Законы приняты: новые задачи и новые вопросы

610
Соблюдение лицами, ответственными за управление многоквартирными домами (МКД), установленных законодательством требований – один из наиболее актуальных вопросов для жителей России.

Соблюдение лицами, ответственными за управление многоквартирными домами (МКД), установленных законодательством требований – один из наиболее актуальных вопросов для жителей России.

Тема ЖКХ зачастую идет первой в списке проблем гражданина, т. к. не все сталкиваются с медициной и образованием, но все пользуются жилищно-коммунальными услугами.

Количество обращений, связанных с нарушениями в данной сфере, неуклонно увеличивается. Например, в Мурманской области Государственная жилищная инспекция за 2012 г. получила 5 тыс. обращений граждан, а за 2013 г. – уже свыше 12 тыс. В 2014 г. тенденция к росту сохраняется.

Для коренного изменения положения существующие меры административного воздействия недостаточны. Низкая активность граждан, а также запутанность законодательства не способствуют решению вопроса.

Читайте также:

Лицензирование управляющих компаний

Решит ли лицензирование проблемы управления многоквартирными домами?

Закон о лицензировании деятельности по управлению МКД создает механизм жесткого государственного регулирования работы в этом секторе экономики. То есть государство возвращается в сферу ЖКХ, которую в 2005 г. с введением Жилищного кодекса предложило взять жителям под свой контроль. Предполагалось, что собственники жилья начнут активно влиять на содержание МКД и добиваться роста стоимости своей недвижимости путем грамотного управления, формирования списка работ для управляющих организаций (УО) и контролировать качество их выполнения. Однако этого не произошло. Возник скорее базар, а не рынок управления МКД, где большую свободу получили не очень чистоплотные на руку предприниматели, пользующиеся каждой лазейкой в законодательстве.

Лицензирование стало закономерным итогом поиска выхода из сложившейся ситуации. При всех озвучиваемых противниками закона недостатках он имеет одно неоспоримое преимущество – вывод из тени УО, предъявление квалификационных требований к должностным лицам.

Однако ОГЖН считают, что следует ввести дополнительные требования для лицензируемых организаций.

Требования к соискателям лицензии, закрепленные Федеральным законом от 21.07.2014 ФЗ № 255-ФЗ (Федеральный закон № 255-ФЗ), носят достаточно общий характер. При этом остаются не проверенными их финансовое и техническое состояние, наличие необходимого оборудования для осуществления деятельности по обслуживанию общего имущества МКД, что должно являться ключевым показателем при решении вопроса о выдаче лицензии. Таким образом, отсутствует уверенность в том, что часть управляющих организаций (УО) сможет осуществлять обязанности по выполнению минимального перечня работ и услуг, а также надлежащей подготовке к зиме, что несет в себе риски финансовых злоупотреблений, а также риски для жизни и здоровья граждан.

У хорошей УО должно быть соответствующее материально-техническое обеспечение, к которому пока нет никаких требований ни в законодательстве, ни у собственников МКД в связи с их неосведомленностью.

Возможно, надо пойти еще дальше и ввести квалификационные требования к среднему инженерно-техническому персоналу или, хотя бы, к его наличию. На настоящий момент средний персонал был «вымыт» из сферы ЖКХ – по мнению хозяев УО, за ненадобностью. Зачастую УО – это директор и дворники. При этом директор может быть «подставным», а дворники должны демонстрировать жителям обслуживание дома, так как мало кто из собственников представляет, что уборка подъездов и дворов – это не более 10% того, что должна делать УО. И также мало кто понимает, насколько сложное инженерное сооружение МКД.

Основные финансовые нарушения в работе УО, ТСЖ, ЖСК связаны с нецелевым использованием денежных средств, предназначенных для ресурсоснабжающих организаций (РСО). Поэтому целесообразно рассмотреть возможность возврата к системе единых региональных расчетных центров, осуществляющих расщепление платежей, или сбор средств населения за коммунальные услуги только на счета РСО.

При отсутствии возможности оперировать денежными средствами, предназначенными для оплаты коммунальных услуг, недобросовестные лица, присутствующие в настоящее время на рынке ЖКХ, потеряют заинтересованность в этом бизнесе.

Следует ввести административную ответственность за нарушение порядка расчетов УО с РСО, установленного постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Существует опасность, что лицензирование может породить создание фиктивных ТСЖ с подставными председателями с целью обойти процедуру лицензирования. В условиях повсеместной практики подделки решений общих собраний и затянутой судебной процедуры обжалования этих решений управление многими МКД будет парализовано. Существует возможность дублирования в реестре лицензий сведений об одном и том же МКД в перечнях различных лицензиатов. Это возможно, когда между двумя и более УО, а также собственниками имеется спор о праве управления одним и тем же домом.

Мнение автора по вопросам усовершенствования механизма проведения общих собраний, качества услуг, предоставляемых УО, лицензирования управляющей организации, лишения УО лицензии и другим вопросам вы можете узнать в №10 2014 журнала "Управление многоквартирным домом".

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
×

Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!