Роль банков в решении проблем формирования региональных систем капитального ремонта

1280
Согласно требованиям норм Жилищного кодекса к функционированию региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах привлекаются также кредитные организации, в т. ч. отобранные на конкурсных условиях, которые определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно требованиям норм Жилищного кодекса к функционированию региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах привлекаются также кредитные организации, в т. ч. отобранные на конкурсных условиях, которые определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Какими должны быть данные условия?

Начиная со второй половины 2013 г. в субъектах РФ в соответствии с нормами Жилищного кодекса происходит формирование региональных систем капитального ремонта (КР) общего имущества (ОИ) МКД. Центральными звеньями таких региональных систем должны стать региональные операторы– специализированные некоммерческие организации, учреждаемые субъектами РФ в организационно-правовой форме фонда и осуществляющие в т. ч. объемную финансовую деятельность в тесном взаимодействии с российскими кредитными организациями, которые согласно требованию ч. 3 ст. 180 ЖК РФ необходимо выбрать на конкурсной основе. При этом величина собственных средств (капитала) кредитной организации составляет не менее 20 млрд руб.

Условия указанного конкурса определяются прежде всего содержанием финансовой деятельности региональных операторов, проблемами, возникающими при организации данной деятельности, и возможностями, которыми обладают кредитные организации для решения данных проблем с учетом их экономических интересов.

Необходимо иметь в виду, что нормы Жилищного кодекса определяют целью деятельности РО обеспечение проведения КР ОИ МКД на территории субъекта РФ, в т. ч. осуществление финансовой деятельности, направленной на решение следующих задач:

1) представление региональных операторов на всей территории субъекта РФ платежных документов на оплату взносов на КР всем собственникам помещений МКД, формирующим фонды КР (ФКР) на счете РО (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ);

2) согласно ч. 1 ст. 183 ЖК РФ ведение региональными операторами в электронной форме учета средств, которые поступили на его банковский счет в виде взносов на КР собственников помещений МКД, формирующих ФКР на счете регионального оператора, отдельно в отношении средств каждого такого собственника (система учета ФКР). При этом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 183 ЖК РФ данная система учета ФКР должна включать, в частности, сведения о размерах:

  • начисленных и уплаченных взносов на КР каждым собственником помещения МКД, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов;
  • средств, направленных региональным оператором на КР ОИ МКД, в т. ч. размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по КР;
  • задолженности за оказанные услуги и выполненные работы по КР ОИ МКД;

3) ведение согласно ч. 4 ст. 179 ЖК РФ учета полученных региональным оператором от собственников помещений в одних МКД, формирующих ФКР на счете регионального оператора, средств, используемых на возвратной основе для финансирования КР ОИ в других МКД, собственники помещений в которых также формируют ФКР на счетах этого же регионального оператора.

Чтобы осуществлять указанные направления финансовой деятельности, региональному оператору необходимо приобрести за счет средств бюджета субъекта РФ достаточно дорогостоящий программно-аппаратный комплекс, состоящий из комплекта компьютерной и периферийной техники, а также программных продуктов, которые обеспечивают решение задач представления региональным оператором собственникам помещений МКД платежных документов на оплату взносов на КР и ведение учета аккумулируемых на его счете ФКР. Стоимость программных продуктов, необходимых для решения указанных задач во взаимосвязи с иными задачами деятельности регионального оператора, составляет не один десяток миллионов рублей.

Наибольшие организационные и технические сложности при этом вызывает процесс печати и доставки от имени регионального оператора платежных документов на оплату взносов на КР всем собственникам помещений МКД (формирующим ФКР на счете регионального оператора) во всех населенных пунктах на всей территории субъекта РФ, притом что региональный оператор, как правило, создается в единственном числе в городе – центре данного субъекта РФ. Основные сложности обусловлены в данном случае тем, что согласно требованию ч. 4 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства. Создание же нескольких региональных операторов в одном субъекте РФ (несмотря на то, что Жилищный кодекс предусматривает это) – непозволительная роскошь для бюджетов субъектов РФ, чаще всего дефицитных.

Указанная проблема может быть решена путем создания информационной системы (п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), функциональные характеристики которой обеспечивают на всей территории субъекта РФ:

  • сбор, обработку и хранение данных о плате за жилые помещения и коммунальные услуги, включая платежи взносов на КР ОИ МКД;
  • выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающих в себя взносы на КР ОИ МКД.

Вместе с тем создание указанной информационной системы, которую можно также назвать региональной расчетно-платежной системой ЖКХ, требует прежде всего разработки организационного проекта, в котором центральным звеном данной системы становится региональный оператор, выполняющий согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ функции платежного агента. Он осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, и в соответствии с нормами Жилищного кодекса вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги с целью осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на КР.

При этом с целью исполнения требований п. 9.6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в качестве мер снижения кредиторской задолженности организаций, которые осуществляют управление МКД, по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями, в организационном проекте создания приведенной информационной системы логично предусмотреть следующие организационные и правовые решения:

  • региональный оператор согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц» (Закон № 103-ФЗ) выполняет функции оператора по приему платежей – платежного агента, заключившего с лицами, которыми вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом, договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
  • региональный оператор по условиям заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц получает право от своего имени и за счет лиц, которыми вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом, осуществлять прием денежных средств от плательщиков – физических лиц, а также обязуется осуществлять последующие расчеты с лицами, которыми вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • региональный оператор согласно п. 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ в статусе оператора по приему платежей заключает договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с платежными субагентами, расположенными на всей территории субъекта РФ;
  • платежные субагенты, расположенные на территории субъекта РФ, на основании договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенных ими с региональным оператором, обязаны представлять согласно ч. 1 ст. 171 ЖК РФ от имени регионального оператора платежные документы на оплату взносов на КР в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, всем собственникам помещений МКД, формирующим ФКР на счете регионального оператора, на территории субъекта РФ, определенной в данном договоре.

Таким образом, в процессе создания региональной системы КР ОИ МКД объективно появляется возможность одновременно создать региональную расчетно-платежную систему ЖКХ, решающую также задачи снижения кредиторской задолженности организаций, которые осуществляют управление МКД, по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями.

Указанная система включает следующие объекты:

  • региональный оператор, выполняющий функции оператора по приему платежей – платежного агента, заключившего с управляющими и ресурсоснабжающими организациями договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (что может быть оперативно реализовано, в частности, путем интеграции в состав регионального оператора расчетно-кассового центра (РКЦ), действующего в городе – центре субъекта РФ);
  • платежные субагенты, расположенные в городах и иных населенных пунктах на территории субъекта РФ, создаваемые, как правило, на базе уже действующих в них РКЦ и заключившие с региональным оператором договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а при отсутствии таких РКЦ – путем учреждения органами местного самоуправления организаций – платежных субагентов;
  • кредитная организация, в которой открыты счета регионального оператора и платежных субагентов.

Создание региональной расчетно-платежной системы ЖКХ позволяет за счет вознаграждения, получаемого региональным оператором при выполнении им функций оператора по приему платежей – платежного агента в качестве вида его деятельности, приносящей доход, способствует сокращению на величину данного дохода расходов бюджета субъекта РФ на содержание регионального оператора (согласно подп. 3 п. 14 Методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утв. приказом Минрегиона России от 14.06.2013 № 253). Данное обстоятельство становится особенно актуальным в связи с тем, что:

  • нормами Жилищного кодекса запрещено использование средств, формирующих ФКР ОИ МКД, на финансирование текущей деятельности регионального оператора;
  • для обеспечения текущей деятельности регионального оператора потребуется предусматривать ежегодное регулярное поступление средств (взносов) из бюджета субъекта РФ;
  • расходы на обеспечение текущей деятельности регионального оператора составляют несколько десятков миллионов рублей в год, что становится для бюджета субъекта РФ дополнительной, достаточно тяжелой финансовой нагрузкой, особенно в условиях дефицитности.

Вместе с тем, чтобы реализовать на практике проект создания региональной расчетно-платежной системы ЖКХ с приведенными общими функциональными характеристиками, прежде всего необходимо квалифицированно описать все правовые и организационные связи, регламенты взаимодействия, а также подготовить проекты различных видов договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, которыми оформляются отношения РО в статусе оператора по приему платежей – платежного агента с ресурсоснабжающими организациями и организациями, управляющими МКД, а также платежными субагентами.

В условия конкурсного отбора российской кредитной организации, в которой региональный оператор открывает счет для аккумуляции ФКР ОИ МКД, необходимо включить условие подготовки участниками конкурса организационных проектов информационной системы, обеспечивающей на всей территории субъекта РФ сбор, обработку и хранение данных о плате за жилые помещения и коммунальные услуги, включая платежи взносов на КР ОИ МКД, а также выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающих взносы на КР ОИ МКД.

Функциональные характеристики данной информационной системы должны стать критерием для оценки заявок кредитных организаций – участников конкурса, оптимальная величина значимости которого может быть – 20–30%.

Другим критерием для оценки заявок кредитных организаций – участников такого конкурса (его значимость – 70–80%) должна стать величина сокращения затрат бюджета субъекта РФ на оснащение и содержание регионального оператора в пересчете на год, получаемое за счет:

  • уменьшения затрат на приобретение (на условиях лизинга) программно-аппаратного комплекса регионального оператора, который решает задачи представления платежных документов на оплату взносов на КР всем собственникам помещений МКД, формирующим ФКР на счете регионального оператора на всей территории субъекта РФ, а также ведения системы учета ФКР;
  • вознаграждения, которое получает региональный оператор в процессе выполнения им функций оператора по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги в качестве вида деятельности регионального оператора, приносящей доход и способствующей сокращению на величину этого дохода расходов бюджета субъекта РФ на его содержание.

В организационном проекте, представляемом кредитной организацией – участником конкурса, должны быть приведены финансовые расчеты уммы приобретения региональным оператором на условиях лизинга программно-аппаратного комплекса, а также размера вознаграждения (в пересчете на год), получаемого региональным оператором при выполнении им функций оператора по приему платежей в качестве вида деятельности, приносящей доход и способствующей сокращению на величину данного дохода расходов бюджета субъекта РФ на его содержание.

Чтобы определить финансовые условия лизинга программно-аппаратного комплекса для РО, необходимо обладать информацией о программных продуктах, разработанных для осуществления основных направлений такой деятельности.

Программный продукт «Капитальный ремонт», предназначенный для автоматизации процессов формирования ФКР и планирования программ КР домов, выполняемых РО, разработан и представлен в 2013 г. в Минрегионе России компанией «Международный центр финансово-экономического развития» (МЦФЭР) в составе автоматизированной системы, которая предназначена для комплексного решения задач автоматизации системы управления жилищно-коммунальным хозяйством субъектов РФ.

В состав автоматизированной системы входит также программный продукт «Биллинговый центр» для расчета начислений платы за жилое помещение и коммунальные услуги в режиме онлайн с автоматическим учетом всех возникающих изменений. Применение данной подсистемы позволит автоматизировать начисление РО взносов на КР, подготовку и распечатку выставляемых собственникам помещений МКД с этой целью платежных документов.

В состав автоматизированной системы входит также подсистема «Жилищный фонд» – единая информационная база по жилищному фонду региона, дающая возможность формировать реестр аварийного и ветхого жилья, вести учет технических и энергетических характеристик МКД. Применение данного программного продукта решит задачу организации органами государственной власти субъектов РФ мониторинга технического состояния жилищного фонда субъекта РФ, которая обусловлена требованиями ч. 2 ст. 167 ЖК РФ.

Более подробно об экономических интересах кредитных организаций, а также преимуществах, которые получает банк – победитель конкурса вы прочтете в журнале "Управление многоквартирным домом".

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях
Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
  • оставлять комментарии к материалам
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль