разработать к 1 февраля 2013 г. комплексную стратегию обращения с ТБО, предусматривающую создание эффективной системы управления ТБО (поручение Президента РФ В.В. Путина от 10.08.2012 № Пр-2138). Сам факт внимания главы государства к проблеме ТБО говорит о том, что она для России в высшей степени актуальна и требует активизации усилий для решения (в соответствии с комплексной стратегией эффективного управления ТБО, которую надлежит разработать и принять на государственном уровне).

К сожалению, никакой информации о реализации распоряжения Президента нет, обсуждения проекта стратегии не было. Известно только, что на роль разработчиков стратегии стали претендовать структуры, имеющие выход в высшие эшелоны власти, пользующиеся соответствующей репутацией и стремящиеся стать у руля привлекательной и значимой с точки зрения финансовых потоков проблемы. При этом никакой роли не играет тот факт, что эти структуры могут быть непрофильными и не обладать соответствующими организационными и кадровыми ресурсами. При таком развитии событий и отсутствии широкого обсуждения разработанной стратегии конечный результат может быть плачевным: родится документ, в котором не будет реализован государственный подход к решению проблемы ТБО, и научно обоснованная концепция так и не появится.

В этих условиях вызывают тревогу публикации типа появившихся в июле 2012 г. на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования доклада «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России». В этом докладе дается весьма путаное «обоснование» решения проблемы ТБО с помощью сжигания как единственной возможной технологии! Этот доклад, к сожалению, может всерьез восприниматься как руководство к действию, поскольку мнение о проблеме ТБО «высказал главный арбитр – государство, опубликовав доклад Росприроднадзора, одобренный Российской академией наук»[1]. А в действительности этот доклад вводит всех в заблуждение, демонстрируя субъективизм и ограниченность технологического мышления авторов, выражающиеся как в названии доклада (обезвреживание, под которым авторы, очевидно, понимают все, что угодно, не является целью решения проблемы ТБО), так и в ошибочном противопоставлении одной технологии другой.

Ни в одной сфере человеческой деятельности в России нет такого отставания, как в сфере обращения с отходами. Основные причины этого видятся в следующем:

· существует дефицит специалистов в сфере управления ТБО;

· отсутствует политическая воля к цивилизованному решению проблемы ТБО (по критериям ресурсо- и энергосбережения и экологической безопасности, сведя к минимуму экономические затраты и экологический риск практических действий);

· нет комплексной стратегии и научно обоснованной концепции решения проблемы ТБО, учитывающих мировой опыт, достигнутый уровень и тенденции развития мировой практики.

Оценка мирового опыта

ТБО стали интенсивно вовлекаться в промышленную переработку к середине 70-х гг. прошлого столетия, в разгар мирового энергетического кризиса (СССР этот кризис не коснулся). Именно тогда появилась концепция «Waste to energy» («Отходы – в энергию»), которая рассматривала отходы как источник возобновляемой энергии, а сжигание ТБО – как важный вклад в переход от использования ископаемого топлива к производству возобновляемой энергии. В строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стали вкладывать большие средства, но постепенно выяснилось, что поток ТБО на захоронение снижается мало – концепция оказалась ошибочной. В итоге в мировой практике частью новой модели управления ТБО, реализуемой в настоящее время, стало снижение количества не только захораниваемых, но и сжигаемых отходов.

«Сжигательная» концепция имеет очевидные ошибки, сделавшие ее надуманной, примитивной и весьма ограниченной:

· совершенно не учитывается, что прямое сжигание неподготовленных, несортированных ТБО – самый затратный и экологически не безупречный вариант решения проблемы; при сжигании ТБО загрязнение окружающей среды переключается с одного способа на другой – с воздуха на летучую золу и воду (в системах с мокрой газоочисткой), причем образуются новые, более опасные, чем исходные ТБО, отходы (в частности, летучая зола);

· не учитывается большой объем обедненных кислородом отходящих газов (5–6 тыс. куб. м на 1 т сжигаемых отходов); дымовые газы содержат всего 8% кислорода и более 10% СО2 и являются более тяжелыми, чем воздух (т. е. вытесняют воздух из приземного слоя и опускаются на уровень дыхания человека); содержание вредных примесей в отходящих газах не равно нулю, и с атмосферными осадками они неизбежно возвращаются на земную поверхность, загрязняя почву и воды;

· совершенно ошибочно посчитали, что сжигание горючей части отходов (особенно бумаги и пластмассы) более выгодно с экологической точки зрения, чем их использование в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР); в действительности при сжигании, например, полимеров, выбрасывается больше СО2, чем при производстве электроэнергии, необходимой для получения полимеров;

· пищевые и растительные отходы, попадающие в мусоросжигательную печь, обладают очень низкой энергетической ценностью (4 МДж/кг) и увеличивают выход недожега).

На сегодня мировая практика доказала, что предпочтительной является возможность сохранения энергии, сосредоточенной в отходах, за счет их вторичного использования и переработки в качестве ВМР. (То, что российские чиновники не в состоянии создать систему вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот – вопрос особый). Повторное использование обеспечивает значительную экономию энергии и сокращение выбросов (например, при вовлечении металлоотходов во вторичное использование расход энергии в целом снижается на 60–95% по сравнению с выплавкой металлов из руды, а объем отходящих газов уменьшается в 5–10 раз).

Согласно исследованиям Агентства по охране окружающей среды США вторичное использование и переработка ТБО взамен их сжигания на МСЗ позволяет сэкономить 0,8 т условного топлива на каждую тонну используемых ТБО. На каждые 10% ТБО, предотвращенных в США от захоронения и сжигания, экономится 17 млн т условного топлива (в США ТБО на 50% состоят из бумаги, пластмассы, стекла, алюминия и железа, при получении которых из первичного сырья расходуется треть всей энергии, потребляемой промышленностью).

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в ноябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



[1] Журнал «ТБО». 2013. № 4. С. 49.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль