Отражение коммунальных платежей в бухгалтерском учете ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций

7995

На расчетные счета ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций (УО) регулярно поступают от собственников помещений многоквартирного дома (МКД) средства двух видов:

  1. связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества МКД и управлением его эксплуатацией;
  2. предназначенные для оплаты услуг, оказываемых различными организациями собственникам помещений: коммунальных услуг, услуг радиосвязи, телевидения и пр. (далее – коммунальные платежи).

Читайте также:

Даешь общедомовые нужды!

В Правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрен сбор средств на общедомовые нужды.

У ТСЖ (ЖСК) средства первого вида – это целевые поступления, а у УО – выручка от оказания услуг управления МКД, а также работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

Экономический характер средств второго вида у ТСЖ, ЖСК и УО одинаков: это транзитные платежи, не образующие дохода у указанных организаций.

К большому сожалению, в настоящее время находит широкое распространение вымышленная схема предоставления коммунальных услуг, в которой РСО приписывается роль поставщиков не существующих «ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг» (п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ) или «коммунальных ресурсов» (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Постановление № 354), а ТСЖ, ЖСК, УО неправомерно навязывается функция «исполнителей» коммунальных услуг. В настоящей статье данная схема игнорируется как полностью противоречащая реальной действительности. Нигде в бухгалтерском учете ТСЖ, ЖСК, УО мы не найдем и следа от каких бы то ни было поставок ресурсов от РСО (т. е. их приходования, приобретения в собственность). И это – одно из многих доказательств надуманности и фиктивности такой схемы[1].

В общем случае настоящими исполнителями коммунальных услуг являются РСО или иные лица, выполняющие функции организаций коммунального комплекса. Редкие пока исключения представляют ситуации, когда в распоряжении ТСЖ, ЖСК, УО имеются действующие объекты инфраструктуры (бойлерные, тепловые пункты, водяные скважины и т. п.), с использованием которых реально оказываются коммунальные услуги. Только в таких случаях сами ТСЖ, ЖСК, УО становятся поставщиками (исполнителями) коммунальных услуг.

В условиях деятельности ТСЖ, ЖСК, УО оплата коммунальных услуг может осуществляться одним из следующих способов:

1) на основе договоров, заключенных между ТСЖ, ЖСК, УО и РСО, при начислении платежей силами бухгалтерий ТСЖ, ЖСК, УО. При этом ТСЖ, ЖСК, УО принимают коммунальные платежи на свои расчетные счета и осуществляют все взаиморасчеты с РСО. В настоящее время этот способ наиболее распространен;

2) на основе договоров, заключенных ТСЖ, ЖСК, УО с РСО и с ИРЦ. Данный вариант предусматривает, что начисление коммунальных платежей и рассылку соответствующих платежных документов собственникам осуществляет ИРЦ. При этом возможны два варианта:

2.1) собственники направляют коммунальные платежи на расчетный счет банка, указанного в договоре с ИРЦ. Этот банк регулярно перечисляет полученные суммы на расчетный счет ТСЖ, ЖСК, УО для расчетов с РСО;

2.2) собственники направляют коммунальные платежи непосредственно РСО согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ;

3) на основе прямых договоров собственников с поставщиками услуг. В этом случае коммунальные платежи осуществляются собственником самостоятельно, и это не находит отражения в бухгалтерском учете ТСЖ, ЖСК, УО. Данный способ, будучи наиболее удобным для ТСЖ, ЖСК, УО, находит пока редкое применение из-за того, что в Жилищном кодексе содержится норма (ч. 12 ст. 161), согласно которой ТСЖ, ЖСК, УО не вправе отказываться от заключения договоров с РСО.

Рассмотрим, каково правильное отражение в бухгалтерском учете вариантов 1, 2.1 и 2.2. Прежде всего, подчеркнем (и это главное): поступление на расчетный счет ТСЖ, ЖСК, УО коммунальных платежей не связано с увеличением собственных средств организации. Поэтому данные поступления не могут признаваться доходом, и, следовательно, при начислении коммунальных платежей не могут использоваться счета 90 и 91. Это означает, что коммунальные платежи представляют собой встречные обязательства перед собственниками. Смысл этих обязательств состоит в том, что поступающие средства должны быть израсходованы организацией строго по их назначению, т. е. для оплаты коммунальных услуг в соответствии с их объемом и качеством. Отсюда следует, что начисление коммунальных платежей надо отражать операцией, в которой как по дебету, так и по кредиту используется счет 76.

Для этого можно к счету 76 открыть субсчета:

76-1 «Расчеты с собственниками»;

76-4 «Расчеты по коммунальным платежам».

В табл. 1 представлены основные хозяйственные операции вариантов 1 и 2.1 с численным примером.

Таблица 1

Хозяйственная операция

Корреспонденция

счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1. Начислены коммунальные платежи собственников

76-1

76-4

1000000

2. Поступили коммунальные платежи

51

76-1

1000000

3. Акцептованы счета-фактуры, поступившие от РСО

76-4

60

800000

4. Оплачены коммунальные услуги поставщику

60

51

800000

5. Скорректировано начисление коммунальных платежей в конце года (сторнирование, закрыт счет 76-4)

76-1

76-4

-200000

6. Начислены взносы на формирование резерва

76-1

96-*

200000

В хозяйственной операции 1 образуется обязательство собственников по внесению платы за коммунальные услуги (дебет 76-1) и встречное обязательство ТСЖ, ЖСК, УО перед собственниками по целевому использованию поступивших средств (кредит 76-4). Данная операция отражает транзитный характер коммунальных платежей. В приведенном примере сделано допущение, что начисленная сумма была полностью перечислена собственниками на расчетный счет ТСЖ, ЖСК, УО (операция 2). Кредиторская задолженность по счету 76-4 сокращается по мере начисления платежей поставщикам коммунальных услуг (операция 3).

Сальдо по счету 76-4 может означать излишне начисленные собственникам коммунальные платежи (кредитовое сальдо) либо недоначисление коммунальных платежей (дебетовое сальдо). В приведенном примере по счету 76-4 образовалось кредитовое сальдо в сумме излишне начисленных 200 тыс. руб. В конце года неточность в начислении коммунальных платежей должна быть исправлена. После сторнирования начисления коммунальных платежей (операция 5) сальдо по счету 76-4 стало равным нулю, и образовалась переплата собственниками денежных средств в сумме 200 тыс. руб. (кредитовое сальдо по счету 76-1).

По решению собственников эту переплату можно направить на иные цели, например, на пополнение резервов (фондов) текущего ремонта, восстановления основных средств, непредвиденных расходов. Для этого бухгалтер должен отразить соответствующее начисление средств (операция 6), которое компенсирует возникшее кредитовое сальдо по счету 76-1 и отражает образование резерва (счет 96-*) в сумме 200 тыс. руб.

Вариант 2.2, когда собственники направляют коммунальные платежи непосредственно РСО, а также формулы, используемые при начислении коммунальных платежей, которые обычно вызывают вопросы, подробно разобраны в №10 2014 журнала "Управление многоквартирным домом"



[1] См. также статью «О поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг», журнал «Управление многоквартирным домом», № 9, 2014.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей.

Пояснение к картинке

Мария Дмитриевна Анестратенко,
Главный редактор ОН
«Городское хозяйство и ЖКХ»

Читать сейчас
Обновлено 22.04.2016

Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка



© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях