Изменения законодательства о местном самоуправлении в сфере градостроительных и земельных отношений

4222
В течение последних месяцев был принят ряд важных нормативно-правовых актов, изменяющих сложившуюся ситуацию в т. ч. в области градостроительных и земельных отношений. Некоторые из них не предусматривают необходимость внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, между тем без внесения таких изменений реализация закрепленных новаций будет затруднительна.

В течение последних месяцев был принят ряд важных нормативно-правовых актов, изменяющих сложившуюся ситуацию в т. ч. в области градостроительных и земельных отношений. Некоторые из них не предусматривают необходимость внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, между тем без внесения таких изменений реализация закрепленных новаций будет затруднительна.

Масштабные изменения в законодательстве о местном самоуправлении

Законодательство о местном самоуправлении претерпело изменения. В течение последних месяцев был принят целый ряд важных нормативно-правовых актов, в частности федеральные законы:

  • от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ);
  • от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ);
  • от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • от 21.07.2014 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»;
  • от 21.07.2014 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанные законодательные акты в корне изменили сложившуюся ситуацию в области градостроительных и земельных отношений.

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ

Целью Федерального закона № 136-ФЗ было преодоление проблемы перегруженности сельских поселений полномочиями при имеющем место дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

Читайте также:

Особенности разработки и принятия муниципальных документов стратегического планирования

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в т.ч. на уровне муниципальных образований.

Несмотря на то что муниципальными районами и так решалась значительная часть вопросов местного значения сельских поселений, в т. ч. посредством заключения соответствующих соглашений, был принят Федеральный закон № 136-ФЗ, следствием принятия которого стало разделение перечня вопросов местного значения для городских и сельских поселений. В результате данного разделения, обусловленного спецификой и особенностями обеспечения жизнедеятельности населения на сельских территориях, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции Федерального закона № 136-ФЗ были оставлены только те вопросы местного значения сельского поселения, которые соизмеримы с организационными и финансовыми возможностями сельских поселений. При этом вопросы, исключенные из перечня вопросов местного значения сельских поселений, переданы для решения органам местного самоуправления муниципального района.

Следует отметить, что при разработке Федерального закона № 136-ФЗ, к сожалению, не была принята во внимание необходимость разработки соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ). Так, согласно указанным изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ, все полномочия сельских поселений в области градостроительной деятельности (включая утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования) должны решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В то же время в ст. 24, 45, 46 ГрК РФ не предусмотрена возможность органов местного самоуправления муниципальных районов утверждать градостроительную документацию сельских поселений. Таким образом, реализация Федерального закона № 131-ФЗ после внесенных в него изменений может быть весьма затруднительна без внесения изменений в ГрК РФ.

Недоработки, допущенные в Федеральном законе № 136-ФЗ, были частично нивелированы посредством принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ. В частности, Федеральный закон № 165-ФЗ устанавливает переходный период вступления в силу отдельных положений Федерального закона № 136-ФЗ, закрепляя, что до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 136-ФЗ. Введение указанной нормы позволит органам местного самоуправления подготовить организационные и материальные ресурсы для реализации положений Федерального закона № 136-ФЗ.

Также положения Федерального закона № 165-ФЗ направлены на усовершенствование некоторых организационных и финансовых вопросов в сфере местного самоуправления: установлен порядок формирования местных бюджетов, исключен конкретный перечень собственных доходов местных бюджетов, скорректирован механизм оказания финансовой помощи, в т. ч. за счет бюджетов субъектов РФ. Кроме того, Федеральным законом № 165-ФЗ уточнен порядок упразднения поселений: органы государственной власти субъекта РФ вправе принять решение об устранении административно-территориального устройства, в результате чего упраздняются поселения, где отсутствуют жители, обладающие избирательным правом. При низкой плотности населения территория упраздненного поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории, а в отношении иных территорий – в состав поселений, имеющих общую границу с упраздняемым. Федеральный закон № 165-ФЗ вступил в силу 5 июля 2014 г.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Любовь Чеснокова,
Шеф-редактор журнала
«Управление многоквартирным домом»

Читать сейчас
Обновлено 12.10.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Опрос

Редакция журнала «Управление многоквартирным домом» интересуется: "Какие темы для вас наиболее интересны?"

  • Расчеты с жителями 66.67%
  • Договорные отношения с жителями 0%
  • Договорные отношения с подрядчиками 0%
  • Технические особенности эксплуатации общего имущества в МКД 33.33%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль