Управление сбалансированностью местных бюджетов с использованием межбюджетных трансфертов

4657
Одним из принципов, на которых базируется бюджетная система России, является принцип сбалансированности бюджета, затрагивающий формирование и исполнение бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны. При этом наибольшие сложности возникают при обеспечении сбалансированности муниципальных бюджетов, так как именно на местном уровне наблюдается явная недостаточность доходных источников для финансирования расходных полномочий.

Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета сформулирован в Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ) и состоит в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, которые связаны с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33 БК РФ).

На местном уровне обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов сопряжено с рядом проблем. Несмотря на активное использование дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемых из региональных и районных бюджетов, их применение не всегда позволяет достичь сбалансированности бюджетов территорий. В связи с этим широкое распространение получило применение дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, которые выделяются из бюджетов как субъектов РФ, так и муниципальных районов.

В соответствии с нормами БК РФ дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов относятся к иным межбюджетным трансфертам.

Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов регламентировано ст. 142.4 БК РФ, согласно которой в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района.

При применении дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно формируют подходы к распределению данных дотаций. Это позволяет максимально учесть специфику территорий и индивидуализированно подойти к формированию соответствующих методик. Однако на практике не всегда имеющийся в сфере управления сбалансированностью местных бюджетов потенциал используется в полном объеме.

При распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ к ним применяется ограничение, установленное ст. 139.1 БК РФ, в соответствии с которой в случаях и порядке, предусмотренных региональными законами, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, в т. ч. в форме дотаций, в пределах 10% общего объема трансфертов местным бюджетам из регионального бюджета (за исключением субвенций). Следует отметить, что при распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района в бюджеты поселений подобного ограничения не применяется и, следовательно, объем дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений может при необходимости существенно превышать суммы других межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Распределение дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов из бюджета субъекта РФ: опыт регионов

Методики распределения указанных дотаций существенно различаются в различных регионах, они ориентированы на достижение разных целей и предполагают использование различных условий и механизмов распределения средств.


Пример

Так, в Тульской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) предусматриваются с целью оказания им финансовой помощи для реализации полномочий по решению вопросов местного значения, а также в случаях недостаточности доходов местных бюджетов для финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств муниципальных образований.

Право на получение дотации имеют муниципальные районы и городские округа Тульской области в следующих случаях:

‒ прогноз первоочередных расходов муниципального бюджета в текущем году, связанных с решением вопросов местного значения, превышает прогноз налоговых и неналоговых доходов;

‒ темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований на душу населения за 1-е полугодие текущего года к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых условиях ниже среднего темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов на душу населения за 1-е полугодие текущего года к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых условиях по муниципальным районам (городским округам) области более чем на 5%.


Подобный подход к распределению дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов позволяет избежать несбалансированности местных бюджетов в текущем периоде. Однако он не ориентирован на выявление причин их несбалансированности, а значит, не способствует повышению уровня сбалансированности бюджетов в долгосрочном периоде.

Однако более перспективным представляется подход к распределению дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, применяемый в Воронежской области.

Пример

В Воронежской области дотации предоставляются муниципальным районам и городским округам при изменении регионального бюджетного и налогового законодательства, изменении места регистрации крупных налогоплательщиков, влекущем уменьшение доходной базы муниципального образования, а также при возникновении в течение года непредвиденных расходов.

  Дотации предоставляются при выполнении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ряда условий. Среди них можно выделить:

- отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на оплату труда, по оплате коммунальных услуг муниципальных учреждений;

- соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих.


Данный подход к обеспечению сбалансированности местных бюджетов позволяет учесть причины недостаточности налоговых доходов для финансирования расходных полномочий городских округов и муниципальных районов, которые могут быть обусловлены изменениями бюджетной политики региона, а не конкретных муниципальных образований.

В Волгоградской области используется совершенно иной подход к распределению дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Полный текст статьи опубликован в №5 2014 журнала "Практика муниципального управления"

Управление сбалансированностью местных бюджетов с использованием межбюджетных трансфертов

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль